Финансирование образовательных учреждений: особенности и перспективы

2785

Скачать книгу «Работа с педагогами» в формате pdf >>>

Финансирование образовательных учреждений остается актуальной проблемой сферы образования в России. Действующая система денежного обеспечения детских садов, школ, университетов была сформирована в социально-экономических условиях, разительно отличающихся от современных. В последние годы экспертов сферы образования особенно беспокоят такие вопросы:

  • неравномерность распределения финансовых средств между образовательными учреждениями (далее — ОУ);
  • слабое стимулирование школ к экономии денежных ресурсов;
  • размытость механизмов финансирования обновления и улучшения школьной инфраструктуры.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Бюджетное финансирование образовательных учреждений

Право каждого гражданина Российской Федерации на получение среднего образования закреплено в ст. 43 Конституции РФ. Поэтому сохранение бесплатной системы образования, функционирование которой достигается за счет бюджетного финансирования деятельности образовательных учреждений, остается приоритетным. Но в условиях нового времени существующая система спонсирования школ изжила себя. Как свидетельствуют статистические данные, Госказначейство покрывает около 30-40 % потребностей ОУ, что гарантирует лишь слабое обеспечение деятельности школ на текущем уровне и вызывает:

  1. Качественное и количественное снижение материально-технических ресурсов, необходимых для ведения воспитательно-образовательного процесса.
  2. Кадровые проблемы: работа в сфере образования является непристижной, как следствие — невостребованной.
  3. Территориальная дифференциация ОУ не учитывается.

Сложившаяся ситуация подтолкнула экспертов  отрасли к созданию новой системы финансового обеспечения школ, закрепленной в Бюджетном Кодексе РФ. Особенности данной модели иллюстрирует таблица 1.

Таблица 1

Особенности системы управления финансами в сфере обеспечения ОУ

Скачать особенности системы управления финансами в сфере обеспечения ОУ
Скачать в .docx

Этапы Ответственные
Разработка и утверждение норм бюджетных дотаций. Органы власти субъектов РФ имеют право увеличить утвержденные нормы за счет ресурсов собственных бюджетов.  Федеральные органы исполнительной власти
Установление заданий по предоставлению услуг по обучению и воспитанию. Федеральные органы исполнительной власти
Определение заданий по выполнению образовательного минимума подведомственным распорядителям ресурсов. Главные распорядители бюджетных средств
Составление смет на очередной финансовый год на основе полученных заданий по предоставлению услуг. Организация внутришкольного финансового контроля. Директора ОУ
Отслеживание соблюдения нормативов финансовых затрат. Органы государственного и финансового муниципального контроля

Источники финансирования образовательных учреждений

В условиях, когда бюджетное субсидирование не позволяет в полной мере покрыть расходы школы по поддержанию непрерывного процесса предоставления воспитательно-образовательных услуг, школы стараются изменить действующие механизмы финансового обеспечения (схема 1) и найти дополнительные возможности для получения денежных дотаций.

Схема 1

Финансирование образовательных учреждений: особенности и перспективы

Основные источники финансирования работы образовательных учреждений:

  1. Получение дополнительных доходов от использования имущества. В случае достижения договоренности с учредителем, школьная администрация имеет право передавать отдельные объекты инфраструктуры в лизинг или аренду.
  2. Предоставление платных образовательных услуг в соответствии с установленным регламентом.
  3. Выполнение обязанностей по развитию отдельных отраслей образования с целью получения грантов, спонсорской поддержки.
  4. Достижение дополнительных показателей — высоких результатов освоения отдельных дисциплин или определенного места в общешкольном рейтинге на муниципальном, федеральном уровнях.
  5. Экономия расходов хозяйственной деятельности. Поскольку финансовые ресурсы на погашение коммунальных платежей переводятся на счет ОУ, экономия позволяет обеспечить стабильный источник дополнительного дохода.

Подушевое финансирование образовательных учреждений

Переход на обеспечение финансовыми средствами ОУ по нормативному образцу обсуждается на протяжении нескольких лет. Подушевое финансирование функционирования образовательных учреждений можно объяснить одним предложением — «деньги следуют за учащимися». Эта модель реализовывается следующим образом:

  1. Определяется значение норматива на 1 учащего (воспитанника детского сада, школьника, студента).
  2. ОУ ежегодно получают дотации в соответствии с количеством учеников.

Реализация подушевого денежного обеспечения школ позволит перестроить модель предоставления матпомощи ОУ и подчинить ее современным реалиям.

Таблица 2

Скачать порядок реализации подушевного финансирования образовательных организаций
Скачать в .docx

Порядок реализации подушевого финансирования образовательных организаций

Элементы системы обеспечения Порядок утверждения
Федеральный норматив финансирования на одного учащегося Принимается ежегодно, обязателен для исполнения федеральными и региональными органами управления.
Увеличенный норматив Принимается субъектами РФ в случаях, если выделенных государством средств недостаточно для выполнения госзадания, обеспечения образовательных услуг на должном уровне. Разницу денежных показателей региональные бюджеты минимизируют своими силами.
Поправочный коэффициент Вводится на общегосударственном уровне для обеспечения равенства условий ведения процесса обучения детей с особыми потребностями, учеников сельских школ, а также школьников, проживающих в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.

Нормативы финансирования образовательных учреждений

Вопрос о переходе на формульную систему финансового обеспечения поднимался с 1992 года, когда был принят ФЗ «Об образовании». Ввиду того, что в данном законодательном акте, как и других нормативных документах, отсутствует определение понятия «норматив», возникает правовой тупик, препятствующий проведению реформ в системе образования. В ФЗ «Об образовании» указано, что нормативы финасирования деятельности образовательных учреждений должны гарантировать выполнение государственных стандартов в образовании, что также является неясной трактовкой.

Эксперты отрасли предлагают несколько вариантов определения нормативов финансового обеспечения школ. Приводим наиболее популярные предложения:

  1. Приравнивание государственных стандартов к Базисному учебному плану. В рамках этого плана рекомендуется произвести точный подсчет стоимости 1 часа занятий, вывести сумму через умножение ставки на количество часов по каждому предмету. Остальные расходы, которые несут школы, авторы предлагают приравнять к определенному коэффициенту через определение средней величины материально-технического обеспечения, используемого учеником в течение года. В ходе полученных расчетов удастся определить норматив, который, по мнению экономистов, будет далек от реального показателя бюджетных дотаций.
  2. Разделение бюджетных средств, предусмотренных на конкретный финансовый год, на количество учащихся, с последующим распределением денег между ОУ в соответствии с количеством учеников. В случае недостаточного количества бюджетных средств порядок обеспечения школьного образования не будет нарушен, а механизмы распределения дотаций станут более прозрачными. При этом у директоров ОУ появится дополнительный стимул обеспечить внутренний финансовый контроль и аудит.

Схема 2

Финансирование образовательных учреждений: особенности и перспективы

Финансирование образовательных учреждений в 2017 году

Государственная политика в сфере образования нацелена на модернизацию образовательного процесса, потому последовательный переход к формульному субсидированию сохраниться. Финансирование профильной деятельности образовательных учреждений в 2017 году проходит выборочно, в соответствии с территориальным принципом. Тогда как финансирование ОУ в регионах ведется привычным образом, в соответствии с нормативами денежного обеспечения, школы в столице и других мегаполисах нашей страны постепенно опробуют модель подушевого денежного обеспечения.

Управленцам сферы школьного образования рекомендуется осмыслить новые реалии и разработать эффективные инструменты повышения внутренних стандартов, позволяющих сделать образовательную организацию по-настоящему привлекательной для большого количества учащихся и их родителей.

Читать еще по теме:

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль