Подписка со скидкой 30% >>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Группа продленного дня в начальной школе

7 ноября 2019
9638
Средний балл: 5 из 5

Группа продленного дня — модель организации воспитательной деятельности, которая осуществляется во внеурочное время, а также самостоятельной образовательной деятельности учащихся. Это форма организации свободного времени учащихся, которая приобретает особое значение, поскольку младшие школьники редко используют его рационально и для личностного роста. ГПД в начальной школе учит детей наполнять свой досуг содержанием, направлять на самосовершенствование и служит для:

  • профилактики безнадзорности в случае с детьми из неблагополучных семей;
  • улучшения школьной успеваемости учащихся;
  • воспитательного воздействия.

Группа продленного дня в начальной школе

Организация группы продленного дня в школе (ГПД или «продленки») ложится на плечи классного руководителя и заместителя директора школы. Открытие ГПД в школе факультативно, а потому ни органы власти, ни родители не вправе принудить администрацию образовательного учреждения к формированию продленки, которая допустима только при достаточном кадровом и материально-техническом обеспечении. Чтобы оценивать целесообразность открытия ГПД, классные руководители проводят анкетирование и опросы среди родителей. Педагогам следует объяснить преимущества ГПД в начальной школе, воспитательный потенциал такой деятельности.

Педагоги собирают у родителей учащихся заявления: продленка рентабельна только в том случае, если в группу будет ходить десять и более учащихся. Если учредитель или директор принимают решение об открытии ГПД, в локальном акте школы о комплектации групп продленного дня указывают, какое количество детей допустимо в них. При этом необходимо учитывать нормы СанПиН 2.4.2.2821–10, согласно которым для первоклассников нужны спальные помещения из расчета не менее 4 м² на одного учащегося, а также игровые комнаты площадью не менее 2,5 м² на одного ребенка.

Затем издается приказ директора о формировании соответствующих групп, в которые принимают преимущественно детей из одного или параллельных классов, обеспечивая тем самым максимальный комфорт коммуникации и взаимодействия. Режим дня учащихся в группе продленного дня зависит от организации образовательного процесса в школе:

  • дети, которые учатся во вторую смену, могут находиться на «продленке» с 8:00 до 13:00;
  • те, кто ходит в школу в первую смену, — с 18:00 до 20:00.

В расписание группы продленного дня в начальной школе необходимо в обязательном порядке включить время для самоподготовки, прогулок и иных физкультурно-оздоровительных мероприятий, приемов пищи и кружковой работы. Первоклассникам обязателен часовой дневной сон, если школа построена по новому проекту и в ней предусмотрено помещение для отдыха, оборудованные одноярусными кроватями и шкафами. Чтобы эффективно организовать деятельность учащихся во время продленки, достаточно грамотно зонировать пространство группы, используя краску разных цветов, различные предметы мебели, перегородки. Так школьники будут четко знать, в какой зоне можно играть или заниматься творчеством, а в какой нужно делать уроки.

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать об организации группы продленного дня и взаимодействии с родительской общественностью помогут статьи электронного журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»

- Как сделать продленку полезной для детей, родителей и учителей?

 (это важно)

- Объясните родителям, на что уходит плата за продленку

 (управление организацией)

Администрации школы стоит отказаться от открытия группы продленного дня, в том случае, если:

  • в учреждении ощущается нехватка кадров, а потому педагоги не смогут эффективность заниматься с детьми в ГПД, разрабатывать для них планы занятий, осуществлять воспитательную и оздоровительную работу;
  • недостаточное число родителей написали заявление с просьбой об открытии группы (в этом случае рентабельность услуги не гарантирована);
  • в школе недостаточно помещений, слабая материально-техническая база, которая не позволяет оборудования помещения и проводить занятия согласно нормам СанПиН.

Организация разных видов деятельности в группе продленного дня

Перед началом работы группы ГПД воспитатель проверяет состояние помещения. В течение рабочего времени педагог несет ответственность за деятельность группы, а потому он имеет доступ к классному журналу, что позволяет ему не только знакомиться с результатами академической активности детей, но и узнавать домашние задания. Он неизменно беседует с учащимися, чтобы больше узнать о самочувствии и настроении ребенка, выслушать просьбы и замечания. Педагог продленной группы в начальной школе:

  1. систематически планирует воспитательную и оздоровительную работу с учащимися, ведет уставную документацию;
  2. обеспечивает создание условий, необходимых для духовного, умственного и физического развития учащихся, проведению самоподготовки, осуществлению самопознания, организацию свободного времени с учетом интересов и способностей детей;
  3. сотрудничает с представителями родительской общественности, педагогом-психологом и другими специалистами;
  4. совершенствует свой профессиональный и методический уровень, повышает квалификацию на курсах, семинарах, практикумах.

Самоподготовка — обязательный вид деятельности для всех участников группы продленного дня, кроме первоклассников. Чаще всего проводится с 15 до 16 часов, когда у учащихся отмечается максимальная работоспособность. В этом время школьники под руководством воспитателя выполняют домашние задания, однако занятие проходит не в формате урока, поскольку основная его функция — не только выполнить заданные на дом упражнения, но и получить навыки самообразования. С этой целью педагог ГПД чередует индивидуальные и групповые виды работы, а также строго следует требованиям СанПиНа по определению продолжительности самоподготовки: 2-3 классы — не более полутора часов, 4 класс — 2 часа.

Время самоподготовки должно быть систематизировано и структурировано, что обеспечит максимальную его продуктивность:

  1. Подготовка к самостоятельной работе (не более 5 минут) — учащиеся подготавливают место, за которым они будут делать уроки, повторяют правила, формулы, пройденные в классе темы.
  2. Непосредственно самостоятельная работа (длится час-полтора) — школьники самостоятельно решают, с какого задания начать, в какой последовательности делать домашнее задание и когда делать перерывы между работой. Педагог может только рекомендовать начинать с самого сложного, чтобы постепенно переходить к более легким заданиям. Важно следить за тем, чтобы дети своевременно делали физкультминутки, которые позволят снять напряжение с глаз, пальце рук, мышц спины.
  3. Взаимная или самопроверка (не более 10 минут) — ученики могут проверять правильность выполнения по образцу, словарю или иному примеру.
  4. Рефлексия (2-3 минуты) — подведение итогов работы и самостоятельной проверки.

Внеурочная деятельность на продленке должна соответствовать интересам и увлечениям детей, а потому классные руководители или педагоги ГПД проводят опрос, анкетирование, беседы или наблюдение за учащимися с целью определить, чем увлекаются младшие школьники. Полученные результаты позволяют определить направление поиска методов, форм и средств организации досуговой деятельности, которые позволили бы соединить познание и развлечение, наполнив последнее содержанием и смыслом. Немаловажно мнение родителей относительно выбранных видов внеурочки, для чего их можно пригласить на собрание или беседу в частном порядке. В продленной группе в начальной школе педагоги чаще практикуют такие формы внеурочной деятельности, как спортивные соревнования, секции, кружки и экскурсии. Это позволяет детям посещать библиотеки, культурные центры, спортивные залы и стадионы, которые находятся в пешей доступности от школы.

В ходе организации внеурочной деятельности детям важно соблюдать нормы СанПиНа, учитывать возрастные особенности детей, использовать чередование активных и пассивных занятий, но для начала нужно определить доступные локации, например, школьная библиотека, спортивный или актовый зал, центры детского досуга, спортивные площадки. Внеурочная деятельность в ГПД для учащихся 1-2 класса не должна длиться дольше 50 минут, а для младших школьников 3-4 класса — не более полутора часов. Для организации внеурочной деятельности на продленке образовательное учреждение может привлечь сторонние организации, если собственной материальной и кадровой базы не хватает. Допускается просмотр кинофильмов, мультфильмов или телепередач не более двух раз в неделю продолжительностью не более часа для учащихся 1-3 классов и не дольше 1,5 часов для учеников 4 класса.

План работы ГПД должен быть известен детям и их родителям. Удобен в работе такой вариант планирования, как недельная циклограмма расписания занятий ГПД. Циклограмма не занимает много места, может постоянно присутствовать в информационном уголке ГПД, легко запоминается детьми, их родителями и педагогами.

Досуговая деятельность детей в группе продленного дня

К сожалению, педагогический потенциал группы продленного дня в школе не всегда реализуется в полной мере, чему мешает регламентация деятельности учащихся, академизм школьной жизни, использование антигуманных методов воздействия, чрезмерная учебная нагрузка младших школьников.

С позиции интересов детского сообщества и каждого ребенка ГПД — это:

  • возможность наполнить жизнь школьника яркими событиями;
  • широкое поле разнообразной деятельности, пространство для самовыражения, самореализации и признания его успешности со стороны сверстников и взрослых.

Каждая ГПД имеет свою «личную жизнь», основанную на системе коллективных дел, на общих интересах, ценностях, традициях. Выбирая виды деятельности и формы ее организации, воспитатели ГПД ориентируются на интересы и желания младших школьников. Удовлетворение их потребностей (с позиции педагогической целесообразности) выступает основой организации досуговой деятельности в ГПД. Для этого путем наблюдений, анкетирования, бесед выясняется, как проводят свое свободное время воспитанники, чем увлекаются, какие кружки посещают. Учет интересов учащихся позволяет разнообразить досуговую деятельность детей на продленке. Практика показывает, что приблизительно 65% детей не могут самостоятельно, с пользой организовать свой досуг, предпочитая проводить свободное время на уровне пассивного потребления развлекательных впечатлений, не требующих духовного или активного двигательного напряжения. Чаще всего свободное время учащиеся посвящают развлечениям (компьютерные игры, просмотр сериалов и пр.), которые не ориентированы на их развитие. Наибольшим интересом у детей пользуются музыкальные, подвижные и творческие занятия. Чтение и экскурсии – не популярны.

  • Чтобы стимулировать чтение, воспитатели используют систему поощрений и соревновательный элемент. За прочитанные в классе или дома страницы они могут получать бонусы, по сумме которых определится победитель.
  • Привить младшим школьникам любовь и уважение к книге помогут «Библиотечные часы» — презентации любимых книг, подготовленные учениками. Дети должны анонсировать произведение так, чтобы другие непременно захотели его прочесть. В ходе подобной деятельности дети приобщаются не только к культуре чтения, но и развивают свои коммуникативные способности, ораторские навыки.

 Группа=

Заранее ознакомившись с планом работ на неделю, ребята имеют возможность проявить свои таланты, подготовить поделки, обсудить с родителями композиции рисунков и аппликаций. Благодаря такой организации работы в ГПД, обогащаются взаимоотношения с родителями, стираются грани между сильными и слабыми учениками. Каждый ребенок получает возможность реализовать свои способности. Совместно организованные досуговые дела в ГПД проходят интересно, запоминаются надолго, вызывают положительные эмоции. Деятельность педагога ГПД носит обучающий характер, не вытесняя детской самостоятельности. Педагог создает условия для организации личного пространства ребенка, с максимальным учетом диапазона его интересов, индивидуальных предпочтений. Педагог поощряет самостоятельность, инициативность, творчество, оптимизм, ценит дружеский обмен мнениями, который создает атмосферу доверия и уважения к позиции другого человека. Для эффективной организации досуга детей во время продленки важно:

  • сочетание индивидуальной и групповой работы;
  • разнообразие форм и видов деятельности;
  • формирование ситуаций успеха, предоставление возможности учащимся проявлять инициативу;
  • взаимодействие родительской и педагогической общественности.

Только так повседневные занятия в группе продленного дня в школе будут наполнены интересными и полезными делами.

Воспитательные методы педагога группы продленного дня в начальной школе

В настоящее время педагогике известны гуманные и антигуманные подходы и методы педагогического воздействия. Первые опираются на осознанное понимание учениками всех выполняемых действий, вторые — не принимают этого в расчет. При первом подходе воспитанника рассматривают как объект и субъект воспитания, причем последнее стремятся возвысить по мере того, как ребенок становится старше. При втором подходе воспитанник — это всего лишь объект воспитания, от которого требуется слепое повиновение и послушание. Среди гуманных методов педагогического воздействия различают созидающие, стимулирующие и регулирующие, которые находятся в тесном взаимодействии. Созидающие — убеждение и упражнение — основные, поскольку помогают вовлечь учащихся в различные виды деятельности — физическую, трудовую, интеллектуальную и прочие.

  • Метод убеждения базируется на вербальном и невербальном воздействии на сознание человека. Педагоги ГПД в этих целях используют повествование, ознакомление, описание, обоснование, аргументирование, резюмирование, демонстрация. Эффективным для убеждения младших школьников является совет — прием, который должен быть выражен либо в форме четко изложенного требования, рекомендации, либо пожелания.
  • Метод упражнения объединяет воздействие слов и деятельности, а потому часто использует приемы испытания, проб, приучения. Учащиеся должны осознанно воспринимать информацию и способы действий. Не зря эти приемы диаметрально противоположны поучению, назиданию, навязыванию и прочим антигуманным приемам.

В группе продленного дня в начальной школе созданы все условия для того, чтобы вовремя скорректировать поведение учеников и тем самым не допустить возникновения разного рода проступков. Для этого в методическом арсенале педагога имеются корректирующие методы: попечения и управления. По своей сущности им противостоят методы надзора и диктата.

  • Метод попечения — способ влияния на жизнь и деятельность учеников особым, участливым отношением. Применение его должно вызвать у школьников правильное понимание требований воспитателя. К наиболее характерным приемам попечения относятся наблюдение, уход за детьми, защита, помощь, шефство, присмотр, предохранение, утешение, развлечение, ласка и др. Они направлены на то, чтобы создать обстановку комфортности и уюта. Заинтересованное и внимательное расположение педагога к ученику не остается незамеченным. Оно вызывает ответную реакцию любого школьника в виде симпатии, привязанности или откровения.
  • Метод управления — способ воздействия на учащихся средствами организации. К методическим приемам, составляющим его, следует, прежде всего, отнести установление порядка (упорядочивание), планирование, поручение, инструктирование, нормирование, обсуждение, предложение, приглашение, характеристику, руководство, решение, соревнование, подведение итогов и т.д. Указанные приемы используются тогда, когда требуется включить коллектив детей в педагогически целесообразную деятельность или совершить переход от одного вида занятий к другому.

Метод надзора — способ воздействия на воспитанников особым пристрастным отношением к их поведению. Среди входящих в него приемов можно назвать подслушивание, подсматривание, наушничание, придирки, нападки, обвинение и т.д. Они направлены на подавление в учениках любого проявления самостоятельности и инициативы. С их помощью педагоги предупреждают проступки, но даже такие приемы диктата, как насаждение порядков, рекламирование их, притворство, обман, понукание, подталкивание, повеление, подчинение, разобщение, провокация, шантаж, фискальство, натравливание, приручение, подавление не приносят реальных результатов.

При правильном воспитании нет необходимости ни в поощрениях, ни в наказаниях. Действительно, при достижении высокой сознательности воспитуемых нет нужды их применять. Одним из непременных условий их использования в педагогической практике является понимание и осознание детьми справедливости поощрений и наказаний, что стимулирует воспитанников на активную, целенаправленную деятельность и относятся к разряду гуманных.

  • Метод поощрения использует воздействие привлекательными для учащихся средствами, в числе которых похвала, одобрение, признание первенства, прославление, награда и прочие.
  • Метод наказания — воздействие средствами торможения — осуждением, замечаниями, порицанием, ограничением, выговором, оглаской провинности, отповедью, развенчиванием, лишением чего-нибудь и т.д. В настоящее время перечень употребляемых в практике приемов наказания значительно сократился, а пребывание ребенка в школе под руководством учителей и воспитателей удлинилось. Это наложило определенный отпечаток на применение наказания. Сейчас воспитатели, как правило, не спешат наказывать ученика, так как у них имеется достаточно времени испробовать разнообразные приемы убеждения и упражнения.

Метод принуждения — это способ воздействия при крайней необходимости, когда требуется призвать к порядку ученика и вернуть его к полезной деятельности. Состав средств, используемых при этом, разнообразен, но не выходит за рамки уважения личности ученика. Произвол при принуждении недопустим, иначе школьник потеряет веру в своего наставника. Воспитатель группы продленного дня в начальной школе должен пробудить в учащихся скрытые ресурсы, стимулировать их на самовоспитание. Очень важно превратить коллектив детей в активного субъекта воспитания, чтобы каждому из школьников были понятны методы самовоспитания: самоубеждение, самоупражнение, самоуправление, самопоощрение, самонаказание, самопринуждение. Их знание поможет школьникам внести свой посильный вклад в формирование собственной личности.

Руководство развитием ОО

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и эффективной организации развития образовательной организации рекомендуем пройти обучение по программе «Руководство развитием ОО».

Кабинет информатики в школе

Родительская плата: финансовая сторона вопроса

За присмотр и уход за детьми на «продленке» школа может взимать с родителей плату, размер которой определяется учредителем. Чтобы избежать недопонимания с родительской общественностью, следует на официальном сайте школы и информационном стенде в помещении опубликовать выдержки из локального акта, устанавливающего объем услуг по присмотру и уходу за детьми, алгоритм расчета их стоимости, условия снижения стоимости и форму договора, который должен быть заключен между родителями и образовательным учреждением о предоставлении подобных услуг.

На родительских собраниях поясняют, как и на что взимается родительская плата, на какие нужды направляются эти средства. Как правило, в группе продленного дня в начальной школе за родительскую плату школа должна обеспечить:

  • полноценное питание;
  • хозяйственно-бытовое обслуживание помещений;
  • соблюдение режима дня и личной гигиены.

По инициативе учредителя родительская плата может не взиматься с отдельных категорий граждан, перечень которых утверждается локальным актом (многодетные, одинокие отцы и матери, малоимущие, беженцы и прочие). Для получения родительской платы за посещение группы продленного дня в начальной школе с родителями или законными представителями детей заключается договор на предоставление услуг группы продленного дня, в котором указывают периодичность и порядок оплаты, стоимость услуг и другие нюансы. Примерная форма договора разрабатывается наделенной такими полномочиями администрацией школы или непосредственно учредителем. Рассчитывается плата по простой формуле: ежемесячный размер родительской платы, утвержденный договором : количество учебных дней согласно графику работы учреждения х количество дней, в которые ученик посещал ГПД. Отметки о присутствии или отсутствии ребенка в группе ставятся в специальном табеле, что позволяет безошибочно определять сумму, которая должна быть внесена за услуги по уходу и присмотру за детьми.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Календарно-тематическое планирование группы продленного дня на учебный год.doc

1

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.