Подписка со скидкой 20% >>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Школьная служба медиации

18 октября 2019
3769
Средний балл: 0 из 5

Школьная служба медиации представляет собой узаконенный вариант решения споров, возникающих в коллективах образовательных учреждений, с участием объективного и независимого посредника. В статье – подробная информация об организации, целях, порядке работ медиативной службы в ОУ.

Официально альтернативный метод разрешения конфликтных ситуаций введен в 2010 году законом №193-ФЗ. Применение метода имеет ряд ограничений, но в то же время позволяет улаживать споры при участии третьего лица с обоюдного согласия обеих сторон. Каждая организация вправе решать, нужна ли ей школьная служба медиации. Статья будет полезна руководителям и ответственным сотрудникам, решившим организовать такую службу в своем заведении.

Понятие медиации и области ее применения

Понятие медиации определено, как способ разрешения конфликта с привлечением беспристрастного и объективного человека в качестве помощника. Основная задача посредника заключается не в принятии чьей-либо стороны, а в направлении конфликтующих сторон к принятию самостоятельного решения, способствующего разрешению спора.

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Читайте в электронных журналах рекомендации экспертов по защите интересов детей:

- Как организовать профилактику безнадзорности за время летних каникул

 (пошаговое руководство)

- Пользуйтесь новыми методическими материалами по защите прав и интересов детей

 (список полезных ресурсов)

Альтернативный способ управления конфликтами нашел широкое применение в сфере страхования и финансов, при сопровождении проектов, связанных с большим числом действующих лиц, для разрешения семейных споров, конфликтов интересов в вопросах авторского права и интеллектуальной собственности, в решении вопросов взаимодействия в образовательной области.

Данный метод в российских общеобразовательных учреждениях успешно применялся еще до вступления в силу соответствующего закона. Поэтому решение об официальном введении службы школьной медиации в деятельность заведения может стать вполне обоснованным и своевременным.

Основные принципы, на которых базируется медиация - добровольное согласие сторон, готовность к сотрудничеству, конфиденциальность, равноправие и взаимное уважение. Это и есть основное отличие данного вида разрешения споров от судебных разбирательств. Тем не менее, по закону, применение медиативного метода ограничено гражданскими, семейными или трудовыми отношениями (кроме коллективных споров). Во всех других случаях способ ведения контролируемых переговоров не считается приемлемым. Также применение описываемых процедур возможно только в том случае, если предмет конфликта – взаимоотношения сторон. При затрагивании интересов третьих лиц или общественных отношений, медиацию применить не получится.

Посредника, осуществляющего деятельность по урегулированию спорных ситуаций, называют медиатором. По закону нет ограничений в количестве и составе участников медиации. Все желающие (и физические, и юридические лица) могут обратиться за помощью к медиаторам. Но следует помнить, что закон устанавливает специальные требования к посредникам, которые различаются в зависимости от деятельности человека. Медиатором может выступать исключительно физическое лицо; госслужащие, также как и сотрудники муниципальных учреждений не могут быть посредниками в разбирательствах, проводимых методом медиации.

Требования к непрофессиональным медиаторам:

  • совершеннолетие;
  • полная работоспособность;
  • отсутствие судимостей.

Требования к медиаторам профессионального уровня:

  • возраст от 25 лет;
  • высшее образование по любому направлению;
  • дополнительное обучение в области медиации.

Если одна из сторон имеет родственные связи с медиатором, последнего не допускают к процессу, в связи с возможной личной заинтересованностью.

Все описанные требования распространяются на любые сферы деятельности, и должны быть учтены, в том числе, при организации школьной службы медиации.

Характерные особенности службы медиации в школах

Внедрение медиативного процесса в работу заведения не такая простая задача, как может показаться. Это возможно только с учетом некоторых оговорок, вытекающих из закона № 193-ФЗ.

  1. Согласно закону, если споры регулируются законодательством, медиаторы не имеют права в них участвовать. Это означает, что конфликтные ситуации между родителями и школьной администрацией, не могут быть разрешены силами службы медиации.

  2. Для решения споров между учащимися могут быть привлечены их законные представители, но они не могут выступать в роли медиаторов.

  3. Официальное положение службы медиации в школе до сих пор четко не определено. Обязательно ли включать в устав заведения положение о деятельности службы? Имеет ли право школа оказывать услуги по медиации на законных основаниях? Должны ли педагоги – участники процесса – проходить дополнительные курсы для признания их статуса профессиональных медиаторов? Эти вопросы так и остаются открытыми.

В связи с вышесказанным, специалисты считают, что медиацию в школах следует рассматривать, как часть воспитательно-образовательного процесса, а положения федерального закона рекомендуют применять весьма аккуратно. В то же время создание объединений в образовательных учреждениях обусловлено растущим числом асоциальных семей, учащихся с суицидальными наклонностями или с аморальным поведением. Школе приходится искать эффективные и гуманные способы взаимодействия со «сложными» участниками процесса образования и уменьшения конфликтов для создания благоприятного психологического климата в коллективе.

Документы образовательной организации

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Взаимодействие с родителями обучающихся для достижения образовательных результатов в ОО».

Кабинет информатики в школе

Основные цели и задачи службы

Работа службы школьной медиации должна быть тесно связана с воспитательно-образовательной деятельностью заведения и призвана воздействовать на нее с целью создания гуманного и безопасного учебного пространства, предупреждать конфликты, оказывать реальную помощь и поддержку подросткам.

Для того, чтобы эта цель была достигнута, служба медиации должна решить ряд задач:

  • создание системы защиты прав и интересов школьников;
  • разработка системы помощи ученикам в сложных ситуациях;
  • оказание предупреждающих действий в работе с молодыми людьми, обнаруживающими признаки девиантного поведения;
  • создание системы работы с «трудными» подростками;
  • внедрение новых форм досудебного урегулирования споров;
  • обеспечение возможности использования медиации всеми участниками воспитательно-образовательного процесса;
  • повышение эффективности служб психологической и юридической помощи;
  • повышение квалификации учителей в области медиации;
  • обеспечение прозрачности воспитательных мероприятий;
  • развитие восстановительного правосудия.

Взаимодействие с родителями и персоналом также является одним из важных направлений работ службы медиации в школе. Сотрудники службы должны проводить мероприятия с целью разъяснения значимости выбранного варианта решения конфликтов. Один из способов достижения цели – создание групп «равных», внутри которых проводят работу по предупреждению споров и обучению медиации. Задача сотрудника, координирующего работу группы, заключается в оказании содействия и реальной помощи ее участниками, а также проведении воспитательной работы по некоторым другим направлениям.

Создание таких групп – одна из нескольких технологий введения медиации в образовательную деятельность учреждения. Опытные педагоги выделяют еще несколько самостоятельных видов медиации, таких как трансформативная, фасилитативная, экосистемная, оценочная и нарративная. Школа вправе выбирать собственный подход при организации медиативной службы.

Создание службы школьной медиации  

Если принято решение внедрить опыт медиативного процесса в деятельность заведения, руководствуются рекомендациями Минобрнауки от 18.11.2013 № ВК-54/07вн. Документ определяет медиацию в школе, как воспитательный метод, применяемый для разрешения конфликтов между учащимися, педагогами и родителями, а также для предупреждения возникновения спорных ситуаций. Рекомендации ссылаются на закон №193-ФЗ, как на базовый, используемый для понимания принципов метода.

Такой способ осуществляется путем создания в учреждении службы, в которую на добровольной основе войдут учителя и административные сотрудники, школьники и их родители. Участники процесса должны быть обучены основам метода разрешения разногласий и работы с участниками конфликта. Служба представляет собой педагогическое или детское объединение, в основе деятельности которого лежит равноправное участие ее членов. При этом объединение не является структурным подразделением школы.

Чтобы организовать службу школьной медиации в своем образовательном заведении, администрация должна последовательно реализовать следующие этапы:

  1. информировать всех участников образовательного процесса о намерении создать службу;
  2. стимулировать интерес учителей и учащихся к новому направлению деятельности;
  3. обсудить на открытом общем собрании назначения и задачи объединения;
  4. разработать необходимую документацию;
  5. обучить добровольных участников службы медиативному подходу;
  6. наладить связи с учреждениями государственного и муниципального уровня и с органами, ведущими аналогичную деятельность.

На начальном этапе работ по созданию объединения в школе проводят следующие мероприятия с ведением протоколов службы медиации по каждому из них:

  • вводное собрание для педагогов учреждения;
  • конференции, семинары и собрания, информирующие школьников, учителей и родителей об организации медиативной службы;
  • мотивирующие собрания для родителей и учащихся.

В результате проведенной работы должны определиться передовые группы будущей службы. Следующий этап включает в себя обучение участников группы, которое необходимо организовать в два этапа: направить часть сотрудников службы на дополнительное обучение медиации, а затем – организовать подготовительные семинары в школе силами обученных педагогов.

Следующий этап – придание официального статуса службе. В этот период решают следующие задачи:

  • возможность создания объединения согласовывают с органами школьного управления;
  • утверждают положение об объединении;
  • решают вопросы ее финансирования.

После получения одобрения от уполномоченных органов на создание объединения, начинают осуществлять взаимодействие со всеми школьными подразделениями и органами контроля, охраны прав, опеки, также проводят апробацию и первую оценку работы службы.

На заключительном этапе внедрения объединения формируют группы «равных», разбивая участников по возрастам. После этого начинают реализацию утвержденного плана работ службы медиации в школе.

Документальная база для функционирования школьной службы медиации

Перечень документов, обязательных для введения службы в школьные процессы, не определен законодательно. Поэтому большинство организации используют накопленный многолетний опыт внедрения медиативных процедур в деятельность организаций. Примерный список необходимых документов может выглядеть следующим образом:

  • записи, подтверждающие присвоение официального статуса службы медиации в школе (приказ, договора с местной службой примирения, протоколы заседаний школьной службы медиации и прочие);
  • положение о школьном объединении в конкретной организации;
  • описание форм мониторинга и контроля деятельности объединения;
  • регистрационные карты споров и конфликтов;
  • журнал для регистрации проработанных конфликтных ситуаций;
  • программы обучения медиаторов, участников групп «равных», кураторов;
  • отчет о работе школьной службы медиации.

Данный перечень может дополняться или изменяться по желанию каждого заведения с учетом его видения назначений и задач процесса.

Несмотря на ряд недостатков системы медиации в сфере общественного образования, данный метод заслуживает внимания и изучения. Альтернативный вариант разрешения конфликтов позволяет выстраивать гармоничные отношения в коллективе с учетом разнообразия контингента участников образовательного процесса.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!


logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.