Темы самообразования классного руководителя

247

Скачать книгу «Воспитательная работа» в формате pdf >>>

Хороший педагог – это не только преподаватель, который дает ученикам максимум знаний. Это еще и тонкий психолог, и высокообразованный, приятный в общении человек, который может стать авторитетом для подрастающего поколения. На качество образовательного и воспитательного процесса уровень подготовки классруков имеет огромное влияние. Уровень умений и знаний должен постоянно меняться, расти ввысь, и даже посещение всевозможных курсов и семинаров для повышения квалификации не принесет плодов без выбранных и проработанных тем самообразования классного руководителя.

Что вообще такое самообразование? Это процесс самостоятельного получения новых знаний в выбранной сфере, плотная ее проработка до достижения определенного результата. Важными особенностями такого процесса являются добровольность и внутреннее стремление к овладению новыми навыками.

Потребность в приобретении новых способностей и стремлений есть в любой профессии, а в случае с работой в школе – особенно. Это обуславливается высокой моральной и социальной ответственностью. Учитель обязан постоянно развиваться, чтобы быть достойным членом общества и подавать пример своим ученикам.

Какие мотивы побуждают учителя к получать новые навыки самостоятельно?

  • Ежедневное взаимодействие с информацией. Собирая материал для классного часа, собрания родителей, любого школьного мероприятия, учитель собирает и изучает новую для него информацию.
  • Потребность в творчестве. Учитель – представитель творческой профессии. Такой человек не может в течение всего педагогического стажа следовать одному и тому же, изученному вдоль и поперек плану или сценарию, читать один и тот же доклад. Рано или поздно у хорошего педагога появляется желание большего, чтобы деятельность приносила удовлетворение и оставалась интересной.
  • Изменения в обществе, смена ориентиров. В мире постоянно происходят изменения, и в первую очередь им подвержено именно молодое поколение. Мировоззрение учеников меняется, и если педагог вовремя не подхватит «тренд», в глазах своих воспитанников он будет недалеким, отставшим человеком. Соответственно, потеряет авторитет.
  • Общественное мнение. Педагогам не все равно, как оценивают его деятельность. Никому не хочется быть плохим учителем, к которому не прислушиваются.
  • Материальная составляющая. Уровень подготовки, знания и умения преподавателя дают ему право получать надбавки и премии, становиться лауреатом конкурсов, получать награды, и т.п. Если не совершенствовать себя и свои знания, о материальных поощрениях останется только мечтать.
  • Интерес. Для взрослого человека изучение чего-то нового  - интересно и приятно.

План самообразования классного руководителя по теме

Основные темы самообразования классного руководителя сводятся к таким сферам:

  • Психолого-педагогическая (ориентируется на родителей и учеников)
  • Психологическая
  • Методическая
  • Историческая
  • Эстетическая (гуманитарная)
  • Правовая
  • ИКТ
  • Интересы и хобби
  • Охрана здоровья.

Выбор определенного узкого вопроса в каком-то конкретном направлении огромен, и зависит в первую очередь от того, насколько весь педагогический коллектив нуждается в проработке этой темы. Чтобы определить такую потребность, нужно для начала проанализировать всю воспитательную деятельность классруков в школе за прошедший учебный год.

Каждый год учитель должен выбрать новую тему для самостоятельного образования, углубляя и подробнее дополняя то, что уже существует в виде наработок по этому вопросу. Такая система помогает обобщить опыт каждого педагога и полностью раскрыть тему в течение нескольких лет.

План самообразования классного руководителя по теме

Процесс самообразования состоит из огромного набора разноплановых задач. Все они напрямую или косвенно ускоряют рост классрука как профессионала, это:

  • Просмотр передач по телевизору, посвященных деятельности педагогов и школьному образованию;
  • Подписка на профессиональные периодические издания – журналы и газеты;
  • Чтение методической литературы;
  • Нахождение и изучение информации по психологии и педагогическим технологиями в Интернете;
  • Участие в профильных тренингах, семинарах, дискуссионных клубах;
  • Участие в совещаниях для обмена опытом с другими педагогами;
  • Интерактивные тренинги;
  • Постоянно прохождение курсов повышения квалификации; 
  • Изучение ИКТ;
  • Организация воспитательной деятельности;
  • Проведение открытых мероприятий, чтобы коллеги смогли проанализировать работу классного руководителя со стороны;
  • Ведение здорового образа жизни.

На основе выбранной темы педагог пишет собственный план работы над выставленной проблемой. В плане указывается название, цели и задачи темы, ожидаемый результат, виды деятельности в ходе самообразовательного проекта, разбитые на этапы с временными отрезками. Также нужно указать метод демонстрации проделанной работы и вид отчета.

В конце работы над темой работник пишет отчет с анализом, рекомендациями и выводами для других представителей педагогического коллектива.

Любая деятельность бессмысленна, если в ее результате не появляются какие-то достижения или новые продукты. В самостоятельном образовании также должны присутствовать результаты, которые достигаются за конкретное время. Это может быть:

  • Улучшение качества преподавания
  • Издание или разработка статей, методичек, сценариев, исследований
  • Разработка новых приемов обучения, методов и форм
  • Выступления, доклады
  • Разработка тестов, дидактических и наглядных материалов
  • Создание методических рекомендаций по применению инновационных технологий
  • Разработка и проведение открытых уроков по технологиям собственной разработки
  • Создание комплексных педагогических наработок
  • Проведение мастер-классов, конференций, тренингов и семинаров для обобщения опыта по конкретной проблеме
  • Повышение престижа школы.

Стоит отметить, что чем больше инструментов, методов использует в своем образовательном процессе учитель, тем эффективнее будет его самостоятельное образование. В первую очередь маркером педагогического самоообразования должно стать повышенное качество учебно-воспитательного процесса.

Структура тем самообразования классного руководителя должна зависеть от подведения итогов воспитательной работы за прошлый год. Рефлексия учениками и учителями, диагностика воспитательного процесса в школе дают возможность определить направления деятельности, которые требуют коррекции или полного изменения подхода.

Примерные темы самообразования для классных руководителей

№п/п

Название

1

Экологическое воспитание в вопросах духовного развития школьника

2

Экологическая культура личности и ее формирование

3

Воспитательная работа в период перехода из младшей школы в среднюю

4

Воспитательная работа с учащимися профильных классов

5

Индивидуальная работа с учениками в условиях адаптации к новому коллективу

6

Методы и формы воспитания для привития духовных ценностей у школьников

7

Нравственная самооценка у школьников и ее формирование в ходе воспитания этической культуры

8

Формирование творческой личности

9

Воспитание межэтнической гармонии в многонациональных и разноконфессиальных классах

10

Социально-педагогическая деятельность классного руководителя

11

Деятельность по социальной защите учащегося

12

Работа с неблагополучными семьями

13

Работа с одаренными детьми

14

Половое воспитание учащихся: научно-методические подходы

15

Актуальные технологии воспитания: внедрение и развитие

16

Воспитательная система класса

17

Коллективная творческая деятельность среди учеников

18

Создание ситуации успеха для учеников во внеурочное время

19

Самоуправление в классе

20

Формирование национального самосознания и патриотическое воспитание

Читать еще по теме самообразования педагогов:



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль