text

Бесплатный вебинар 19 октября >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Педагог-психолог в школе

  • 25 апреля 2017
  • 1557

Скачать книгу «Психолого-педагогическое сопровождение»
Скачать бесплатно в .pdf

Школьный педагог-психолог активно участвует в жизни образовательного учреждения. Работа педагога-психолога в школе подразумевает консультирование и выступления на:

  • родительских собраниях;
  • заседаниях методобъединения;
  • педагогических советах.

Его помощь неоценима в вопросах профессиональной ориентации учащихся, разрешения конфликтных ситуаций, самовоспитания, формирования благоприятного психологического климата, построения гармоничных бесконфликтных отношений в ученическом коллективе. Психологов привлекают в случае запросов от органов опеки, народных судов, инспекций по делам несовершеннолетних для проведения психологической экспертизы школьников.

Работа педагога-психолога в школе: ключевые аспекты деятельности

Школьный психолог работает по пяти основным направлениям

Таблица
Скачать в .docx

Направление Описание
Просвещение Отсутствие психологический знаний влечет за собой конфликты в между родственниками или коллегами. Практикующий педагог-психолог должен стимулировать рост уровня психологической культуры у педработников. Работа практикующего педагога-психолога в школе заключается в приобщении родителей, учеников и учителей к знаниям в области психологии. 
В контексте этого он рассказывает взрослым об условиях и специфике благоприятного развития детской психики, знакомит их с результатами новейших исследований в области психологии. Задача специалиста - сформировать необходимость в знаниях психологии и стойкое желание использовать их в педагогической практике. Специалист поясняет школьникам основы самовоспитания и самопознания. Для реализации поставленных задач использует семинары, беседы, лекции, выставки, выступает на педсоветах и родительских собраниях. Важно, чтобы использованные методы не применялись в отрыве от практики, а затрагивали конкретные проблемы коллектива детей, педагогов или школы в целом. 
Профилактика  Деятельность специалиста концентрируется вокруг укрепления и сохранения детского психологического здоровья. Психологическая профилактика зачастую недостаточно развита, однако именно она выполняет ряд задач:
1. Ответственность за создание в образовательном учреждении гармоничных условий для формирования и развития личностей учащихся.
2. Оперативное определение отклонений в эмоциональном или интеллектуальном развитии детей, диагностика «трудных» учеников.
3. Меры профилактики, предупреждающие сложности, связанные с переходом школьников на следующую образовательную ступень. 
Психологическая профилактика осуществляется в три этапа:
• Первичный – занятия со школьниками с несущественными поведенческими и эмоциональными расстройствами, проблемами с учебой. На этом этапе педагог-психолог интересуется всеми без исключения учащимися школы.
• Вторичный – акцент делается на учащихся из «группы риска». Психолог занимается ранним выявлением у учащихся сложностей в поведении и учебе. Специалисту важно справиться со сложностями до того, когда дети попадут в социально опасные группы. Работа проводится с педагогами и родителями, которым важно овладеть навыками преодоления трудностей. 
• Третичный – специалист уделяет внимание ученикам с ощутимыми и значительно выраженными проблемами с коммуникацией, учебой и поведением, стремится преодолеть эти трудности. 
Психолого-педагогический консилиум Консилиум является инструментом помощи учителям в проведении анализа интеллектуального развития школьников, их личностных качеств. Метод учит применять оптимистичный подход относительно детских перспектив, позволяет оценить проблемы мотивации, самооценки учащихся, стимулирует на разработку плана взаимодействия с учениками. 
Консилиум проводится после тщательной подготовки, в ходе которой педагог-психолог демонстрирует сильные и слабые стороны детей, озвучивает данные наблюдений, бесед и результатов психодиагностики. Специалисту важно добиться того, чтобы учителя отказались от штампов и ранних установок в отношении тех или иных детей, что позволяет ему снять какую-либо оценку с учащегося. Детей учителям следует принимать не хорошими или плохими, а личностями, которые нуждаются в поддержке и помощи. Консилиум позволяет всем педработникам образовательного учреждения охватить суть личностной проблемы учащегося, чтобы после действовать в его интересах. 
Консультация Психологическое консультирование в школе затрагивает взаимоотношения детей и взрослых, учеников внутри детского коллектива, педагогов в педколлективе. Педагог-психолог проводит как групповые, так и индивидуальные консультации:
• Педагоги чаще обращаются к специалисту по вопросам детей, которые испытывают сложности с усвоением программы, отсутствием мотивации и желанием учиться, конфликтным поведением, а также в связи с неэффективностью применяемых педагогических приемов.
• Родители учеников нуждаются в профессиональной поддержке в связи со сложностями в подготовке к школе, рассеянностью детей, нежеланием учиться, повышенной возбудимостью, агрессивностью, боязливостью, заниженной самооценкой.
• Учащиеся обращаются для разрешения сложностей в отношениях со сверстниками, учителями и родителями, реже их волнуют вопросы самовоспитания и профориентации. 
Специалист использует методику прямого и опосредованного консультирования. Первая заключается в совместной работе над решением сложившихся проблем, а вторая – в опосредованном решении проблемы. Консультирование помогает родителям, учащимся и педагогам самостоятельно находить выход из сложившихся ситуаций, накапливая при этом опыт рационального решения проблем.
Диагностика Педагог-психолог диагностирует особенности и уровень психологического развития ребенка. Результаты психодиагностики полезны как для педагогов, так и для родителей. В процессе диагностики специалист использует высоко- и низкоформализованные методы. Для получения комплексной картины он синтезирует собственные наблюдения и полученные результаты тестов. 
Психодиагностика проводится по нескольким направлениям:
• развитие интеллекта;
• степень развития процесса познания;
• оценка способностей к адаптации и эмоционального состояния;
• определение мотивации;
• наличие личностных отклонений (для подростков);
• профориентационный анализ.
Завершающим этапом диагностики является составление психологического диагноза - сформулированного заключения по ключевым характеристикам личностного и психологического развития учащегося. В ходе постановки диагноза учитываются результаты психологического обследования и возрастной анализ. 

План работы педагога-психолога в школе

Профилактическая работа школьного психолога предполагает планирование. Содержание психопрофилактической деятельности предусматривает несколько важных задач:

  1. Составление и осуществление развивающих программ, рассчитанных на детей различных возрастов.
  2. Диагностика психологических особенностей учеников, которые впоследствие могут трансформироваться в отклонения развитии личностности или интеллекта.
  3. Контроль за формированием условий воспитания и обучения, которые необходимы детям для гармоничного психического развития.
  4. Педагог-психолог работает по предупреждению потенциальных сложностей в психическом развитии.
  5. Оказывает помощь в профориентации и осознании личностных интересов, профессий и сфер деятельности, в которых школьники желают реализовывать свои знания и способности.
  6. Помогает создать оптимальный психологический климат в образовательном учреждении.

Педагог-психолог в школе

План работы педагога-психолога в школе предполагает групповые и индивидуальные консультации. В контексте консультативной работы специалист взаимодействует с учителями, директором и его заместителями, родителями и учащимися. Взрослым консультирование помогает решить проблемы воспитательного и образовательного характера. Работая с родителями, психолог стремится концентрировать внимание на интересах детей, помогая мамам и папам оценить причины сложностей в обучении и проблемах с поведением их чад. Школьникам на консультациях предоставляется неоценимая помощь о самоопределению, самовоспитанию, построению положительных отношений со сверстниками, родственниками и взрослыми. Групповые консультации с учениками чаще направлены на профориентацию.

Программа работы педагога-психолога школы

Результаты диагностики и психологического консультирования позволяют практикующему специалисту определить спектр проблем и сложностей, с которыми сталкиваются все участники процесса обучения. Так формируется программа работы педагога-психолога школы, которая является своего рода разработкой рекомендаций по реализации психокоррекционного воздействия на подростков и педколлектив.

Психокоррекционные программы подразумевают педагогическую и психологическую часть. 

  1. Первая из них представляет собой психологические рекомендации, составленные классным руководителем, администрацией школы, учителем и психологом, родителями. В контексте того, кто будет взаимодействовать с детьми и какие задачи будут решаться, тот или иной участник процесса образования принимает участие в составлении и реализации педагогической части программы. Осуществление рекомендаций проходит под непосредственным наблюдением педагога-психолога.
  2. Психологическую часть программы планирует и реализует непосредственно школьный психолог или привлеченные специалисты.

Отчет о результатах деятельности педагога-психолога школы

Специалист составляет план работы на неделю, месяц и год, соответственно этому готовит отчеты. Систематически школьный психолог формирует аналитический отчет о проделанной работе. В документе он отражает:

  1. перспективы работы школьной психологической службы;
  2. на их основании он определяет основные цели и задачи работы;
  3. используемые рабочие программы;
  4. перечисляет осуществленные виды работ;
  5. отражает специфику межведомственного взаимодействия;
  6. указывает результаты консультативной, диагностической, просветительной, коррекционно-развивающей деятельности;
  7. результаты методической работы.

Отчет о работе педагога-психолога школы завершается описанием перспектив работы школьной психологической службы. 

Узнать больше о работе педагога-психолога в школе можно в следующих статьях:

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ОО» — это эффективное планирование образовательной деятельности, контроль качество образования, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.