Развитие математических способностей у младших школьников

438

Интеллект ребенка активно развивается в младшем школьном возрасте, но при этом развитие математических способностей у младших школьников можно справедливо отнести к наименее изученным методическим аспектам. Нередко классные руководители, акцентируя внимание на приобретении навыков, умении и усвоении знаний, препятствуют развитию способностей у учеников.  

Причинами являются:

  • отсутствие творческого подхода к решению задач;
  • чрезмерная алгоритмизация и стандартизация действий;
  • неумение педагога сформировать у учащихся навыка анализа задач, планирования поиска наиболее рационального решения.

Математические способности у младших школьников: особенности развития

Математические навыки и способности имеют практическое значение в разрезе потребности общества в людях, которые нестандартно и творчески мыслят. Стимулирование способностей у детей позволяет повысить качество знаний и уровень успеваемости, сформировать стойкий интерес к предмету.

Существует ошибочное мнение, что способные к математике дети умеют делать быстрые и сложные вычисления в уме, хорошо запоминают формулы, цифры, даты. На деле, математическая одаренность проявляется в девяти способностях:

  1. отделение формы от содержания, формализация информации, абстрагирование от взаимосвязи чисел и пространства;
  2. умение обобщать материал;
  3. владение знаковой и числовой символикой;
  4. логическое последовательно выстроенное рассуждение, использование выводов и доказательств;
  5. свернутое мышление, сокращение процесса рассуждения;
  6. переход с прямого на обратное мышление (обратимость);
  7. гибкость мыслительного процесса, отход от шаблонов;
  8. математическая память на логические схемы, формилизованные структуры;
  9. пространственное мышление.

Дети, имеющие талант к математике, отличаются:

  • Положительным эмоциональным откликом на умственные задачи и нагрузки;
  • Склонностью к умозаключениям и умственным действиям;
  • Потребностью в наличии и нарастании умственной нагрузки;
  • Стремлением к самостоятельности в планировании действии и выборе деятельности;
  • Трудолюбием и повышенной работоспособностью;
  • Рассудительностью, настойчивостью, независимостью мышления.

Школьная концепция развития математических навыков у учащихся младшего звена

Таблица
Скачать в .docx

Программная часть Учительская часть
• Упор на теоретическую часть
• Ускоренное изучение материала
• Работа над осознанием детьми учебного процесса
• Задействование высокого уровня трудности задач
• Акцент на развитие всех учеников с учетом их индивидуальных особенностей
• Стимулирование потребности в самостоятельном поиске решения задач, которые ранее не встречались
• Педагог стимулирует желание учеников получать новые математические знания, участвовать в олимпиадах и конкурсах.
• Учитель прогнозирует степень освоения программного материала и уровень развития математических способностей детей.
• Использует творческие приемы и методы, нестандартные подходы к проведению уроков.
• Педагог демонстрирует высокую эрудицию и интеллект.

Педагогу важно создать условия, необходимые для осознанной активной творческой деятельности. Для этого он поддерживает психологически положительный микроклимат в детском коллективе, провоцирует положительные эмоции, пробуждает интерес к математике, творческую активность, предоставляет вариативность работы на уроке, дарит учащимся свободу выбора алгоритма действий.

На уроках математики, по результатам самостоятельной и творческой работы, в ходе оценки степени увлеченности предметом, результатов участия в конкурсах и олимпиадах, учитель делает вывод о наличии или отсутствии у ученика способностей к математике.

Стимулировать математические способности у учеников младшего школьного возраста учителям помогает ряд приемов:

  1. циклические упражнения для развития способности анализировать и рассуждать;
  2. комплексные упражнения и задачи на развитие способностей к математике;
  3. задействование ИКТ-технологий;
  4. применение дидактических игр;
  5. факультативы «Занимательные задачки»;
  6. стимулирующую внеурочную работу.

Алгоритм работы учителя:

  1. Диагностика и оценка имеющегося уровня способностей у учащихся;
  2. Составление прогноза на результаты учебной деятельности;
  3. Реализация циклических и комплексных упражнений в рамках программы;
  4. Привлечение к работе всех учеников и формирование необходимых для этого условий;
  5. Педагог составляет и вместе с учащимися ищет ответ на задания олимпиадного уровня.

Виды работы для развития таланта к математике

Таблица
Скачать в .docx

Деятельность Специфика
Фронтальная Работа ведется с классом, все учащиеся решают задачи, сравнивают и анализируют результаты. Эта форма допускает творческие и репродуктивные задания, проблемное обучение и объяснительно-иллюстративное изложение. На протяжении первого, и в первом полугодии второго класса все текстовые упражнения из учебника решаются исключительно фронтально, поскольку дети еще не могут справиться с ними самостоятельно. В 3 классе ученики сперва анализируют задачу самостоятельно, а после сравнивают предложенные варианты решения. 
Индивидуальная Форма направлена на каждого отдельного ученика, задания подбираются с учетом его способностей и уровня освоения материала. Работа делится на два направления:
• индивидуальная - ученик работает самостоятельно, но в одном темпе с одноклассниками. При этом задания дифференцируются по сложности, объему и наличию творческой составляющей;
• индивидуализированная - ученик работает отдельно от одноклассников в комфортном для него темпе.
Групповая Работа в группах строится таким образом, чтобы учитель мог оценить вклад каждого учащегося. Оптимально формировать группы из 2-4 учеников, меняя их состав и численность от урока к уроку. Такой подход позволяет каждому школьнику проявить себя, почувствовать свою значимость для коллектива. 

Особенности развития математических способностей у младших школьников

Важно подчеркнуть, что математический талант развивается только в систематическом действии. Принципы стимулирования способности к математике подразумевают групповые и индивидуальные задачи с поэтапным их усложнением.

Развитие математических способностей у младших школьников

Особенности развития математических навыков и способностей у младших школьников подразумевают несколько этапов:

  1. Сперва одаренные математическим складом ума дети больше подражают, отличаются репродуктивностью. На следующем этапе развития таланта они начинают проявлять индивидуальность и оригинальность в решении поставленных задач. Самостоятельность действий раскрывается сначала через подражание образцу, а после - без него.
  2. Затем ученики могут комплексно оценить задачу, оценить представленные в условии величины и соотношения между ними. Они быстро схватывают формальную структуру, формализовано воспринимают материал. Талантливые дети широко и обобщенно мыслят, рассматривая одну задачу из ряда похожих, они способны к обобщению, решая конкретное упражнение как типовое.
  3. Свернутые умозаключения отличают одаренных школьников. Они решают задачи, тратя время исключительно на вычисления, поскольку логически обоснованное рассуждение занимает у них считанные секунды. Дети с легкостью переключаются с одной задачи на следующую, их мыслительные процессы невероятно подвижны. Их отличает стремление к рациональности (изяществу) решения, поиску наиболее оперативного и простого пути решения.

На занятиях математикой дети должны радоваться и получать удовольствие от выполнения упражнений и решения задачек. У младших школьников приветствуется стремление к учебной деятельности без принуждения со стороны педагога. Первые неудачи могут оттолкнуть ребенка от изучения предмета, потому следует создавать так называемые «ситуации успеха», которые помогут поднять самооценку учащегося и стимулировать его интерес к математике.

Способствовать проявлению творческих способностей в решении математических задачи можно путем предоставления некоторой свободы. Дети будут искать нестандартные и нешаблонные пути решения. Чтобы интерес к изучению не угасал, наряду с посильными задачами, детям важно предлагать упражнения, сложность которых незначительно превосходит его возможности на данный момент. Этот прием называют «зоной ближайшего развития», он стимулирует у школьников желание достичь нужного уровня, чтобы с легкостью решать пока сложные для него задания.

Развитие математических способностей у младших школьников

Младшие школьники сталкиваются со сложностями, связанными с недостаточным развитием мелкой моторики и со страхами перед непонятной и трудной для восприятия математической информацией. Потому в построении плана урока учителю следует ориентироваться на характеристики психической активности и индивидуальные черты детей. Педагогу важно предвидеть возможные затруднения у учеников, чтобы своевременно предотвратить их.

Узнать больше о развитии математических способностей у младших школьников можно в статьях:

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль