Содержание статьи:
Большую часть дня младшие школьники проводят за партой. Группа продленного дня в начальной школе позволяет:
- обеспечить оптимальные условия для адаптации детей в ОУ;
- способствовать воспитанию самостоятельных, сознательных членов школьного коллектива;
- развить творческий потенциал, положительные личные качества учащихся.
Данная форма ведения воспитательно-образовательного процесса открывает большие возможности для комплексного решения учебных задач, формирования крепкого, сплоченного детского коллектива.

важная информация по теме:
- Как сделать продленку полезной для детей, родителей и учителей? (данные опроса)
- Объясните родителям, на что уходит плата за продленку (важно)
Программа группы продленного дня в начальной школе
Профессиональная деятельность педагога младших классов во второй половине дня, как и в первой, должна быть подчинена программным требованиям. Уровень активности школьников в этот период зависит от нескольких факторов:
- Содержания плана перспективной работы — документа, который должен составляться с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
- Предоставление детям свободы выбора видов деятельности.
- Характеристик воспитательного пространства, комфорта группового микроклимата.
Программу работы группы продленного дня в начальной школе рекомендуется составлять с соблюдением единых требований, без указания ограничений в виде временных рамок и уровня активности. Данный нормативный документ должен помочь педагогу обеспечить социальную поддержку семьям в воспитании младших школьников, эффективно решить проблемы неуспеваемости, организовывать различные виды коллективной активности, привить учащимся нормы корректного общения.
Базовой частью программы для ГПД является пояснительная записка, в которой раскрывается нормативная база, используемая для составления документа, осуществляется постановка целей и задач данного типа педагогической работы, описываются концептуально важные положения, методологические основы работы и ожидаемые результаты. Отдельными параграфами выделяются задачи проведения режимных моментов, задачи на год. Методы ежедневной работы педагога с детьми также выводятся обособленным блоком.
советы по организации с комментариями экспертов
Виды занятий на неделю, график проведения которых является цикличным, рекомендуется оформить в виде таблицы:
День недели | Основные виды активности | Пребывание на воздухе |
Понедельник | Проведение соревнований, эстафет, мини-олимпиад. | Оздоровительные мероприятия |
Вторник | Расширение знаний о природе. Беседы по экологическому воспитанию. Привитие здорового образа жизни, профилактика вредных привычек. | Подвижные игры |
Среда | Патриотическое воспитание, изучение истории родного края. | Народные игры |
Четверг | Проведение познавательно-развлекательных игр, разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов. | Экскурсионные прогулки, наблюдения |
Пятница | Занятия по изобразительному искусству, лепке. Творческая активность. Чтение художественной литературы. | Тематические экскурсии |
Программные разработки можно представить в виде понедельного календарно-тематического планирования с указанием направлений работы и тем ежедневных занятий (пример в приложении).

Новые возможности для карьерного роста
Попробуй бесплатно! Учебная программа «Правила внутреннего распорядка учащихся» За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.
План группы продленного дня в начальной школе
Планирование педагогической практики в ГПД подчинено программному содержанию. По сути, план является детальным продолжением программы, документом, руководствуясь которым педработник сможет реализовать все режимные моменты, наладить плодотворное взаимодействие с ученическим и родительским коллективом.
В план деятельности педагога в группе продленного дня в начальной школе следует обязательно включить:
- Деятельность по комплектованию групп.
- Оформление всей необходимой документации, групповой предметной среды и информационных стендов, уголков ГПД.
- Планирование ежедневной воспитательно-образовательной работы, включающее ознакомление с методической литературой, взаимодействие с детскими библиотеками, музеями, выставочными центрами.
- Посещение уроков в первой половине дня с целью определения у школьников сформированности способностей к самоорганизации, самообразованию.
- Организацию плодотворного взаимодействия с отстающими, слабо мотивированными детьми. В рамках работы с такой группой учащихся педагог ГПД обязан определить оптимальные приемы ведения индивидуальной работы, создать опорные схемы и памятки, способствующие усвоению программного материала.
- Проведение индивидуальных консультаций с родителями, нацеленных на оказание посильной помощи в воспитании детей.
- Выполнение анализа воспитательно-образовательной деятельности за определенный период времени.
- Информация по содержанию деятельности, которую следует включить в план работы педагога ГПД, представлена в схеме.
Группа продлённого дня в начальной школе: закон 2018-2019
Организационные вопросы относительно группы продленного дня регулируются внутришкольными документами:
- Уставом,
- Приказами,
- распоряжениями директора и уполномоченных лиц.
Такое право школе предоставляет Федеральный закон «Об образовании», где говорится о том, что каждая школа может самостоятельно решать, создавать ли группу продленного дня для учеников младших классов.
Закон дает школе полное право определять размер оплаты за продленку, что входит в обозначенную плату, сколько часов может длиться пребывание ребенка в группе и многое другое.
Сколько стоит продленка в школе 2018-2019 гг? Единого тарифа, действующего на всей территории страны, не существует. Ставка за продленку зависит от того, сколько ученик будет находиться в школе после уроков.
- Если ребенок находится в группе до 15-16.00, оплата составит 2-3 000 руб.
- Если ребенок находится в группе до 18-19.00, оплата составляет 4-6 000 руб.
Группа продлённого дня в начальной школе закон 2018-2019
Никаких изменений на будующий год не будет произведено и с точки зрения закона все останется так же. Что касается оплаты группы продленного дня в 2018-2019 годах, то возможно изменения, которые будут зависеть по прежнему от времени, которые ученик будет находиться в школе после уроков.
Режим группы продленного дня в начальной школе
Взаимодействие с детьми после проведения основного цикла учебных занятий должно быть особенным. Младшие школьники в силу возраста достаточно быстро устают, их внимание остается нестабильным. Задача педагога — создать оптимальные условия для перехода в рамках ведения внеурочной деятельности от обучения к активному отдыху с последующим возвращением к умственной работе.
Режимные моменты в группах продленного дня следует выстаивать в соответствии с циклами активности детей — в таком случае создать ситуации учебного успеха, завладеть вниманием малышей будет гораздо легче.
Режим работы группы продленного дня в начальной школе
Режимные моменты | Содержание режимных моментов, воспитательные задачи |
Прием учащихся в ГПД | Приветствие, актуализация внимания детей на внешнем виде, нормах поведения. Выполнение санитарно-гигиенических процедур. Создание атмосферы психологического комфорта через привлечение к общению всех членов классного коллектива. |
Обед | Воспитание правильного пищевого поведения, бережного отношения к продуктам питания. Привитие культурно-гигиенических норм, актуализация внимания на необходимости соблюдения правил поведения за столом. Формирование коллективного умения входить в помещение и покидать его упорядоченным строем. |
Активный отдых, развлечения на воздухе | Восстановление сил для последующей умственной активности. Проведение мероприятий, нацеленных на сохранение и поддержание здоровья. Развитие любознательности, внимательности. Формирование бережного отношения к природе, всему живому. Повторение правил безопасного поведения на улице, на природе. Поощрение духа здорового соперничества в ходе проведения активных игр, олимпиад, спортивных соревнований. |
Воспитательно-образовательная деятельность | Формирование познавательных потребностей, приобщение к умственной активности. Развитие интереса к событиям окружающей реальности, историческим фактам и закономерностям, хозяйственно-экономической и культурной жизни родной страны. |
Занятия по самоподготовке | Организация самостоятельной учебной работы. Повторение пройденного материала, актуализация внимания на аспектах, вызывающих сложности в ходе образовательного процесса. Формирование усидчивости, работоспособности, исполнительности, старательности. Оказание помощи школьникам в постановке учебных целей и результатов, разработке системы мер, способствующих их достижению. Выработка умения рационально использовать свободное время, определять приоритетность учебных задач. Поощрение нравственных взаимоотношение в коллективе, формирование навыков взаимопроверки и взаимопомощи. Ведение индивидуальной образовательной работы с отстающими детьми, оказание помощи в овладении программным материалом. |
Клубная и кружковая деятельность | Развитие индивидуальных творческих склонностей, талантов. Формирование интереса к различным видам деятельности, активному времяпровождению. |
Подведение итогов | Обсуждение достигнутых целей, полученных впечатлений. Проведение аналитических упражнений, минуток доброты и отзывчивости. |
При реализации режимных моментов важно следить за тем, чтобы все дети были вовлечены в ход полезной, познавательной деятельности, свободно общались в круге ровесников, учились формировать межличностные отношения, толерантность, развивали навыки самообразования. Режим в ГПД должен быть подчинен таким принципам:
- Принцип развития — создание оптимальных условий для освоения программного и дополнительного материала.
- Принцип поддержки, реализуемый в оказании помощи слабо мотивированным, неуспешным младшим школьникам.
- Принцип ответственности: каждый учащийся ответственен за свои слова и поступки.
- Принцип успеха. Детям важно понимать, что трудолюбие и старательность неизменно награждаются.
Игры в группе продленного дня начальной школы
Органической формой проведения досуговых занятий с младшими школьниками являются игры. В процессе игровой деятельности обеспечивается формирование познавательных, коммуникативных, личностных универсальных учебных действий, способности анализировать и соотносить факты; любознательности, творческой активности.
Характер игр с учащимися в группе продленного дня начальной школы должен выбираться с учетом поставленных образовательных целей и возрастных особенностей. Эксперты рекомендуют реализовать с младшими школьниками такие типы активности:
- Познавательные, интеллектуально-развивающие игры.
- Подвижные игры.
- Игры на воздухе.
- Сложные сюжетно-ролевые игры.
- Игры-экскурсии, игры-путешествия.
Развлекательно-познавательные игры должны строиться на:
- повторении звуко-буквенного состава слов родной речи (детям можно предложить найти в словах две или три одинаковые гласные, согласные; разделить слово на слоги, и из полученных слогов составить новые слова);
- изучении семантических оттенков слов (из слов в ряду рекомендуется выделить одно, не подходящее по значению);
- решении простых математических задач, логических загадок.
На воздухе лучше всего проводить коллективные игры, с привлечением максимального количества участников и использованием спортивного инвентаря. В тематические дни, при возможности реализации обширной подготовки, можно подготовить для ребят небольшие квесты экскурсионного или развлекательного характера, предложив выполнить ряд заданий в ходе движения по выделенному участку местности.
Неизменно востребованы в кругу школьников пешие и выездные экскурсии, игры-наблюдения, в ходе которых ведется изучение или повторение элементов программного материала. Малыши во время активного развлечения могут узнать много нового, продемонстрировать уровень знаний, сформировать тесные командные отношения.
Выбор игр в ГПД остается прерогативой педагога. Реализация творческого нестандартного подхода к организации досуговой деятельности детей позволяет создать атмосферу непринужденности, добиться поставленных воспитательно-образовательных целей. И напротив, использование шаблонных игровых ходов сделает пребывание в группе продленного дня малоинтересным для большинства школьников.