Педагог-психолог в школе

477

Скачать книгу «Психолого-педагогическое сопровождение» в формате pdf >>>

Школьный педагог-психолог активно участвует в жизни образовательного учреждения. Работа педагога-психолога в школе подразумевает консультирование и выступления на:

  • родительских собраниях;
  • заседаниях методобъединения;
  • педагогических советах.

Его помощь неоценима в вопросах профессиональной ориентации учащихся, разрешения конфликтных ситуаций, самовоспитания, формирования благоприятного психологического климата, построения гармоничных бесконфликтных отношений в ученическом коллективе. Психологов привлекают в случае запросов от органов опеки, народных судов, инспекций по делам несовершеннолетних для проведения психологической экспертизы школьников.

Работа педагога-психолога в школе: ключевые аспекты деятельности

Школьный психолог работает по пяти основным направлениям

Таблица
Скачать в .docx

Направление Описание
Просвещение Отсутствие психологический знаний влечет за собой конфликты в между родственниками или коллегами. Практикующий педагог-психолог должен стимулировать рост уровня психологической культуры у педработников. Работа практикующего педагога-психолога в школе заключается в приобщении родителей, учеников и учителей к знаниям в области психологии. 
В контексте этого он рассказывает взрослым об условиях и специфике благоприятного развития детской психики, знакомит их с результатами новейших исследований в области психологии. Задача специалиста - сформировать необходимость в знаниях психологии и стойкое желание использовать их в педагогической практике. Специалист поясняет школьникам основы самовоспитания и самопознания. Для реализации поставленных задач использует семинары, беседы, лекции, выставки, выступает на педсоветах и родительских собраниях. Важно, чтобы использованные методы не применялись в отрыве от практики, а затрагивали конкретные проблемы коллектива детей, педагогов или школы в целом. 
Профилактика  Деятельность специалиста концентрируется вокруг укрепления и сохранения детского психологического здоровья. Психологическая профилактика зачастую недостаточно развита, однако именно она выполняет ряд задач:
1. Ответственность за создание в образовательном учреждении гармоничных условий для формирования и развития личностей учащихся.
2. Оперативное определение отклонений в эмоциональном или интеллектуальном развитии детей, диагностика «трудных» учеников.
3. Меры профилактики, предупреждающие сложности, связанные с переходом школьников на следующую образовательную ступень. 
Психологическая профилактика осуществляется в три этапа:
• Первичный – занятия со школьниками с несущественными поведенческими и эмоциональными расстройствами, проблемами с учебой. На этом этапе педагог-психолог интересуется всеми без исключения учащимися школы.
• Вторичный – акцент делается на учащихся из «группы риска». Психолог занимается ранним выявлением у учащихся сложностей в поведении и учебе. Специалисту важно справиться со сложностями до того, когда дети попадут в социально опасные группы. Работа проводится с педагогами и родителями, которым важно овладеть навыками преодоления трудностей. 
• Третичный – специалист уделяет внимание ученикам с ощутимыми и значительно выраженными проблемами с коммуникацией, учебой и поведением, стремится преодолеть эти трудности. 
Психолого-педагогический консилиум Консилиум является инструментом помощи учителям в проведении анализа интеллектуального развития школьников, их личностных качеств. Метод учит применять оптимистичный подход относительно детских перспектив, позволяет оценить проблемы мотивации, самооценки учащихся, стимулирует на разработку плана взаимодействия с учениками. 
Консилиум проводится после тщательной подготовки, в ходе которой педагог-психолог демонстрирует сильные и слабые стороны детей, озвучивает данные наблюдений, бесед и результатов психодиагностики. Специалисту важно добиться того, чтобы учителя отказались от штампов и ранних установок в отношении тех или иных детей, что позволяет ему снять какую-либо оценку с учащегося. Детей учителям следует принимать не хорошими или плохими, а личностями, которые нуждаются в поддержке и помощи. Консилиум позволяет всем педработникам образовательного учреждения охватить суть личностной проблемы учащегося, чтобы после действовать в его интересах. 
Консультация Психологическое консультирование в школе затрагивает взаимоотношения детей и взрослых, учеников внутри детского коллектива, педагогов в педколлективе. Педагог-психолог проводит как групповые, так и индивидуальные консультации:
• Педагоги чаще обращаются к специалисту по вопросам детей, которые испытывают сложности с усвоением программы, отсутствием мотивации и желанием учиться, конфликтным поведением, а также в связи с неэффективностью применяемых педагогических приемов.
• Родители учеников нуждаются в профессиональной поддержке в связи со сложностями в подготовке к школе, рассеянностью детей, нежеланием учиться, повышенной возбудимостью, агрессивностью, боязливостью, заниженной самооценкой.
• Учащиеся обращаются для разрешения сложностей в отношениях со сверстниками, учителями и родителями, реже их волнуют вопросы самовоспитания и профориентации. 
Специалист использует методику прямого и опосредованного консультирования. Первая заключается в совместной работе над решением сложившихся проблем, а вторая – в опосредованном решении проблемы. Консультирование помогает родителям, учащимся и педагогам самостоятельно находить выход из сложившихся ситуаций, накапливая при этом опыт рационального решения проблем.
Диагностика Педагог-психолог диагностирует особенности и уровень психологического развития ребенка. Результаты психодиагностики полезны как для педагогов, так и для родителей. В процессе диагностики специалист использует высоко- и низкоформализованные методы. Для получения комплексной картины он синтезирует собственные наблюдения и полученные результаты тестов. 
Психодиагностика проводится по нескольким направлениям:
• развитие интеллекта;
• степень развития процесса познания;
• оценка способностей к адаптации и эмоционального состояния;
• определение мотивации;
• наличие личностных отклонений (для подростков);
• профориентационный анализ.
Завершающим этапом диагностики является составление психологического диагноза - сформулированного заключения по ключевым характеристикам личностного и психологического развития учащегося. В ходе постановки диагноза учитываются результаты психологического обследования и возрастной анализ. 

План работы педагога-психолога в школе

Профилактическая работа школьного психолога предполагает планирование. Содержание психопрофилактической деятельности предусматривает несколько важных задач:

  1. Составление и осуществление развивающих программ, рассчитанных на детей различных возрастов.
  2. Диагностика психологических особенностей учеников, которые впоследствие могут трансформироваться в отклонения развитии личностности или интеллекта.
  3. Контроль за формированием условий воспитания и обучения, которые необходимы детям для гармоничного психического развития.
  4. Педагог-психолог работает по предупреждению потенциальных сложностей в психическом развитии.
  5. Оказывает помощь в профориентации и осознании личностных интересов, профессий и сфер деятельности, в которых школьники желают реализовывать свои знания и способности.
  6. Помогает создать оптимальный психологический климат в образовательном учреждении.

Педагог-психолог в школе

План работы педагога-психолога в школе предполагает групповые и индивидуальные консультации. В контексте консультативной работы специалист взаимодействует с учителями, директором и его заместителями, родителями и учащимися. Взрослым консультирование помогает решить проблемы воспитательного и образовательного характера. Работая с родителями, психолог стремится концентрировать внимание на интересах детей, помогая мамам и папам оценить причины сложностей в обучении и проблемах с поведением их чад. Школьникам на консультациях предоставляется неоценимая помощь о самоопределению, самовоспитанию, построению положительных отношений со сверстниками, родственниками и взрослыми. Групповые консультации с учениками чаще направлены на профориентацию.

Программа работы педагога-психолога школы

Результаты диагностики и психологического консультирования позволяют практикующему специалисту определить спектр проблем и сложностей, с которыми сталкиваются все участники процесса обучения. Так формируется программа работы педагога-психолога школы, которая является своего рода разработкой рекомендаций по реализации психокоррекционного воздействия на подростков и педколлектив.

Психокоррекционные программы подразумевают педагогическую и психологическую часть. 

  1. Первая из них представляет собой психологические рекомендации, составленные классным руководителем, администрацией школы, учителем и психологом, родителями. В контексте того, кто будет взаимодействовать с детьми и какие задачи будут решаться, тот или иной участник процесса образования принимает участие в составлении и реализации педагогической части программы. Осуществление рекомендаций проходит под непосредственным наблюдением педагога-психолога.
  2. Психологическую часть программы планирует и реализует непосредственно школьный психолог или привлеченные специалисты.

Отчет о результатах деятельности педагога-психолога школы

Специалист составляет план работы на неделю, месяц и год, соответственно этому готовит отчеты. Систематически школьный психолог формирует аналитический отчет о проделанной работе. В документе он отражает:

  1. перспективы работы школьной психологической службы;
  2. на их основании он определяет основные цели и задачи работы;
  3. используемые рабочие программы;
  4. перечисляет осуществленные виды работ;
  5. отражает специфику межведомственного взаимодействия;
  6. указывает результаты консультативной, диагностической, просветительной, коррекционно-развивающей деятельности;
  7. результаты методической работы.

Отчет о работе педагога-психолога школы завершается описанием перспектив работы школьной психологической службы. 

Узнать больше о работе педагога-психолога в школе можно в следующих статьях:



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль