Характеристика на директора школы носит справочный характер, служит для ознакомления родителей, руководителей. Документ формируют для использования в служебных целях: представления к награде, присуждения звания, а также для участия в выборах на должность и при увольнении.
Образец характеристики на директора школы для награждения почетной грамотой
При составлении документа помогает уже заполненная характеристика на директора школы для награждения почетного грамотой (образец). Стоит учитывать, что определенной формы заполнения не существует, при этом желательно кратко и последовательно указать на основные моменты профессиональной деятельности ответственного лица. Можно опираться на следующий образец.
Вначале указывают основные данные: ФИО, дата рождения, образование, название ВУЗа и год окончания, специальность и стаж педагогической работы. Далее описывают деятельность в качестве директора школы, с указанием названия учебного заведения.
Необходимо отметить, с какого года директора занимает свою должность. В характеристике подробно описывают, каким показал себя директор во время работы:
- хорошим администратором;
- квалифицированным специалистом;
- внимательным педагогом;
- руководителем с творческим подходом в поиске решения сложных задач.

Профстандарт рекомендует повышать профессиональную квалификацию ежегодно. Специально для этого, признанные эксперты Школы Менеджера Образования разработали 50 программ дистанционного обучения для каждого специалиста образовательной организации.
Специалисты, которые успешно прошли обучение, попадают в Единый реестр аттестованных работников образования и хвастаются официальным паспортом профессиональных навыков.
Самое приятное, что для учебы и повышения квалификации вам не придется никуда ехать — обучение проходит онлайн.
Указывают владение навыками составления планов и прогнозов работы образовательного учреждения, личные качества как организатора и администратора, которые позволили внедрить эффективную модель управления школой. Также отмечают принципы, на которые директор опирается в своей работе: гуманизации и демократизации системы образования.
Можно отметить направление деятельности в коллективе: изучение сотрудников школы, коллег, установление коммуникации, применение анализа и самоанализа работы.
Отдельно останавливаются на вкладе директора школы в создание благоприятной атмосферы в образовательном учреждении, отмечают:
- формирование доброжелательной атмосферы;
- взаимопонимание между сотрудниками;
- вовлечение учителей в деятельность с учетом способностей и предпочтений;
- создание условий для творческого роста членов коллектива.
В характеристике перечисляют достижения школы за время работы директора: участие в конкурсах, занятые призовые места, получение грантов. Важно отметить результаты работы систем дополнительного образования школы — участие в соревнованиях, олимпиадах, конкурсах, фестивалях, смотрах для детей. Также в документе описывают проведение мероприятия (семинаров, съездов, конференций, пресс-туров) для педагогов.
Можно указать, какого уровня достигло образовательное учреждение благодаря усилиями директора школы. Здесь отмечают об объединении сотрудников и органичной работе педагогов, администрации, воспитанников и родителей. Вклад директора может быть в создании педагогической системы, которая объединяет учебный, методический, производственный, физкультурный и эстетический центры.
В характеристике указывают, что в школе созданы комфортные условия:
- для работы учителей и учебы школьников;
- развития творческого потенциала;
- формирования физически здоровых, творчески мыслящих личностей;
- для развития самоопределения и ответственности у учащихся, творческого подхода у учителей.
Подтверждением могут служить мероприятия, которые прошли на базе школы (семинары для руководителей по учебно-воспитательной работе). Отдельно прописывают, какие награды получили и призовые места заняли воспитанники школы в спортивных соревнованиях, олимпиадах по разным предметам.
В документе отмечают улучшения материально-технической базы:
- наличие выхода в Интернет;
- компьютерные классы;
- оборудование кабинетов учебной мебелью современного образца;
- наличие технических средств обучения.
Полноценное оснащение учебных классов и кабинетов влияет на повышение успеваемости учащихся (можно указать результаты за определенный период). Далее в характеристике можно написать, что директор ориентирует свою деятельность на формирование актуальной методической помощи учителями, создание условий для внедрения рекомендаций методистов. Указывают достижения школы благодаря научно-методической деятельности, глубокому анализу и выводам.
Также отмечают воспитательную работу в школе, ее результаты. Можно указать такие качества директора, как участие в выборах депутатов, активную общественную деятельность с родителями, населением.
Отдельно в документе прописывают, к каким наградам, грамотам директор был представлен, с указанием каждого названия и года присуждения.
Как составить характеристику на директора школы
Документ пишут в свободной форме, придерживаясь фактов и определенной стилистической структуры. Обычно характеристику заполняют на бланке школы, либо на листе формата А4. В некоторых случаях представление выполняют в электронной форме для размещения на сайте учебного заведения.
Оценку деятельности директора имеет право предоставлять вышестоящая организация. Если речь идет о руководителе школы, то характеристику выдают представители ГУО, РУО или другие организации высшего уровня. Представлять к награде директора школы может губернатор области или края, мэр города.
Любая характеристика касается личных качеств и достижений в профессиональной деятельности. Желательно привести конкретные данные, которые указывает на достижения, успехи школы под руководством директора.
В шапке документа прописывают, что это характеристика заполнена на директора образовательного учреждения (наименование), прописывают фамилию, имя, отчество и год рождения, а также стаж работы. В конце документа указывают должность лица, составившего характеристику, ставят дату и подпись.
Основные положения, которые нужно отразить, опираясь на структуру:
- Заглавие, в котором описывают суть бумаги.
- Наименование должности.
- Фамилия, имя и отчество директора школы.
- Описание главных личностных характеристик и деловых качеств.
- Подробное, с указанием периодов и дат, описание деятельности на должности директора школы, а также в течение всей карьеры.
- Данные о лице, которое оформило характеристику (дата, подпись, печать).
Характеристика на руководителя школы может понадобиться в следующих случаях:
- назначение руководителя на более высокую должность;
- характеристика на директора школы требуется на награждение грамотой;
- перевод руководителя в учреждение, подвластное другому ведомству для ознакомления сотрудников с новым работником;
- переход на работу в другое учебное заведение (документ смотрят перед подписанием договора);
- участие директора в депутатских выборах на территории РФ.
Характеристику, в обязательном порядке, начинают с предоставлением данных о фамилии, имени и отчестве директора, наименовании учебного заведения. Также прописывают адрес учреждения, чтобы было легко идентифицировать школу и должностное лицо.
Желательно в документе привести общее описание школы, дать ссылку на уставные документы и наличие аккредитации. Такие данные позволяют любому желающему определить как профессиональные характеристики директора, так и условия труда, школьную материально-техническую базу.
Важно указывать проблемы и сложности, с которыми сталкивается должностное лицо, чтобы оценить условия работы и принятия решений. Такая информация необходима, чтобы имидж руководителя выглядел полно и адекватно ситуации.
В документе кратко описывают биографию директора. Здесь перечисляют все учебные заведения, где он учился, начинал работать, стажировался, повышал квалификации. Если было пройдено дополнительное обучение, это необходимо отразить в документе. Особенно стоит подчеркнуть факт, если директор оканчивал школу, в которой сейчас продолжает деятельность на правах руководителя.
Более подробно стоит остановиться:
- на работе управленческой системы структурными единицами в школе (слаженность, согласованность);
- на стратегии развития учебного заведения и вкладе директора в улучшении работы школы;
- на условиях, которые созданы для развития творчества у учеников и педагогов.
В характеристике прописывают моменты, как руководитель решает вопросы кадров. Особого внимания заслуживают решения директора относительно полноценной работы систем противопожарной безопасности и соблюдения требований, проведения тренировочных мероприятий для учеников и педагогов.
В документе останавливаются на соблюдении трудовой дисциплины в учебном заведении, деятельности по внедрению инноваций и технологий в школе. Стоит прописать, как при директоре было сформировано сотрудничество, и велась работа с социальными институтами и семьями учащихся.
Необходимо отдельно отметить этапы выполнения госзадания:
- реализация норм ФГОС;
- соблюдение принципов непрерывности образования молодых специалистов;
- влияние руководителя на воспитательные процессы;
- деятельность, направленная на повышение квалификации педсостава.
Если необходима характеристика на директора школы на награждение или выдачу грамоты, слишком подробное представление не требуется, достаточно описания точных профессиональных качеств. Важно указать личностные качества руководителя, упомянуть о педагогическом опыте и стаже, вкладе в развитие школы.
Характеристика является справочным материалом, она не предусматривает наличие оценочной школы, чтобы вышестоящие инстанции могли принять решение. Документ на награждение имеет свои особенности, которые прописаны в нормативном документе ГОСТ. Определенные требования предоставляются к характеристике на прохождение аттестации, они могут различаться в разных регионах РФ.
Можно опираться на примерный план:
- Общие сведения (дата рождения, полученное директором образование, с указанием курсов повышения квалификации, профессиональных семинаров, а также семейное положение, звания, награждения и академическая степень при наличии).
- Подробные характеристики профессиональной деятельности. Здесь расписывают, сколько времени директор занимает свою должность, каких успехов достигла школа при его руководстве. В документе отражают, какие инновации были реализованы в учебном заведении. Показателем слаженной работы учеников и учителей являются результаты ОГЭ и ЕГЭ за последние годы. Отмечают количество детей золотых медалистов и школьников, поступивших после выпуска в высшие учебные заведения. Также перечисляют успешное участие педагогов в семинарах и конкурсах.
- Личные характеристики. Важно не только перечислить качества руководителя, но и подтвердить их примерами. Отмечают порядочность, авторитет директора, его компетентности, коммуникабельность, целеустремленность, стрессоустойчивость, доброжелательность, готовность решать сложности.
Характеристика на директора должна быть информативной и объективной, не рекомендуется включать сомнительные, непроверенные сведения. Такой документ в будущем может стать определяющим при росте карьере, выборе среди конкурсантов.
Материал проверен экспертами Актион Образование