Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Бюджетное финансирование образовательных учреждений

  • 19 октября 2018
  • 7266

Одной из наиболее актуальных проблем сферы образования в России остается финансирование образовательных учреждений, основные принципы которого были сформированы в отличных от современных социально-экономических условиях. Наиболее проблемными вопросами при этом являются:

  • неравномерное распределение денежных средств между образовательными учреждениями;
  • слабое стимулирование школ к экономичному использованию финансовых средств;
  • непрозрачность системы финансирования модернизации и совершенствования школьной инфраструктуры.

Особенности бюджетного финансирования в образовательной сфере

Ст. 43 Конституции РФ закрепляет право каждого гражданина Российской Федерации на получение среднего образования. Поэтому остается приоритетным сохранение бесплатной системы образования, которое возможно благодаря формированию бюджета муниципального образования. Однако в условиях сегодняшнего дня нынешняя система спонсирования школ функционирует не лучшим образом.

Согласно статистическим данным, выделенные Госказначейством средства покрывают около 30–40 % потребностей образовательных учреждений. В результате слабого обеспечения наблюдается:

  • количественное и качественное снижение материально-технических ресурсов, которые требуются для проведения образовательного процесса;
  • кадровые проблемы из-за непопулярности работы в сфере образования;
  • отсутствие учета территориальной дифференциации образовательных учреждений.

После анализа сложившейся ситуации экспертами составляется новая система финансирования бюджетного учреждения, которая закрепляется в Бюджетном Кодексе РФ. Особенности системы продемонстрированы в таблице 1.

Таблица 1. Особенности системы управления финансами в сфере обеспечения образовательных учреждений.

Этапы Ответственные
Разработка и утверждение норм бюджетных дотаций. Органы власти субъектов РФ имеют право увеличить утвержденные нормы за счет ресурсов собственных бюджетов.  Федеральные органы исполнительной власти
Установление заданий по предоставлению услуг по обучению и воспитанию. Федеральные органы исполнительной власти
Определение заданий по выполнению образовательного минимума подведомственным распорядителям ресурсов. Главные распорядители бюджетных средств
Составление смет на очередной финансовый год на основе полученных заданий по предоставлению услуг. Организация внутришкольного финансового контроля. Директора ОУ
Отслеживание соблюдения нормативов финансовых затрат. Органы государственного и финансового муниципального контроля

Источники и механизмы финансирования образовательных учреждений

Поскольку государственное субсидирование не покрывает расходы школ в разрезе деятельности по предоставлению воспитательно-образовательных услуг, то школы стремятся искать дополнительные источники финансирования.

Финансирование образовательных учреждений: особенности и перспективы

Основными дополнительными источниками для пополнения бюджета школ выступают:

  • доходы от использования имущества: администрация школ, при наличии договоренностей с учредителями, может передавать отдельные объекты в аренду или лизинг;
  • предоставление платных образовательных услуг;
  • развитие областей образования, которые позволят получать гранты, спонсорскую поддержку;
  • повышение рейтинга школы на муниципальном и федеральном уровнях;
  • экономия расходов.

Рассматривается также подушевое финансирование образовательных организаций, которое предусматривает:

  • определение норматива на одного ученика;
  • получение образовательной организацией дотаций в соответствии с количеством учащихся.

Нормативы финансирования образовательных организаций

До сих пор остается без четкого определения понятие норматива финансирования образовательных учреждений. Предлагается несколько трактовок этого понятия, наиболее популярными из которых являются:

  1. Приравнивание госстандартов к Базисному учебному плану, в рамках которого проводится точный подсчет стоимости часа занятий, а затем выводится сумма путем умножения ставки на количество часов по предмету. Остальные расходы подсчитываются с помощью коэффициента путем определения средней величины материально-технического обеспечения, которое необходимо ученику в течение года. Предполагается, что в результате таких подсчетов вычисляется норматив, который будет значительно отличаться от величины бюджетных дотаций.
  2. Деление бюджетных средств, выделенных на год, на количество учеников. Распределение денег между образовательными организациями происходит в соответствии с количеством учеников. Это сделает механизмы распределения дотаций более прозрачными, а директора школ получат дополнительный стимул к организации финансового контроля и аудита.

Финансирование образовательных учреждений: особенности и перспективы

Финансирование государственных и негосударственных образовательных учреждений

Нормативными актами предусматривается, что субъектами РФ могут передаваться денежные средства негосударственным образовательным организациям по тем же нормативам, по которым распределяются финансы государственных и муниципальных учреждений.

В чем заключается разница в государственном финансировании государственных и негосударственных образовательных организаций? Фактически она сводится только к расходам на содержание имущества: негосударственные организации не получают возмещения на содержание имущества. Возмещение расходов по ведению образовательной деятельности, согласно образовательной программы, осуществляется в равной степени государственным и негосударственным организациям.

Форма подачи средств не отличается и реализуется как государственное или муниципальное задание на основании субсидий с встроенными показателями по качеству и объему оказываемых услуг. Государственное финансирование имеет целью реализацию федеральных образовательных стандартов.

включает в себя несколько учебных модулей:

  • Управление образовательной организацией;
  • Руководство развитием;
  • Экономика и финансы;
  • Административно-хозяйственная деятельность.

Бюджетное финансирование образовательных учреждений

Согласно бюджетному кодексу задание устанавливается на 3 года при трехлетнем бюджете. Иначе задание формируется ежегодно. Эта функция возложена на учредителя. Ответственность за финансирование негосударственных образовательных организаций лежит на региональных органах власти, за содержание имущественного комплекса, оплату коммунальных услуг и пр. – на органах местного самоуправления.

Общественные организации обладают такими полномочиями, как возможность формировать органы общественного самоуправления, уполномоченные разрабатывать локальные нормативно-правовые акты, контролировать, строить стратегию развития.

Контроль и надзор в отношении дошкольного, дополнительного и общего образования передаются на региональный уровень управления. Таким образом гарантируется честная конкуренция и выполнение стандартов в образовательной сфере.

Государственное финансирование бюджетных и автономных образовательных учреждений происходит фактически по одинаковым принципам. Оба типа организаций получают задание, могу участвовать в открытых конкурсах, имеют право самостоятельно вести финансово-хозяйственную деятельность и распределять средства финансирования.

При этом автономные учреждения должны возвращать счета в казначейство и вести покупки через муниципальные агентства. С 1 января 2014 года муниципальные организации обязаны вести по самостоятельно разработанным положениям. На них не распространяется Закон N94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Каждое автономное учреждение должно создавать собственное положение о закупках и только при его отсутствии руководствоваться законом N94-ФЗ.

Бюджетные, негосударственные и автономные учреждения работают по принципу наибольшей эффективности, самостоятельно решая, как распоряжаться субсидией. Казенные учреждения не имеют права распоряжаться заработанными средствами и работают в рамках жестких требований, обязывающих их выполнять социальные гарантии. Важным отличием является то, что казенные образовательные учреждения финансируются по смете, независимо от того, установлено ли задание. Средства, которые зарабатывает казенное учреждение, классифицируется как неналоговые доходы бюджета, что лишает такие организации мотивации к заработку.

Формирование и распределение бюджета школы

Бюджет школы является материальной базой организации образовательного процесса. Документ составляет директор школы, а утверждает – вышестоящие органы народного образования. Годовая смета, которая учитывает расходы и источники финансирования бюджетных учреждений, основывается на решении районных органов власти по таким пунктам:

  • число учащихся и классов;
  • штат сотрудников, их оклады;
  • размер отчислений на капремонт школы;
  • величина основных расходов по отдельным статьям бюджета.

Рассмотрим основные статьи, которые указывают на предметы расхода:

  • ст. 1 – зарплата;
  • ст. 2 – начисления на зарплату;
  • ст. З – канцелярские и хозяйственные расходы
  • ст. 5 – учебные расходы;
  • ст. 9 – расходы на питание;
  • ст. 10 – приобретение перевязочных и медицинских средств;
  • ст. 12 – оборудование и инвентарь;
  • ст. 14 – приобретение мягкой мебели;
  • ст. 16 – капитальный ремонт;
  • ст. 18 – прочие расходы.

При составлении сметы директору школы важно понимать меру ответственности и не допускать ошибок. Самыми распространенными из них являются:

  • несвоевременное заполнение сметы;
  • не предоставляются договора с организациями, которые обслуживают школу;
  • не продумывается список предметов, которые покупаются по ст. 12 и 14, что ведет к ненужным покупкам;
  • неправильно заполняются журналы по факультативу;
  • завышение стоимости работ по капитальному ремонту;
  • неправильная оплата труда по совместительству.

Некоторые школы сдают свои подсобные помещения или мастерские в аренду, а плату зачисляют на спецсчет. Возможно получение доходов от труда школьников, которые направляются на улучшение питания или условий учебы.

Таким образом, совершенствование системы финансирования школ должно осуществляться как на государственном, так и на местном уровне. Не стоит также забывать об ответственности администрации школ за правильное планирование будущих расходов и распределение полученных средств.

Читать еще по теме:

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.