Организация методической работы в образовательном учреждении

786

Для повышения педагогического мастерства и профессионализма, роста качества образования в каждом образовательном учреждении ведется методическая работа. Проводят ее методические объединения педагогов, основная задача которых – помощь учителям в улучшении образовательного и воспитательного процессов.

Организация методической работы в образовательном учреждении осуществляется для реализации следующих задач:

  • изучение, анализ и передача передового опыта в педагогике;
  • совершенствование психолого-педагогической подготовки педагогов;
  • методпомощь учителям в дифференцированной и индивидуальной форме;
  • способствование профессиональному самообразованию учителей.

Формы организации методической работы в образовательном учреждении

Школьное методическое объединение (далее – МО) должно включать как минимум трех педагогов разных образовательных профилей, например, географического, математического и гуманитарного. МО создается приказом директора школы и курируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Методобъединение должно проводить минимум четыре заседания ежегодно и хотя бы один семинар для учителей.  

Новая программа профессиональной переподготовки
для специалистов школ

Менеджмент общего образования

Лекторы — эксперты отрасли
Диплом установленного образца
Период обучения — 3 месяца (250 часов)


или звоните 8 800 7754822

Школьные методобъединения используют две формы воздействия:

  • индивидуальная (стажировка, курсы, самообразование, дискуссии, консультации);
  • коллективная (обмен знаниями и опытом, инновационная занятость, совместная деятельность, внедрение передовых технологий).

В первую очередь они знакомят педагогов со специальной литературой, изменениями и базовыми пунктами законодательства в сфере образования, нормативными документами, педагогическими новшествами.

В образовательном учреждении методобъединения работают для достижения запланированных целей:

  1. Методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.
  2. Сплочение педагогического коллектива, формирование организационной культуры.
  3. Формирование положительного имиджа школы.

Ключевые формы разработки и организации методической работы в образовательном учреждении предусматривают четыре направления деятельности. 

Таблица
Скачать в .docx

Направление Описание Формы работы
Организационно-методическое Обеспечение функционирования методобъединения школы. 1.    Планирование.
2.    Разработка локальных нормативных актов.
3.    Практика методического совета.
4.    Информационная деятельность.
5.    Учительские методобъединения.
6.    Выпуск методических изданий в рамках образовательного учреждения.
7.    Сбор и систематизация методлитературы
8.    Внутришкольный контроль методработы. 
Учебно-методическое Использование инновационных форм, методов, средств дидактики в учебном процессе, написание предметных учебно-методических комплексов Методическая декада или неделя позволяет глубже осознать суть предмета. Для этого создаются тематические бюллетени, выставки методического творчества учителей. Актуальны учебно-научные конференции, открытые уроки, воспитательные мероприятия. 
Научно-методическое Практика инновационных групп, проблемных лабораторий и нерегулярных творческих педагогических объединений Реализация инновационных или учебно-экспериментальных проектов, взаимодействие с вузовскими представителями, сотрудниками научно-исследовательских институтов. 
Методическое обучение педагогов Самообразование и повышение профессиональной квалификации  1.    Мастер-классы и открытые уроки, которые дают опытные учителя молодым коллегам.
2.    Взаимопосещение уроков.
3.    Наставничество – молодые педагоги консультируются и получают помощь от своего  учителя-наставника, он же помогает в создании учебно-методической документации.
4.    Семинар «Школа молодого учителя», для опытных педработников – проблемный семинар.
5.    Профессиональное самообразование педагогов согласно выбранной в начале года теме. Отчет о проделанной работе подается в виде портфолио, презентации, открытого урока или учебно-методического комплекса. 
6.    Обмен опытом с прочими образовательными учреждениями в форме педагогического моста или обмена. 

Условия организации методической работы в образовательном учреждении

Председатель школьного МО разрабатывает план работы, который отражает взятую в разработку методическую тему, индивидуальные планы самообразования педагогов. План методработы предлагают и рассматривают на заседании объединения, его согласовывают с заместителем директора по УВР, а после заверяют у директора.

Школьная методическая служба действует совместно с муниципальной методслужбой, выполняя пять основных задач:

  1. Информационная – формирование базы данных периодики, монографий и информации по педагогическим вопросам, включая данные из опыта педколлектива.
  2. Диагностико-прогностическая – определение и оценка информационных запросов и потребности педработников в повышении квалификации.  
  3. Содержательная – помощь учителям в освоении учебного плана (новых учебников, программы, педтехнологии, школьного компонента, вариативного обучения и прочих аспектов);
  4. Инновационная – опытно-экспериментальная деятельность, приобретение навыков оценки новейших пособий, учебников, программ;
  5. Аттестация – подготовка учителей к самоаттестации, объективной оценке профдеятельности.

Методработа в школе строится на участии всех членов педагогического коллектива и предусматривает аналитическую деятельность. Обязательные условия планирования и организации методической работы в образовательном учреждении – определение и анализ сделанного за предыдущий период, который подразумевает:

  1. оценку качества знаний учеников (за четверть, семестр и год);
  2. определение и обоснованность выбора методобеспечения образовательного процесса;
  3. совершенствование воспитательной функции во внеурочное и урочное время;
  4. труд учителей над собой (эффективность профессиональной деятельности, повышения квалификации, занятость в научно-методической деятельности и опытно-экспериментальной).

Чтобы работа МО была результативной, важно своевременно знакомить учителей с монографиями, новинками периодической и методлитературы, нормативными документами. На заседаниях МО уделяется время вопросам, связанным с передачей передового опыта в педагогике, изучению педагогических инноваций, составления памяток и рекомендаций для учителей. Создаются также специальные отчеты, картотеки и «копилки».

Организация научно-методической работы в образовательном учреждении

Школьная научно-методическая служба имеет в своей структуре немало единиц, важнейшей из которых является методический кабинет (далее – МК). Благодаря его работе, систематически совершенствуется организация учебно- и научно-методической работы в образовательном учреждении.

МК работает с основной документацией: план развития и деятельности кабинета в учебное и каникулярное время, положения о методкабинете. Кабинет открыт для роста профессионального и творческого потенциала педагогов, а потому каждый педработник может использовать фонды кабинета в своей практике. Его деятельность курируют заведующий кабинетом и его зам, которые назначаются приказом директора. Школьный методсовет определяет годовой план работы МК, а по завершению учебного года заведующий зачитывает отчет о проделанной работе на заседании методсовета.

Организация методической работы в образовательном учреждении

Методический кабинет выполняет несколько основных функций в организации научно-методической деятельности:

  1. Собирает банк (картотеку) данных передового опыта в сфере педагогики.
  2. Оказывает помощь педагогам, обеспечивает доступ к необходимой для осуществления педагогической деятельности информации.
  3. Диагностирует производственные проблемы;
  4. Составляет план формирования благоприятных условий для осуществления учебно-воспитательного процесса.
  5. Анализирует востребованность кабинетных фондов, координирует оборот их использования.  

Организация работы педагогов по индивидуальным методическим темам

Важным этапом в самообразовании педработников является выбор методической темы. Учителю необходимо понимать, что тема должна продуцироваться профессиональным интересом, а не навязываться извне. Только так организация работы педагогов и предметников по индивидуальным методическим темам станет результатом систематического поиска и обновления методарсенала.

Методтему разрабатывают по индивидуальному плану, который строится на нескольких этапах. Нередко молодой специалист не может составить документ самостоятельно, тогда ему требуется помощь опытного методиста или заведующего МК.

Разработкой темы занимаются последовательно:

  1. Определение проблемы.
  2. Постановка темы.
  3. Выделение целей и задач.
  4. Выбор методов и форм рассмотрения.
  5. Прогнозируемый результат.

Педагог использует диагностический, прогностический, практический, организационный, корректировочный и обобщающий подходы, что обеспечивает системность, преемственность и результативность методдеятельности.  

Больше узнать о методической работе в школе можно в следующих статьях:



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль