Дополнительное образование в школе

1433

Скачать книгу «Оценка качества образования» в формате pdf >>>

Одним из главных средств обеспечения непрерывного обучения детей является дополнительное образование в школе, которое часто ошибочно отождествляется с внеурочной деятельностью. Но если последняя представляет собой совокупность кружковой и экскурсионной работы, то дополнительное образование — это целостная система, способствующая:

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

  • удовлетворению познавательных потребностей, всестороннему развитию интересов школьников;
  • последовательному развитию талантов учащихся;
  • обеспечению психологического комфорта в детском коллективе;
  • формированию навыков ведения самостоятельной работы, обучению самоорганизации и самодисциплине.

Организация дополнительного образования

Вариативная часть образовательного процесса в последние годы приобретает все большую значимость, что объясняется значительными изменениями в социально-экономической жизни нашей страны и общим техническим прогрессом. Объем учебного материала, усваиваемого школьниками в ходе урочной деятельности, является недостаточным для самостоятельного определения профессиональной ориентации, выбора жизненного пути, решения бытовых вопросов.

Организация и реализация дополнительного образования позволяет:

  1. Обеспечить поступательную подготовку детей к самостоятельной деятельности. Не все школьники способны организовать активность по различным направлениям без сторонней помощи, а система мотивированного обучения позволяет скорректировать ситуацию.
  2. Сформировать стойкую привязанность учащихся к творческой активности.
  3. Выработать ответственное отношение к знаниям, получаемым на уроках.
  4. Способствовать выработке положительных черт личности: целеустремленности, настойчивости, уверенности в собственных силах и успехе.

Одной из тенденций современной образовательной системы в РФ является стремление детей школьного возраста к знаниям, не представленным в рамках школьных дисциплин. Работа с приоритетными направлениями позволяет заинтересовать школьников разных возрастов, привести к раскрытию творческого потенциала, занятости в мероприятиях, проводимых по альтернативным программам.

Скачать таблицу приоритетных направлений дополнительного образования
Скачать в .docx

Приоритетные направления дополнительного образования Виды деятельности Планируемые результаты
Информационные технологии и робототехника Расширение знаний об информационно-коммуникативных технологиях, знакомство с основами программирования, сборка простых технических схем. Развитие пространственного мышления, освоение практических навыков применения ИКТ.
Естествознание Ведение исследовательской работы, подготовка и проведение опытов.  Воспитание здоровой любознательности, пытливости, развитие глобального мышления, умения делать выводы, основываясь на практическом опыте.
Экология Проведение экскурсий, природоохранных акций, круглых столов и семинаров, посвященных актуальным вопросам экологии. Осознание детьми взаимосвязи природы и человека, важности соблюдение норм сохранения экосистемы.
Культурология Знакомство с разными пластами мирового культурного наследия, традициями и обычаями разных национальностей. Выработка толерантного отношения к представителям разных национальностей, развитие поликультурности, приобщение к мировым культурным тенденциям.
Физическая культура и спорт Групповые занятия разными видами физической активности, подготовка к спортивным соревнованиям, проведение спортивных праздников, Малых Олимпийских игр.  Формирование навыков занятий спортом, развитие силы воли и выносливости, приобщение к здоровому образу жизни.

Требования к организации дополнительного образования

Создание системы мотивированного образования, которое проводится за рамками стандартного учебного процесса, невозможно без тесного взаимодействия школьной администрации, педагогов, учащихся и их родителей.

Действующие требования к организации школьного дополнительного образования предусматривают реализацию таких мер:

  1. Изучение интересов и пожеланий учащихся. Административный состав школы инициирует проведение анкетирования школьников, опрос членов семей детей во время родительских собраний с целью получения информации об актуальных образовательных потребностях.
  2. Организация кружков и секций, направления деятельности которых признаны наиболее востребованными по результатам проведенных тестов и опросов.
  3. Обеспечение консультативной помощи учащимся, которые не могут самостоятельно определиться с областью обучения. В рамках данного направления организовывается проведение профильных тестов, позволяющих выявить уровень мышления и предпочтительное направление будущего профобучения.
  4. Осуществление коррекционной работы, выполняемой в конце отчетного периода. По результатам выделенного промежутка времени педагоги, ответственные за ведение дополнительных секций, собирают данные о посещаемости кружков, оценивают уровень заинтересованности учащихся. Полученные данные систематизируются, на их основании разрабатываются коррекционные меры. Текущий контроль следует проводить систематически — это позволит обеспечить стабильный интерес школьников к различным сферам альтернативного обучения.
  5. Выявление перспективных направлений ведения образовательной работы. Сфера школьного воспитания последовательно модернизируется, и кружковая деятельность не должна оставаться в стороне от последних тенденций времени. Организация обмена педагогическим опытом с учителями из других школ, педагогами узких специализаций, обновление материальной базой ОУ должны обеспечивать периодическое выявление новых интересных сфер воспитания детей.

Ведение процесса альтернативного обучения школьников следует выполнять в соответствии с актуальными нормами СанПин, регламентирующими длительность занятий, требования к состоянию здоровья педагогов.

Нормы дополнительных занятий

Скачать таблицу норм дополнительных занятий
Скачать в .docx

Время проведения Работа кружков, секций должна осуществляться в светлое время суток (с 8:00 до 20:00). Занятия со школьниками, достигшими 16-летнего возраста, могут проводиться до 21:00.
Длительность  В будние дни — не более трех часов, в выходные дни — не более четырех.
Перерывы Через каждые 30-45 минут образовательной работы следует делать перерывы длительностью не менее 10 минут.
Характер занятий Групповой или индивидуальный.

В соответствии с последними изменениями законодательной базы в сфере образования педагоги, ответственные за ведение кружковой и секционной работы, имеют право самостоятельно определять длительность занятости школьников, исходя из программного материала, возрастных и индивидуальных особенностей коллектива.

Это уточнение особенно важно для учителей, ответственных за творческую работу и спорт, поскольку стандартной длительности занятий для достижения серьезных результатов часто бывает недостаточно.

Организации дополнительного образования детей

Дополнительное образование в школе

С целью обеспечения максимальной вовлеченности школьников в процесс всестороннего обучения современное ОУ должно привлекать к взаимодействию организации дополнительного образования и воспитания детей. К числу последних относят организации, реализующие программы дополнительного образования или профессиональной подготовки выпускников.

Занятость школьников в деятельности организаций такого типа способствует:

  1. Удовлетворению индивидуальных интеллектуальных, творческих, художественно-эстетических потребностей.
  2. Создание оптимальных условий для личностного роста, привитию самостоятельности, ответственности, умения мыслить широко.
  3. Укреплению здоровья, сознательному отказу от вредных привычек.
  4. Выявлению детей с выдающимися способностями, одаренностью, развитие их потенциала.
  5. Формированию общей культуры поведения, осознанию важности норм взаимопомощи и взаимоподдержки.
  6. Обеспечению будущей адаптации и социализации в обществе.

Развитие системы дополнительного образования в современной школе не является универсальным. Необходимость обеспечения должного уровня обучения и воспитания сразу по нескольким направлениям не позволяют гарантировать значительный уровень углубленности программного содержания, отслеживание вовлеченности в предмет каждого отдельного учащегося.

Синхронизация содержания образовательных программ школы и специализированных организаций позволяет повысить качественные показатели учебного материала, обеспечить легкий переход детей с выдающимися способностями к обучению в городских и региональных учреждениях системы дополнительного образования.

Организация дополнительного профессионального образования

В свете активного развития дополнительных образовательных инициатив особо важным становится переосмысление роли предметной подготовки и функций педагога в частности. Организация дополнительного последовательного профессионального образования учителей способствует повышению качества воспитательно-образовательного процесса, развитию передовых инициатив в рамках освоения предметных курсов, обеспечению кадрового резерва для реализации дополнительных практик обучения.

Дополнительное профессиональное образование учителей проводится по двум направлениям:

  • программы повышения квалификации, срок освоения которых не превышает 16 академических часов;
  • курсы профессиональной переподготовки педагогов, длительность которых может достигать 250 академических часов.

Обогащение профессионального опыта учителей может проводиться очно или дистанционно. Последняя форма организации процесса кадровой переподготовки является особо значимой благодаря возможности изучения новых методик ведения педагогической практики без отрыва от основной деятельности.

Читать еще по теме:

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 15%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль