Организационно-правовая форма образовательного учреждения

249

Характер деятельности современных школ зависит от многих факторов: региональных особенностей, локации, количества учащихся, интенсивности финансирования.

Важную роль играет и организационно-правовая форма образовательного учреждения, определяющая:

  • способ владения собственностью, имеющейся на балансе;
  • совокупность прав и обязательств, которые возлагаются на ОУ действующими законодательными нормами.

Долгое время правовой статус школ в РФ оставался стабильным, но изменение политики нашего государства в сфере образования и переосмысление социально-экономических ориентиров привели к необходимости изменения организационных форм школ.

Виды организационно-правовой формы образовательного учреждения

В соответствии с актуальными нормами право на предоставление образовательных услуг имеют организации, юрлица и индивидуальные предприниматели, прошедшие процедуру лицензирования согласно со ст. 91 ФЗ No 273 «Об образовании в РФ». Деятельность ОУ должна быть направлена исключительно на удовлетворение нематериальных потребностей широкого круга лиц, что реализуется через работу по двум направлениям — воспитание и обучение. Длительный период времени в РФ был признан  только один вид организационно-правовой формы деятельности образовательного учреждения — некоммерческая организация.

С принятием Федерального закона No 175-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были узаконены новые организационные формы ОУ:

  1. Государственные ОУ, лежащие в юрисдикции непосредственно РФ или субъектов РФ.
  2. Муниципальные школы, учреждаемые муниципалитетом.
  3. Частные  ДОУ, ОУ, институты, управляемые юрлицами или гражданами.

Вид образовательной организации зависит от статуса учредителя.

Таблица
Скачать в .docx

Статус ОУ Учредитель Имущество Финансирование
Государственные школы Органы госвласти РФ, субъектов РФ. Пребывает в собственности государства. Осуществляется из госбюджета.
Муниципальные Органы местного самоуправления. Находится в собственности муниципалитета.
Частные Российские и иностранные объединения.
Фонды, пребывающие в обшей и частной собственности.
Общественные и религиозные организации (обязательное  условие — регистрация в нашей стране).
Граждане РФ, иностранные граждане, получившие статус  индивидуального предпринимателя.
Находится во власти собственника. Выделение денежных средств выполняется учредителем.  
Дополнительные средства взимаются с учащихся в качестве платы за воспитательно-образовательные услуги.

Под данные правила формирования учредительного состава школ не подпадают такие типы образовательных организаций:

  • учреждения, реализующие программы военной подготовки — могут создаваться исключительно правительственными органами РФ;
  • учебно-воспитательные заведения закрытого типа, создаваемые для учащихся с нарушениями психического здоровья, чье поведение может нести угрозу здоровью и жизни других граждан, общественному порядку — могут учреждаться только госорганами исполнительной власти.

Школы уполномочены самостоятельно учреждать попечительский совет, создавать филиалы. Структурные отделения ОУ наделяются правомочиями, аналогичными правам и обязанностям учредителя, т.е. имеют право на осуществление воспитательно-образовательной деятельности. Отделения школы выступают на правах преемников учредителей, а руководители филиалов выполняют профессиональные обязанности на основании доверенностей, полученных от директора головной организации. В  уставе последней должно приводится перечень филиалов, количество которых не сказывается на правовой форме учреждения.

Новые организационно правовые формы образовательных учреждений

Одной из главных тенденций последних лет в сфере образования стало появление разграничений между разными школами, не имеющими отличий по форме собственности. На фоне введения образовательных стандартов последнего поколения, активного развития ИКТ, участия в программах развития на получение грандов отдельные ОУ сумели перейти к более активной системе управления, что стало причиной для поиска экспертами отрасли возможности расширения их полномочий. В результате правовых разработок были выделены новые приоритетные организационно-правовые формы образовательных учреждений — автономные некоммерческие организации (АНО).

Тенденция к переходу на новые организационные типы ОУ вызвана потребностью введения инициатив в сферу обучения, обеспечения  конкурентной среды, в условиях функционирования которой каждая школа будет вынуждена систематически пересматривать стандарты предоставляемых услуг и совершенствовать их.

Отличия АНО от государственных (муниципальных) школ несущественны:

  1. АНО остаются учреждениями, а поэтому сохраняют право на получение полного или частичного финансирования от государства.
  2. Право собственности данных ОУ не меняется (закрепляется за государством).
  3. Передача имущества директорам АНО будет осуществляться на правах оперативного управления.

Вместе с тем предусмотрено, что автономная образовательная организация сможет самостоятельно распоряжаться недвижимостью и материально-технической базой, имеющейся на балансе, с согласия учредителя — передавать отдельные объекты учреждаемым юрлицам.

Таблица
Скачать в .docx

Характеристика Учреждение Автономное учреждение АНО
Собственник имущества Государство в лице уполномоченного органа Организация (как юрлицо)
Управление имуществом Не имеет право на принятие самостоятельных решений, касающихся распоряжения имуществом, переданным на баланс или приобретенным за счет целевого финансирования.
Имеет право распоряжаться доходами, которые поступают из внебюджетных источников, самостоятельно.
Имеет право распоряжаться имуществом, полученным от собственника или приобретенным за счет средств собственника.
Самостоятельно распоряжается остальным имуществом.
Имеет право на самостоятельное принятие решений, касающихся распоряжения имуществом.
АНО уполномочена передавать имущество учреждаемым юрлицам, заручившись согласием учредителя.
Орган, несущий ответственность за распоряжение имуществом Уполномоченные органы госвласти.
Руководитель ОУ.
Финансовый контроль осуществляет руководитель ОУ при согласии учредителя или самостоятельно.
При совершении сделок, касающихся особо ценной собственности, — наблюдательный совет школы.
Специально созданный исполнительный орган ОУ, руководствующийся в своей деятельности правилами расходования материальных средств, утверждаемыми управляющим советом школы.
Ограничения по распоряжению собственностью Не определены действующей законодательной базой, могут утверждаться уставными документами. Требуется распоряжение учредителя для выполнения следующих операций:
  • распоряжение собственностью, выделенной учредителем или приобретенной за счет целевого финансирования;
  • передача материального фонда или денежных средств в уставный капитал учреждаемых юрлиц.
Требуется распоряжение наблюдательного совета по таким вопросам:
  • участие в учреждении юрлиц;
  • совершение сделок с имуществом, распоряжение которым следует согласовать с собственником.
Функции по утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности, утверждению порядка расходования средств, одобрению/неодобрению действий исполнительного органа школы по заключению сделок возлагаются на управляющий совет ОУ.
Ответственность по принятым обязательствам В пределах имеющихся материальных ресурсов. Несет ответственность за все имущество, за исключением собственности, выделенной учредителем или приобретенным за счет целевого финансирования.
Несет ответственность за все имущество, имеющееся на балансе.
Тип ответственности учредителя Субсидиарная Отсутствует Отсутствует
Участие в деятельности других юрлиц
Долевое участие
Уполномочены передавать части собственной материальной базы в уставной капитал юрлиц при согласии собственника. Заручившись согласием собственника, имеет право выступать учредителем других юрлиц, направления деятельности которых соответствуют сфере целевой деятельности, при условии, что учредительская активность позволит повысить качество образовательных услуг.

Анализ новых организационно-правовых форм образовательных учреждений

Вопрос о характере полномочий АНО остается открытым. Эксперты отрасли образования расходятся во мнении, насколько правомерным является создание дополнительных организационных форм ОУ, разница в правовом статусе которых будет заключаться, вероятнее всего, в праве на распоряжение собственностью.

Анализ новых перспективных организационно-правовых форм образовательных учреждений показывает, что вероятнее всего могут быть предложено от трех до пяти видов АНО, характеристики которых представлены в таблице.

Возможные формы самостоятельных образовательных учреждений и степень их самостоятельности в управлении

Таблица
Скачать в .docx

Объект собственности Перспективные формы ОУ
Закрепленное имущество Нет С согласия собственника Да
Денежные средства на смете Нет Да Да
Имущество, приобретенное по смете Нет С согласия собственника Да
Средства, получаемые от внебюджетной деятельности Нет Да Да
Имущество, приобретенное на внебюджетные средства Нет Да Да

Изменения, разрабатываемые к законодательству в сфере образования, позволяют сделать вывод, что оптимальным вариантом организации школ в скором времени станет форма ОУ, в управление которой осуществляется строго в соответствии с указаниями собственника.

Имущество, имеющееся на балансе такой организации, может использоваться исключительно в соответствии с основными направлениями деятельности, а расходование поступающих финансовых активов — бюджетных и внебюджетных — выполняется согласно смете, опять же утвержденной учредителем.

Преимущество узаконивания АНО такого типа заключается в отсутствии необходимости для руководства ОУ возлагать на себя обязанности по принятию стратегически важных управленческих решений при значительном расширении функций собственника.

Читать еще по теме:



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль