Школьная служба медиации

2413

Школьная служба медиации — команда людей (старшеклассников и педработников), которые оказывают помощь в разрешении различных конфликтных ситуаций, являясь независимой нейтральной стороной. Медиативная помощь способствует формированию в образовательном учреждении комфортного микроклимата, эффективного решения споров и проблем со взрослыми и школьниками.

Сотрудники службы медиации оказывают помощь каждому учащемуся, который нуждается в помощи для разрешения конфликта, при этом право принятия решения в споре делегируется куратору, а участники спорной ситуации уже не могут влиять на ее исход. 

Служба медиации в школе: организация работы

Медиация или служба примирения — добровольное объединение участников образовательного процесса, которое ведет профилактическую работу и оказывает помощь в разрешении конфликтов. Отличительные черты процесса медиации:

  • медиатор выбирается;
  • учитываются интересы сторон;
  • решение принимается конфиденциально.

Кураторы медиативной службы в ходе регулярного общения с детьми опираются на принципы беспристрастности и нейтральности. Они никогда не принимают чью-либо сторону, чтобы не стать участником конфликта. Ученики, которые входят в службу медиации в школе, никоим образом не должны принимать участие в улаживании конфликтов происходящих между:

  • работниками школы;
  • педагогами и родителями;
  • администрацией и учителями.

Стадии работы службы медиации в школе

Доверительная Куратор службы располагает к себе участников конфликта, чтобы предотвратить недоверие или сопротивление, благодарит за оказанное доверие, информирует о конфликтной ситуации, письменно помечая тезисы беседы. Затем каждая сторона конфликта излагает свое видение ситуации. Медиатор не только выслушивает их, но и контролирует беседу, предотвращая острые стадии конфликта. На этой стадии куратор в мягкой форме поясняет, что участники спора не могут вести себя бесконтрольно, им следует придерживаться рамок приличий. 
Аналитическая На этом этапе сотрудник службы уже знает, что спровоцировало конфликт, он анализирует факты, фиксирует мнения и расставляет приоритеты. Участники оговаривают очередность обсуждения желаемых для каждоого результатов спора. 
Альтернативная По просьбе куратора участники спора предлагают действенные пути решения конфликта, а он, в свою очередь, анализирует их, помогая сторонам прийти к компромису или конструктивному решению, которое удовлетворит каждого. 
Переговорная Посредник способствует тому, чтобы переговоры между сторонами были конструктивными и привели к принятию взаимовыгодного решения. 
Итоговая Сотрудник службы медиации формулирует решение, однако он не контролирует точность его исполнения. Если стороны не могут договориться, они могут привлечь другого специалиста-медиатора. 

Школьная служба медиации

Как работает школьная медиация?

Ключевые цели службы школьной медиации сконцентрированы вокруг формирования безопасного, гуманного и благополучного пространства для обучения и развития учащихся образовательного учреждения, социализации школьников. 

Достигнуть поставленных целей школьные медиаторы могут путем решения ряда задач:

  • создать систему помощи, защиты и соблюдения интересов и прав учеников, которые находятся в социально опасной или трудной жизненной ситуации;
  • создать алгоритм коррекционной и работы с учащимися, в том числе с детьми из неблагополучных семей, с девиантным поведением и попавшими в трудную жизненную ситуацию;
  • интеграция метода медиации в школьный учебно-воспитательный процесс;
  • повышение психологической (медиальной) квалификации педагогов, эффективности юридической, психологической и социальной помощи учащимся. 

Школьная служба медиации

Обязанности школьных специалистов медиаторов:

  1. Регулярно информировать администрацию образовательного учреждения и проводить обсуждение деятельности медиаторов в педагогическом коллективе, с обучаемыми и их родителями;
  2. Мотивировать педагогов образовательного учреждения, школьников и их семей принимать участие в деятельности команды школьного примирения;
  3. Организовывать обучения методике медиации школьных педагогов, учащихся совместно с их родителями;
  4. Координировано сотрудничать с социальными учреждениями опеки и попечительства, органами осуществляющими профилактику правонарушений.

Чтобы избежать негативного (пугающего) воздействия процедуры медиации на потенциальных участников, следует ознакомиться с некоторыми принципами деятельности школьной службы медиации:

  • Лица участвуют в работе службы на условиях добровольности и анонимности, разглашение факта участия конкретного человека в процедуре медиации возможно только при наличии его согласия.
  • Все документы, имеющие отношение к службе, строго конфиденциальны, журнал, в котором регистрируются конфликты, находится в ведении непосредственного руководителя медиаторов.
  • При заполнении соглашения о примирении отдельным пунктом следует прописать возможность санкций за разглашение сведений конфиденциального характера.

Все усилия школьных медиаторов направлены на создание и развитие благоприятной и безопасной среды как внутри взаимодействующих групп, взрослых и детей, так и между самими группами.

Деятельность службы школьной медиации

Работа школьной службы медиации является добровольной, а само объединение не имеет регламентированной структуры и должно соответствовать потребностям и возможностям образовательного учреждения. 

Служба медиации еще не получила широкое распространение в российских образовательных учреждения по ряду причин: 

  • недостаточное число специалистов-медиаторов с профильным психологическим образованием и навыками разрешения конфликтных ситуаций;
  • недоверие к посредникам, оказывающим помощь в решении спорных ситуаций;
  • низкий уровень культуры российского общества, поскольку эффективная медиация возможна при высоком личностном потенциале участников конфликта. 

Деятельность службы регулируется планом, в котором указываются мероприятия, сроки их выполнения и лица ответственные за их выполнение. В соответствии с ним строится дальнейшая деятельность команды медиаторов:

  1. Сотрудники службы медиации получают сведения о конфликтных случаях от разных лиц: социальных работников, учителей, учеников, их родителей, представителей администрации школы.
  2. По каждому конкретному случаю применения методики медиации, а также определение сроков и этапов проведения процедуры, сотрудниками службы принимается отдельное решение.
  3. Начинать процедуру посредничества можно только в том случае, если конфликтующие стороны выразили согласие участвовать в ней. Необходимо заручиться согласием родителей или иных законных представителей, если действия участников конфликтаквалифицируются как дисциплинарный проступок.
  4. Нельзя проводить процедуру медитации с детьми, не достигшими 10-летнего возраста, и лицами с заболеваниями нервной системы.

Специалисты службы примирения практикуют процедуру медиации совместно со взрослым участником команды примирения и учеником.

Конфликтующие стороны, которые согласились на участие в процедуре примирения, должны искать и найти конструктивное решение без посторонней помощи. Медиатор выступает в этом процессе не обычным посредником, а нейтральной стороной, тактично способствующей поиску выхода из сложившейся ситуации, однако не навязывает готовые решения.

Характерные черты службы школьной медиации заключаются в том, что действия куратора направлены на урегулирование имеющейся ситуации с наименьшими для всех ее участников потерями:

  1. Ведение переговоров с родителями, опекунами, представителями администрации, касающиеся организации процедуры доверяют руководителю службы или наиболее опытному специалисту.
  2. Достигнутые в ходе процедуры медиации итоговые результаты закрепляются соглашением сторон устно или письменно, копию документа направляют в администрацию школы.
  3. Специалисты-посредники не несут ответственность за невыполнение сторонами обязательств соглашения. При необходимости они могут договориться о проведении дополнительных встреч и предложить спорщикам помощь других специалистов (психолога, юриста). 
  4. Сотрудники службы составляют отчеты и документируют свою деятельность в специальном журнале, только руководитель службы имеет право доступа к данной документации.
  5. Лицо, курирующее школьную команду медиаторов, занимается организацией работы супервизоров и заботиться о том, чтобы сотрудники команды медиаторов посещали собрания своей профессиональной ассоциации.

Деятельность школьной службы медиации предполагает полноценное вовлечение учащихся разного возраста для совместной работы по примирению в контекте деятельности «группы равных». «Группа равных» — это специально объединенная группа школьников, работа которой нацелена на обучение новому способу посредничества. Занимаясь формированием «групп равных», взрослые медиаторы создают условия для позитивной социализации школьников, осознания ими чувства сопричастности и собственной значимости.

Ученики, участвуя активно в «группах равных», развивают уровень своего социального и эмоционального интеллекта. Ребята должны научиться своими силами, предотвращать и решать возможные конфликтные или спорные ситуации в пространстве школы. Юные медиаторы применяют полученные в «группе равных» знания и умения в кругу своих сверстников, улаживая часто возникающие споры и конфликтные ситуации.

Организация школьной службы медиации: документация

Создание медиативной службы проходит поэтапно для планомерной интеграции медиативного подхода в школьный учебно-воспитательный процесс. Сложности, с которыми сталкиваются службы на каждом этапе создания:

  1. Становление — нехватка квалифицированных специалистов, сомнения в эффективности действий. 
  2. Интеграция — сложности с разграничением обязанностей психологической, воспитательной и медиальной служб, столкновение с консерватизмом педагогов и их методами регулирования конфликтных ситуаций. 
  3. Поддержания — затруднения с обучением и сменой поколений медиаторов из числа учащихся и педагогов. 

В ходе подготовительного этапа выполняются задачи и действия по организации школьной службы медиации в соответствии с Методическими рекомендации Минобрнауки РФ № ВК-844/07 от 18.11.2013 года. Администрация учебного заведения предоставляет службе медиации помещение для проведения процедуры примирения. Сотрудники службы получают возможность использовать в своей работе ресурсы школы, включая канцелярские принадлежности, оргтехнику и средства информации.

В течение учебного года, один раз в четверть, служба проводит совместные совещания с представителями администрации, которые должны способствовать улучшению работы медиаторов, обеспечивать взаимодействие ее специалистов с педагогическим коллективом, чтобы услугами службы могли воспользоваться как можно больше учащихся.

Алгоритм организации службы:

  1. Оформление приказа, которым назначается руководитель и персональный состав службы.
  2. Утверждается не примерный, а актуальный вид положения о службе медиации в ОУ.
  3. Проводится общее собрание медиаторов, в ходе которого сотрудники начинают изучать нормативную базу, регламентирующую формирование службы медиации в ОУ.
  4. Утверждается порядок функционирования службы и определяется круг обязанностей ее сотрудников; 
  5. Утверждение внутренних документов службы, журнала  других  бланков отчетности, образца соглашения;
  6.  Прошедшие регистрацию сотрудники подписывают первичный протокол о намерениях информировать о создании службы всех участников образовательного процесса.
  7. Все решения принятые на собрании медиаторов протоколируются.

Примерный перечень документации службы:

  • приказ директора ОУ о создании школьной службы медиации;
  • положение о создании школьной службы медиации;
  • должностная инструкция куратора;
  • формы обращений в службу, отчетов по ее работе;
  • журнал регистрации конфликтов;
  • кодекс сотрудников службы медиации;
  • информационные листы о деятельности команды примирения;
  • программа сопровождения деятельности школьников — членов команды;
  • программа мероприятий работы школьной службы примирения;
  • программа проведения обучающих занятий с учащимися медиаторами. 

Специалисты службы медиации могут вносить на рассмотрение администрации образовательного учреждения предложения направленные на снижение случаев конфликтности в школе.

Узнать больше об работе школьной службы медиации можно в статьях:
1. Школьная служба примирения и восстановительный подход в работе педагога
2. Применение медиации в школьных конфликтах
3. Опубликован проект рекомендаций по созданию служб школьной медиации
4. Школьная служба медиации

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас

    Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

    Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

    Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Справочник заместителя директора школы


      Оформить бесплатный доступ к журналу




      © МЦФЭР, 2018. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      и скачать файл
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль