План работы с одаренными детьми в школе

2365

Скачать книгу «Образовательный процесс - ФГОС» в формате pdf >>>

Одаренные дети в обществе должны получать максимальную поддержку и помощь. Потенциал страны во многом зависит от своевременного выделения одаренности и работы с талантливыми детьми. Специалисты выделяют две точки зрения на этот счет:

  • каждого ребенка можно считать одаренным, подразумевая то, что эти способности можно развивать;
  • одаренных детей практически нет, поскольку это явление уникально.

Психологи считают, что в возрасте десяти лет 7 из 10 детей имеют признаки одаренности, то к 14 годам их уже не более четырех, а к 17 - всего двое. Несмотря на полярность взглядов, образовательные учреждения составляют план работы с одаренными детьми в школе.

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Считается, что одаренность является генетически заложенной, а потому может деградировать или развиваться в контексте целенаправленной деятельности. Дети с такими признаками превосходят одногодок по уровню интеллектуального развития, однако не только умственные способности могут свидетельствовать о таланте. Выделяют несколько категорий одаренности в:

  • практической направленности;
  • художественно-эстетической сфере;
  • познавательной области;
  • коммуникативной деятельности;
  • сфере духовных ценностей;
  • психомоторной.

Школьники с признаками одаренности демонстрируют особые способности в интеллектуальном труде и творчестве, их интересует познание, а умственный труд доставляет удовольствие. Работа с талантливыми и одаренными детьми в начальной школе предполагает, что такие учащиеся могут четко излагать свои мысли, применять полученные знания на практике, остро воспринимая окружающий мир, они могут концентрироваться на нескольких занятиях одновременно, сосредотачиваясь на выполняемой работе на продолжительный период.

Для образовательного учреждения работа с талантливыми детьми, которая ведется в урочное и внеурочное время, в числе приоритетных задач. В контексте этого особенно важно выявлять и развивать одаренность на этапе начальной школы. Младшие школьники активно накапливают и усваивают знания, а потому родителям и педагогам важно сохранить и развить их способности. Развитие одаренности в ходе осуществления учебного процесса, необходимо стимулировать:

  • внутренний деятельностный потенциал;
  • стремление быть творцом и автором;
  • умение ставить цели и достигать их различными способами;
  • способность к свободному выбору;
  • максимальное использование способностей.

Педагоги чаще всего применяют следующие методы работы:

  1. проектный;
  2. проблемный;
  3. частично-поисковый;
  4. исследовательный.

Младших школьников активно привлекают к творческие и разноуровневые задания, игры, дискуссии, групповую и парную работу, индивидуальные упражнения, словесные игры, интеллектуальные конкурсы.  

План работы с детьми со способностями предполагает четыре ключевых шага

Скачать четыре ключевых шага к плану работы с детьми
Скачать в .docx

Шаг Описание
Выявление одаренности Чтобы выявить таланты, учитель наблюдает за учениками. Он использует отчеты школьного психолога (беседы, анкетирования, тестирования), общение с родителями, результаты соревнований, конкурсов и олимпиад.
Развитие особых навыков на занятиях Стимулирование одаренности осуществляется путем оптимального построения учебного-воспитательного процесса, который бы принимал во внимание особенности учащихся, делая все для того, чтобы таланты развивались в одаренность. На уроках психологическое и педагогическое сопровождение должно органически вписываться в детский образ мира и его способности. На уроках часто ставится проблемная ситуация, чтобы они могли применить все свои способности, воспользовавшись обобщением, анализом, сравнением, аналогией или синтезом. 
Развитие одаренности во внеурочное время Воспитательная деятельность во внеурочное время направлена на развитие любознательности и стойкой познавательной потребности. Для этого обучающихся вовлекают во внеклассную деятельность, стимулируя его творчество, лидерские качества, навыки коммуникации. 
Формирование условий для разностороннего развития обучающихся с признаками одаренности Выявив одаренных детей, школа необходимо разработать условия для развития их выдающихся качеств. Талантливые ученики смогут продемонстрировать свои способности, если педагог предложит принять участие в школьных конкурсах или викторинах, мероприятиях классного масштаба. Стимулирование художественной, творческой и научно-исследовательской деятельности способствует всестороннему развитию детей. Следовательно, активное вовлечение учащихся в жизнь школы и класса, кружки, групповые дискуссии, обсуждения, мозговые штурмы, исследовательские задачи и игры, поможет им проявить себя, развить необходимые навыки и задатки. Педагогам и администрации школы важно обеспечить одаренным детям возможность участвовать в мероприятиях, конкурсах и соревнованиях в стенах школы и за ее пределами. 

Программа работа с одаренными детьми в школе

Комплексный подход делает возможной всестороннее развитие одаренности, а потому с талантливыми детьми во внеурочное время проводятся занятия по актерскому мастерству, изобразительному искусству и прикладному творчеству, развитию вокальных и музыкальных данных, постановке дикции.

Классные руководители и педагоги-предметники используют десятки методов работы с талантливыми детьми, которые составляют программу работы с одаренными детьми в школе.

Она включает:

  • индивидуальный подход в урочное и дополнительные занятия во внеурочное время;
  • задействование учащихся в олимпиадах, конкурсах, викторинах школьного и городского масштаба;
  • тестирования, тренинги и консультации с опытными педагогами-психологами;
  • участие в деятельности школьных творческих и предметных кружков, спортсекций;
  • формирование портфолио детей, использование интернета и СМИ.

Программа работы с талантливыми учащимися должна иметь необходимое функциональное обеспечение

Скачать функциональное обеспечение программы работы с учащимися
Скачать в .docx

Исполнитель Функции
Директор образовательного учреждения • обеспечение материальной стимуляции школьников;
• указание в годовом плане работы с одаренными учащимися, осуществление контроля за ее выполнением
Заместитель директора по УВР • изменение и регулирование учебных процессов, связанных с реализацией программы;
• консультирование учителей по специфике работы с талантливыми детьми;
• координирование работы педагогов;
• помощь учителям-предметникам в создании индивидуальных обучающих программ;
• составление банка данных по детям со способностями
Учителя-предметники • поиск одаренных учеников по своим предметам;
• изменение программ и планов в контексте работы с ними, использование упражнений более высокой сложности, упражнений научно-исследовательского и творческого уровней;
• проведение индивидуальной работы с ними;
• помощь в подготовке обучающихся к викторинам, олимпиадам и конкурсам;
• составление творческого отчета о работе с талантливыми учениками;
• консультирование родителей одаренных детей по вопросам реализации их способностей и углубления знаний 
Классные руководители • выявление талантливых учащихся;
• ведение дневника классрука с распределением учеников по видам одаренности;
• планирование воспитательной деятельности в классе
Руководители секций и кружков • определение одаренности у детей;
• ведение творческих отчетов;
• передача информации классрукам и заместителю директора
Педагог-психолог • составление материалов для диагностики;
• проведение тестирований и исследований;
• анкетирование родителей учащихся;
• планирование и осуществление развивающей работы со школьниками

Содержание программы для одаренных учащихся имеет свою специфику:

  1. Выходит за границы общепринятых образовательных программ;
  2. Принимает во внимание особенность интересов учащихся;
  3. Соответствует специфике усвоению знаний;
  4. Не ограничивать, а поощрять основательное изучений той или иной темы;
  5. Стимулирует тягу к новым знаниям, приобщение к информации;
  6. Развивать продуктивное мышление и практическое его применение;
  7. Поощрение самостоятельности в развитии и учебе, инициативности детей.

Стратегия работы с талантливыми учениками

Работа с одаренными детьми базируется на их доминирующей потребности в познании, которая относится к базовым потребностям и реализуется на нескольких уровнях в течение всей школьной жизни. У дошколят она выражается в потребности в новых эмоциях и впечатлениях, у младших школьников - в заинтересованности в конкретных предметах и занятиях.

План работы с одаренными детьми в школе

С талантливыми детьми педагоги руководствуются несколькими принципами деятельности:

  • предоставление спектра возможностей для развития личности;
  • возрастающая роль внеурочной занятости;
  • дифференциация и индивидуализация учебы;
  • формирование условий для коллективной работы школьников с минимальным участием педагога;
  • свободный выбор учеников видов помощи, дополнительных услуг в сфере образования и наставничества.

В работе с талантливыми детьми педагоги чаще всего используют различные подходы, среди которых выделяются:

  1. Метод проектов. Индивидуализация и развитие личности, мотивация к знаниям развивается, если вовлекать школьников в научно-исследовательскую деятельность. Групповые или индивидуальные исследования подразумевают, что школьники самостоятельно выбирают тему, предмет и объект, исследовательские методы. Метод актуален в процессе изучения материала любой степени сложности, он может быть адаптирован при изучении практически любого школьного предмета.
  2. Метод активной позиции. Участие в творческих конкурсах, мастерских, кружковой работе позволяет раскрыть способности детей, им поверить в свои силы, осознать силу таланта. На этом этапе важно обеспечить всестороннюю поддержку, как со стороны родителей и родственников, так и со стороны одноклассников и педагогов.
  3. Творческие задания. Дополнительные творческие задания в учебном процессе позволяют организовать самостоятельную работу, учат работать с информацией, искать различные ее источники, создавать оригинальное и новое, проявляя собственный креатив, мыслить, выходя за рамки привычного.
  4. Игровой метод. Педагоги используются игровой подход для развития психических процессов, а также стимулируют способности системой специальных упражнений.
  5. Развитие самостоятельности и коллективной деятельности. Систематически усложняя задания, педагог стимулирует поиск новых путей его выполнения, рационализации усилий, развитие познавательных способностей. Вместе с тем через групповые формы работы обучающиеся учатся объяснять, доказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать оппонентов.

При этом не следует забывать, что младшие школьники - это еще дети, которые нуждаются в поддержке, помощи близких. Поощряя и стимулируя их любознательность и таланты, родители и педагоги демонстрируют уважение и формируют среду для успешной реализации способностей малыша. При этом в ходе работы с одаренными детьми следует помнить о дисциплине и ответственности.

Подробнее по теме детской одаренности и работы с одаренными детьми в школе можно прочесть в статьях:

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • План работы с одаренными детьми.docx
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль