Приемы педагогической техники

1385

Скачать книгу «Работа с педагогами» в формате pdf >>>

Современная система школьного образования основана на деятельностно-компетентностном подходе, в рамках реализации которого педагогу отводится ключевая роль. Приемы педагогической техники, разрабатываемые современными методистами в помощь учителям, предусматривают перенесение главных ориентиров школьной деятельности на учеников, которые при грамотной организации обучения будут главными инициаторами получения знаний.

В основе инновационных приемов педагогической работы, разработанных педагогом А. Гином, лежат следующие принципы:

  • свободы выбора;
  • открытости;
  • деятельности (использование полученных знаний);
  • связи между педагогом и учениками;
  • принцип идеальности (высокой производительности работы).

Использование приемов педагогической техники

Педагогическую технику следует рассматривать как совокупность приемов, используемых для наиболее полного достижения поставленных целей образовательного процесса.

Использование актуальных приемов педагогической техники позволяет рационализировать деятельность учителя по таким направлениям:

  1. Управление классом.
  2. Поддержка интересов школьников к образовательному процессу.
  3. Подача учебного материала.
  4. Организация коллективной учебной деятельности.
  5. Организация труда педагога.

Новаторские приемы педагогики подразумевают переосмысление действующей системы образовательного процесса, отправной точкой реализации которой должна стать искренняя заинтересованность учащихся в достижении промежуточных результатов, ведущих к освоению глобальных учебных целей. А. Гин в своей книге «Приемы педагогической техники» приводит примеры успешного применения новаторских методик во время учебной деятельности, наиболее популярные из которых мы представили в таблице.

Таблица
Скачать в .docx

Направления деятельности  Рекомендуемые приемы педагогической техники
Повышение интереса к учебному материалу
  1. Постановка привлекательных целей (например, на уроке английского языка школьникам предлагается задать вопросы воображаемому продавцу товаров для отработки вопросной формулы предложения).
  2. Создание ситуаций мини-открытий (к примеру, младшим школьникам предлагается назвать самое большое число в мире).
  3. Фантастическая добавка — «приукрашивание» учебного материала фантазийными данными.
  4. «Лови ошибку!» — ученикам предлагается найти ошибочное суждение в словах учителя и аргументировано объяснить свою позицию.
Закрепление пройденного на уроке
  1. Составление «шпаргалок» — опорных конспектов, которыми учащиеся могут обмениваться в конце урока с последующим созданием ситуаций успеха.
  2. Подготовка своих примеров по проработанной теме.
  3. Итоговый опрос, в ходе которого следует акцентировать внимание на том, что было важным и интересным на уроке, чему новому смогли научиться дети.
  4. Коллективное обсуждение домашнего задания, учет мнения учеников, какое домашнее задание является наиболее предпочтительным.
Повторение пройденных тем
  1. «Своя опора» — прием, предусматривающий разбивку класса на группы, каждая из которых составляет опорный плакат по одной из пройденных тем. В ходе урока группы представляют свои «опоры», что позволяет в короткое время повторить всем классом большой объем ранее изученного материала.
  2. Повторение с контролем или расширением — составление списков вопросов (известных и малоизвестных) по ранее пройденным темам.
  3. Пересечение тем — учащимся предлагается найти «точки соприкосновения» изученных разделов.
Составление домашнего задания
  1. «Три уровня»: школьникам на дом дается задание из трех частей разной сложности и предлагается выполнить те, которые не вызывают трудности. Этот прием облегчает ведение оценочной деятельности.
  2. «Массив» — педагог предоставляет на выбор определенный массив материала, из которого можно выбрать одно задание.
  3. «Поощрительное задание» — домашнее задание, которое предлагается выполнять самым старательным ученикам в отдельной тетради. Оно дается нечасто, а потому воспринимается многими учащимися как поощрение за успехи.

Приемы педагогической техники при формировании ключевых компетенций

Стремление к обеспечению «практичности» школьного обучения, реализуемое через внедрение образовательных стандартов второго поколения, может быть усилено и за счет переосмысления традиционной учительской практики. Логически оправданным является применение приемов новаторской педагогической техники при формировании ключевых компетенций, к числу которых относят следующие:

  1. Ценностно-смысловые. Нестандартные педагогические решения способствуют повышению уровня сознательности учащихся, совершенствованию навыков самоопределения и готовности нести ответственность за принятое решение.
  2. Общекультурные. Рассматривание учебных ситуаций через разные призмы, практика отказа от условностей и шаблонного мышления позволяет расширить границы восприятия учащихся, стимулировать развитие познавательного интереса и повысить общий интеллектуальный уровень.
  3. Учебно-познавательные компетенции формируются в ходе планирования самостоятельной деятельности, проведения подробного анализа и рефлексии. Данные практики неразрывно связанны с новаторскими методами педагогической деятельности, вызваны необходимостью учеников выдвигать гипотезы, основанные на собственных наблюдениях, отыскивать причины конкретных явлений, описывать свое отношение к ним.
  4. Информационные. Школьник, выступающий в роли координатора собственной учебной деятельности, что предусмотрено новыми педагогическими приемами, учиться эффективно работать с разными источниками информации (книгами, справочниками, каталогами, интернет-ресурсами), самостоятельно отсеивать лишнюю информацию, преобразовывать и презентовать ее, усовершенствовать навыки критического восприятия и переосмысления данных.
  5. Коммуникативные компетенции школьников совершенствуются в ходе коллективной работы, презентаций, докладов, экспериментальных проектов, творческих работ.
  6. Социально-трудовые. В ходе реализации педагогических приемов нового поколения учащимся предлагается выступать с разных позиций, совершенствовать способы организации свободного времени, переосмысливать свои социальные связи и роль в обществе.

Приемы педагогической техники

Кубик Блума как прием педагогической техники

Одним из наиболее интересных приемов современной практики преподавания является использование кубика Блума — методического пособия, названного в честь создателя, известного американского педагога и психолога Бенджамина Блума. Для изготовления этого простого пособия следует оклеить все стороны куба простыми вопросами («Почему?», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»), применимыми к любой части учебного материала.

Кубик Блума как базовый прием педагогической техники позволяет формировать навыки школьников по самостоятельному решению учебных проблем, развивать нестандартность мышления.
Данное методическое пособие может использоваться в двух вариантах:

Кубик бросает учитель, в соответствии с выпавшей гранью формирует вопрос ученикам (рекомендуется на этапе ознакомления с пособием).
Кубик поочередно бросают ученики, сами формируют вопросы и отвечают на них.

Таблица
Скачать в .docx

Вопросы Формирование ключевых компетенций
«Назови» Воспроизведение усвоенных знаний.
«Почему?» Поиск причинно-следственных связей, описание процессуальных действий.
«Объясни» Применение законов, теорий в конкретных практических ситуациях, поиск ответов.
«Предложи», «Придумай», «Поделись» Активизация мыслительной деятельности: поиск сходства и отличий, оценка соответствия данных заданным параметрам, анализ, поиск аргументов для доказательства собственной теории.

Приемы педагогической техники в начальной школе

Применение новаторских педагогических практик стало привычным для старшей школы, но начальное образование во многих образовательных организациях сохраняет традиционность. А ведь многие приемы применения педагогической техники в начальной школе могут быть использованы даже с большим успехом, поскольку младшие школьники проявляют повышенную любознательность, познавательную активность, открытость всему новому.

Приемы, применимые для начальной школы

  1. Удивляй! Данный метод наиболее применим в ходе практической деятельности: например, изучении состава числа с помощью счетных палочек.
  2. Отсроченная загадка. В начале урока педагог задает интересную загадку, ответ на которую школьники попытаются найти в ходе урока.
  3. «Я беру тебя с собой». Учитель называет конкретный признак, а ученики предлагают ряд предметов или объектов, которые ему соответствуют. Постепенно задачу можно усложнять: называть сразу несколько признаков.
  4. «Хорошо-плохо» — прием, предусматривающий выделение положительных и отрицательных сторон явления, предмета, способствующее выработке объективной оценки.
  5. «Сообщи свое Я». Педагог дает учащимся задание и предлагает высказаться, как бы они его сделали. После выполнения задания дети сообщают, насколько сложность задачи и ход ее выполнения соответствовали их ожиданиям.
  6. «Ромашка». В ходе реализации приема ученикам предлагается по очереди отрывать лепестки от ромашки, на которых написаны вопросы по изучаемой теме или ранее пройденному материалу, и отвечать на них.
  7. «Да и Нет». Учитель высказывает ряд суждений, касающихся темы урока, а детям предстоит сказать, отвечают ли они истине.

На этом список приемов новаторской педагогической техники не заканчивается. Ищущий педагог может создавать игровые ситуации, адаптировать многие методы с учетом возрастных особенностей младших школьников или творчески переосмыслить их для обеспечения оптимальных условий ведения образовательного процесса.

Читать еще по теме:



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль