Работа с детьми с ОВЗ в школе

2296

Скачать книгу «Образовательный процесс - ФГОС» в формате pdf >>>

Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - с ОВЗ) - особенные, а потому нуждаются в специальном подходе в контексте образовательной и воспитательной работы. Обучение должно быть коррекционным и направляться на умственное, сенсорное и речевое развитие. Работа с детьми с ОВЗ в школе предполагает, что педагогическое воздействие:

  • устраняет недостатки развития;
  • компенсирует нарушения психической деятельности.

Мотивационные установки во многом влияют на степень освоения учебной деятельности.

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в школе

ФГОС обеспечивает право на образование всем детям, включая тех, кто способен обучаться по адаптированным программам индивидуально, а также тех, кто нуждается в помощи обучения в массовой школе. В этом случае учащимся с ограниченными возможностями здоровья требуется систематическая психолого-педагогическая поддержка и условия для реализации потребности в образовании. В коррекционный процесс должны быть вовлечены все педагоги и психологи образовательного учреждения.

Эффективность коррекционной работы с детьми с ОВЗ в массовой школе повышается, если в образовательном учреждении выполняется ряд условий:

  1. В ходе учебного процесса должны быть сформированы универсальные учебные действия, которые систематически закрепляются и повторяются.
  2. Обучение детей навыкам сравнения, классификации, анализа, обобщения, выявления признаков и характеристик предметов.
  3. Необходимо побуждать у учащихся речевую активность, контролировать их речевую деятельность.
  4. Используется медленный темп обучения, к изученную материалу неоднократно возвращаются.
  5. Любая деятельность осуществляется поэтапно, выделяются составные элементы и части, чтобы учащийся мог осмыслить их взаимоотношения и взаимозависимость.
  6. В ходе обучения используются упражнения, стимулирующие развитие памяти, внимания и восприятия.
  7. Учитель помогает ученику осознать связь между предметом, его внешним видом, практическим действием и обозначением.

Организация работы с детьми с ОВЗ в школе

Чтобы «особенные» дети могли учиться в массовой школе, важно правильно организовать пространство в помещении класса. Для этого учащимся с ОВЗ отводят удобные места, часто их садят вместе с успевающими и старательными одноклассниками, которые будут стимулировать активную учебную деятельность. Чтобы дети могли свободно передвигаться, им нужно безопасное и свободное от преград пространство. Важно, чтобы посторонние предметы и изображения не отвлекали ученика от учебного процесса.    

Организация работы с детьми с ОВЗ в школе требует соблюдения некоторых правил:

  1. следует строго придерживаться режима и распорядка дня, прослеживая последовательность действий;
  2. расписание занятий должно соблюдаться, что сделать его нагляднее, используют знаки, рисунки и картинки;
  3. отражая школьную жизнь, используются карточки и фотографии;
  4. учащегося с ОВЗ вовлекают в подготовку занятий, совместно изготавливают наглядные пособия;
  5. его родителей оперативно информируют об изменениях в расписании и распорядке.

Чтобы помочь обучающемуся с ОВЗ высказать свое мнение и отвечать урок, стоит начать с работы в группах, от которой впоследствие перейти к ответу перед всем классом. Таким образом, в группах ученик учится у своих одноклассников, раскрывается перед ними, высказывает свое мнение. Важно предоставить «особенному ребенку» возможность ошибаться, высказывать свое мнение, делать самостоятельные выводы, а не во всем опекать его учебный процесс.

Виды программ для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья:

Скачать описание программ для работы с детьми с ОВЗ
Скачать в .docx

Программа Описание
Индивидуально-ориентированная Формируются индивидуально-ориентированные программы и учебные планы, проводятся занятия с педагогами-психологами и специалистами коррекционно-педагогического профиля
Инклюзивная Формируется ценностное отношение к учебе, личностному развитию и воспитанию «особенных» детей, используются все необходимые ресурсы для реализации индивидуальной стратегии образования. Инклюзивная образовательная программа позволяет реализовать права каждого ребенка на обучение, независимо от степени нарушений психофизического развития и способности освоить образовательную программу на базовом уровне.  
Дистанционная инклюзивная программа Создана для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которые не могут посещать массовую школу. Дистанционное обучение осуществляется посредством подключения к сети интернет и посещения онлайн-занятий. 

Программа работы с детьми с ОВЗ в школе

Работа с «особенными» детьми строится на индивидуализированном подходе, который учитывает особенности состояния здоровья и детской психики. Педагогам и родителям важно понять, что такие дети входят в жизнь общества по своим правилам и они не должны приспосабливаться к чужим.

Существуют десятки методических приемов, с помощью которых реализуются инклюзивные программы работы с детьми с ОВЗ в школе:

  1. задания поэтапно разъясняются, а после выполняются в строгой последовательности действий;
  2. учащиеся регулярно повторяют инструкцию выполнения заданий, учитель при этом должен находиться в пространственной близости к школьнику;
  3. процесс обучения должен быть обеспечен необходимыми техническими и аудио-визуальными средствами;
  4. школьники должны получать дополнительное время на сдачу домашнего задания и завершение классной работы;
  5. на уроках соблюдается учитывается чередование физкультурных пауз и обучающих упражнений, виды деятельности чередуют;
  6. школьников на уроках занимают рисованием, лепкой;
  7. объемные письменные задания заменяют альтернативными устными;
  8. учащимся выдают печатные копии всего, чтобы записано на доске, а также копии конспекта другого ученика или педагога, а печатные материалы дополняются аудио- и видеоматериалами;
  9. упражнения и задания сокращают, чтобы обучающийся освоил основные понятия;
  10. ответы учащихся с ОВЗ оценивают в индивидуальном ключе, оценивание выполняют ежедневно;
  11. если ученик не справляется с заданием, учитель может разрешить его переделать перед оцениванием.

Педагоги должны помочь детям адаптироваться в коллективе класса, поскольку многие из «особенных» учеников привыкли к ежеминутной родительской опеке и не умеют устанавливать контакты со сверстниками. Учителям и классному руководителю следует провести разъяснительные беседы с учениками, чтобы они предельно толерантно приняли нового одноклассника, который будет непохож на них.

Работа с родителями детей с ОВЗ в школе

Нередко родители узнают об особенностях развития своего ребенка только при прохождении ПМПК или поступлении его в школу. Часто мамы и папы игнорируют очевидные отставания в развитии, считая, что сын или дочь перерастут эти проблемы и они решатся сами собой. В контексте этого должна проводиться комплексная работа с родителями детей с ОВЗ в школе.

Некоторые родители могут агрессивно воспринимать реальность того, что их ребенок «особенный», потому педагогам следует вовлекать мам и пап в процесс реабилитации и коррекции, давать установку на максимальное взаимодействие семьи и педагогического коллектива.

Существует пять позиций родительского отношения

Работа с детьми с ОВЗ в школе

В первую очередь педагоги должны оказать помощь родителям в выполнении домашних заданий, дать ценные рекомендации. Мамам и папам следует:

  • создать максимально комфортные условия для выполнения упражнений, которые будут отличаться от школьных;
  • предоставлять ребенку время для отдыха, если тот устал, исключив при этом все негативные характеристики и оценки;
  • выделить время на выполнение уроков, выяснить, что не удалось понять или освоить в школе, чтобы потренироваться с этим навыком в домашних условиях;
  • взрослый должен помочь ребенку найти ошибку, но не указывать на нее самостоятельно (будут полезными аналогичный пример или задача);
  • важно ставить перед учеником четкую задачу, избегая разноплановости заданий.

Взрослые должны иметь навыки применения ключевых приемов коррекционной работы, чтобы помогать ребенку закреплять изученное на уроках. Ученику важно иметь позитивный опыт выполнения заданий, а потому родители могут давать ему легкие задания, которые постепенно усложнять. Успех мотивирует школьников на решение более сложных упражнений.

Особое значение приобретает чтение, приобщить ребенка к которому можно не только с помощью книг. Достаточно оставлять ему записки, писать СМС, составлять небольшие послания и списки дел. Малыш будет ощущать радость узнавания написанного, что станет для него дополнительным стимулом к чтению. Чтобы коррекционная работа была успешной, следует облачить ее в форму игры, а родителю занять позицию участника игрового процесса, а не проверяющего.

Неуспеваемость «особенного» ребенка может создать напряжение в детско-родительских отношениях, вызвать разочарование, потерю веры в собственного ребенка. Благоприятный климат в семье создаст тщательное выполнение советов специалистов, совместное выполнение упражнений и коррекционных заданий.

Дистанционное обучение детей с ОВЗ

Дети, которые в силу серьезных отклонений физического и психического здоровья не могут посещать школьные уроки, выбирают дистанционное обучение. Оно осуществляется согласно ключевым принципам:

  1. добровольное участие;
  2. реализация конституционных прав на образование;
  3. создание необходимых для социальной адаптации и коррекции нарушений развития условий;
  4. дистанционное образование по адаптивной модели согласно уровню подготовки и возрасту обучающихся.

Дистанционное обучение детей с ОВЗ позволяет им получать образование в комфортных условиях, расширить доступ к методическим и учебным ресурсам, развивать творческие и умственные способности.

Дистанционно учащиеся с ОВЗ получают образование согласно трем основным технологиям:

  • неинтерактивные источники (видеоносители, аудиозаписи, печатные материалы);
  • компьютерные средства (мультимедиа, электронные книги и учебники, тестирование и контроль знаний посредством сети интернет);
  • видеоконференции - коммуникация с педагогами по компьютерным сетям и видеоканалам.

Нередко педагоги используют смешанные технологии, задействуя не только электронные учебники, но и печатные издания. Для реализации дистанционного обучения педагоги проходят методическую и техническую подготовку. Занятия проводятся в разных формах:

  • урок в режиме реального времени;
  • занятие с элементами аудио или видео;
  • урок-изучение интернет-ресурсов;
  • занятие на тестовых или бумажных носителях;
  • урок с включением анимации или иллюстраций.

Школьники занимаются и самостоятельно, выполняя индивидуальную проектную, исследовательскую, поисковую и творческую работу, тренинги и тренировочные упражнения. Результаты оцениваются через тестирования, консультации и ответы на контрольные вопросы.

Повысить эффективность дистанционного обучения можно за счет осуществления психолого-педагогического сопровождения и повышения психологической компетентности педагогов. 

Подробнее читать о работе с детьми с ОВЗ в школе можно в статьях:

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль