Темы самообразования классного руководителя

895

Скачать книгу «Воспитательная работа» в формате pdf >>>

Хороший педагог – это не только преподаватель, который дает ученикам максимум знаний. Это еще и тонкий психолог, и высокообразованный, приятный в общении человек, который может стать авторитетом для подрастающего поколения. На качество образовательного и воспитательного процесса уровень подготовки классруков имеет огромное влияние. Уровень умений и знаний должен постоянно меняться, расти ввысь, и даже посещение всевозможных курсов и семинаров для повышения квалификации не принесет плодов без выбранных и проработанных тем самообразования классного руководителя.

Что вообще такое самообразование? Это процесс самостоятельного получения новых знаний в выбранной сфере, плотная ее проработка до достижения определенного результата. Важными особенностями такого процесса являются добровольность и внутреннее стремление к овладению новыми навыками.

Потребность в приобретении новых способностей и стремлений есть в любой профессии, а в случае с работой в школе – особенно. Это обуславливается высокой моральной и социальной ответственностью. Учитель обязан постоянно развиваться, чтобы быть достойным членом общества и подавать пример своим ученикам.

Какие мотивы побуждают учителя к получать новые навыки самостоятельно?

  • Ежедневное взаимодействие с информацией. Собирая материал для классного часа, собрания родителей, любого школьного мероприятия, учитель собирает и изучает новую для него информацию.
  • Потребность в творчестве. Учитель – представитель творческой профессии. Такой человек не может в течение всего педагогического стажа следовать одному и тому же, изученному вдоль и поперек плану или сценарию, читать один и тот же доклад. Рано или поздно у хорошего педагога появляется желание большего, чтобы деятельность приносила удовлетворение и оставалась интересной.
  • Изменения в обществе, смена ориентиров. В мире постоянно происходят изменения, и в первую очередь им подвержено именно молодое поколение. Мировоззрение учеников меняется, и если педагог вовремя не подхватит «тренд», в глазах своих воспитанников он будет недалеким, отставшим человеком. Соответственно, потеряет авторитет.
  • Общественное мнение. Педагогам не все равно, как оценивают его деятельность. Никому не хочется быть плохим учителем, к которому не прислушиваются.
  • Материальная составляющая. Уровень подготовки, знания и умения преподавателя дают ему право получать надбавки и премии, становиться лауреатом конкурсов, получать награды, и т.п. Если не совершенствовать себя и свои знания, о материальных поощрениях останется только мечтать.
  • Интерес. Для взрослого человека изучение чего-то нового  - интересно и приятно.

План самообразования классного руководителя по теме

Основные темы самообразования классного руководителя сводятся к таким сферам:

  • Психолого-педагогическая (ориентируется на родителей и учеников)
  • Психологическая
  • Методическая
  • Историческая
  • Эстетическая (гуманитарная)
  • Правовая
  • ИКТ
  • Интересы и хобби
  • Охрана здоровья.

Выбор определенного узкого вопроса в каком-то конкретном направлении огромен, и зависит в первую очередь от того, насколько весь педагогический коллектив нуждается в проработке этой темы. Чтобы определить такую потребность, нужно для начала проанализировать всю воспитательную деятельность классруков в школе за прошедший учебный год.

Каждый год учитель должен выбрать новую тему для самостоятельного образования, углубляя и подробнее дополняя то, что уже существует в виде наработок по этому вопросу. Такая система помогает обобщить опыт каждого педагога и полностью раскрыть тему в течение нескольких лет.

План самообразования классного руководителя по теме

Процесс самообразования состоит из огромного набора разноплановых задач. Все они напрямую или косвенно ускоряют рост классрука как профессионала, это:

  • Просмотр передач по телевизору, посвященных деятельности педагогов и школьному образованию;
  • Подписка на профессиональные периодические издания – журналы и газеты;
  • Чтение методической литературы;
  • Нахождение и изучение информации по психологии и педагогическим технологиями в Интернете;
  • Участие в профильных тренингах, семинарах, дискуссионных клубах;
  • Участие в совещаниях для обмена опытом с другими педагогами;
  • Интерактивные тренинги;
  • Постоянно прохождение курсов повышения квалификации; 
  • Изучение ИКТ;
  • Организация воспитательной деятельности;
  • Проведение открытых мероприятий, чтобы коллеги смогли проанализировать работу классного руководителя со стороны;
  • Ведение здорового образа жизни.

На основе выбранной темы педагог пишет собственный план работы над выставленной проблемой. В плане указывается название, цели и задачи темы, ожидаемый результат, виды деятельности в ходе самообразовательного проекта, разбитые на этапы с временными отрезками. Также нужно указать метод демонстрации проделанной работы и вид отчета.

В конце работы над темой работник пишет отчет с анализом, рекомендациями и выводами для других представителей педагогического коллектива.

Любая деятельность бессмысленна, если в ее результате не появляются какие-то достижения или новые продукты. В самостоятельном образовании также должны присутствовать результаты, которые достигаются за конкретное время. Это может быть:

  • Улучшение качества преподавания
  • Издание или разработка статей, методичек, сценариев, исследований
  • Разработка новых приемов обучения, методов и форм
  • Выступления, доклады
  • Разработка тестов, дидактических и наглядных материалов
  • Создание методических рекомендаций по применению инновационных технологий
  • Разработка и проведение открытых уроков по технологиям собственной разработки
  • Создание комплексных педагогических наработок
  • Проведение мастер-классов, конференций, тренингов и семинаров для обобщения опыта по конкретной проблеме
  • Повышение престижа школы.

Стоит отметить, что чем больше инструментов, методов использует в своем образовательном процессе учитель, тем эффективнее будет его самостоятельное образование. В первую очередь маркером педагогического самоообразования должно стать повышенное качество учебно-воспитательного процесса.

Структура тем самообразования классного руководителя должна зависеть от подведения итогов воспитательной работы за прошлый год. Рефлексия учениками и учителями, диагностика воспитательного процесса в школе дают возможность определить направления деятельности, которые требуют коррекции или полного изменения подхода.

Примерные темы самообразования для классных руководителей

№п/п

Название

1

Экологическое воспитание в вопросах духовного развития школьника

2

Экологическая культура личности и ее формирование

3

Воспитательная работа в период перехода из младшей школы в среднюю

4

Воспитательная работа с учащимися профильных классов

5

Индивидуальная работа с учениками в условиях адаптации к новому коллективу

6

Методы и формы воспитания для привития духовных ценностей у школьников

7

Нравственная самооценка у школьников и ее формирование в ходе воспитания этической культуры

8

Формирование творческой личности

9

Воспитание межэтнической гармонии в многонациональных и разноконфессиальных классах

10

Социально-педагогическая деятельность классного руководителя

11

Деятельность по социальной защите учащегося

12

Работа с неблагополучными семьями

13

Работа с одаренными детьми

14

Половое воспитание учащихся: научно-методические подходы

15

Актуальные технологии воспитания: внедрение и развитие

16

Воспитательная система класса

17

Коллективная творческая деятельность среди учеников

18

Создание ситуации успеха для учеников во внеурочное время

19

Самоуправление в классе

20

Формирование национального самосознания и патриотическое воспитание

Читать еще по теме самообразования педагогов:

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль