Школьная служба медиации

1942

Школьная служба медиации (ШСМ) – новое подразделение, создаваемое в учреждениях образовательных из получивших определенную подготовку взрослых (административных работников, педагогов, воспитателей), и детей (учеников старших классов)  родителей.

Внедрение способа школьной медиации преследует цель создания в жизни ОУ такого микроклимата, в условиях которого, у обучающихся не появлялись мысли покинуть его пределы для выяснения спорных отношений, в случае возникновения проблем со своими сверстниками или взрослыми.

Сотрудники ШСМ своей деятельностью должны предоставлять возможность любому подростку, оказавшемуся в трудном положении попросить помощи и содействия. 

Организация службы школьной медиации

Сегодня именно ШСМ при ежедневном общении с детьми, способствует тому, что спорщики сами начинают контролировать ситуацию, принимая на себя ответственность за принятые решения.

Важным является то, что в отдельных случаях конфликтных ситуаций, не всегда решение можно найти, прибегнув к методу примирения.

Школьники, члены ШСМ никоим образом, не должны принимать участие в улаживании конфликтов происходящих между:

  • работниками школы;
  • педагогами и родителями;
  • администрацией и учителями.

Здесь необходимо, соблюсти главное условие, чтобы применение данного метода, не стало обыкновенной профанацией, в которую у нас обычно превращаются все благие намерения.  При этом следует понимать, что применение новой посреднической методики в школе это не процесс улучшения общих или конкретных показателей, а воспитание и культивирование у школьников чуткости, умения сопереживать, сострадания.

План школьной службы медиации

Работа службы школьной медиации заключается в соблюдении определенных последовательных действий. В данном документе указываются мероприятия, сроки их выполнения и лица ответственные за исполнение.

В соответствии с планом строится дальнейшая деятельность команды медиаторов:

  1. Сотрудники службы медиации получают сведения о конфликтных случаях от разных лиц: социальных работников, учителей, учеников, их родителей, представителей администрации школы.
  2. По каждому конкретному случаю применения методики медиации, а также определение сроков и этапов проведения процедуры, сотрудниками ШСМ принимается самостоятельное решение.
  3. Начинать процедуру посредничества можно только в том случае если конфликтующие стороны выразили согласие участвовать в ней. Необходимо заручиться согласием родителей или иных законных представителей, если действия участников конфликтаквалифицируются как дисциплинарный проступок.
  4. Нельзя проводить процедуру медитации с детьми, не достигшими 10 летнего возраста, и лицами, с заболеваниями нервной системы.

Специалисты, занимающиеся примирением, практикуют ведение процедуры медиации совместно взрослым участником команды примирения и учеником подростком.

Конфликтующие стороны, согласившись принять участие в процедуре примирения самостоятельно должны искать, и находить способ правильного решения. Специалист, владеющий методом медиации, вступает в этот процесс не просто обычным посредником, а нейтральной стороной, тактично способствующей поиску выхода из негативной ситуации, но без навязывания готовых решений.

Его действия направлены на урегулирование имеющейся ситуации с наименьшими для всех ее участников потерями:

  1. Ведение переговоров с родителями, опекунами, представителями администрации, касающиеся организации процедуры доверяют руководителю службы или наиболее опытному специалисту.
  2. Достигнутые в ходе процедуры медиации итоговые результаты закрепляются соглашением сторон устно или письменно, копию документа направляют в администрацию школы.
  3. Специалисты посредники не ответственны за невыполнение сторонами обязательств соглашения. При необходимости они могут договориться о проведении дополнительных встреч и предложить спорщикам помощь других специалистов (психолога, юриста). 
  4. Сотрудники ШСМ должны составлять отчеты и документировать свою деятельность в специальном журнале. И только руководитель службы имеет право доступа к данной документации.
  5. Лицо, курирующее школьную команду медиаторов, занимается организацией работы супервизоров и заботиться о том, чтобы сотрудники команды медиаторов посещали собрания своей профессиональной ассоциации.

Деятельность ШСМ предполагает наравне с посредниками взрослыми, также полноценное вовлечение детей, учащихся разного возраста, для совместной работы по примирению. Занимаясь формированием групп равных, взрослые медиаторы создают условия для позитивной социализации школьников, осознания ими чувства сопричастности и собственной значимости.

Ученики, участвуя активно в группах равных, развивают уровень своего не только социального, но и эмоционального интеллекта. Ребята должны научиться своими силами, предотвращать и решать возможные конфликтные или спорные ситуации в пространстве своей школы.

«Группа равных» - это специально объединенная группа школьников, нацеленная на обучение новому способу посредничества.

Юные медиаторы применяют полученные в группе равных знания и умения в кругу своих сверстников, улаживая часто возникающие споры и конфликтные ситуации.

Приказ школьных служб медиации 

Примерный перечень документации ШСМ:

  • приказ директора ОУ о создании школьной службы медиации;
  • положение о создании ШСМ;
  • должностная инструкция куратора службы;
  • формы обращений в службу, отчетов по ее работе;
  • журнал регистрации конфликтов;
  • кодекс сотрудников службы медиации;
  • информационные листы о деятельности команды примирения;
  • программа сопровождения деятельности школьников – членов команды;
  • программа мероприятий работы школьной службы примирения;
  • программа проведения обучающих занятий с учащимися медиаторами

В ходе подготовительного этапа выполняются задачи и действия по организации деятельности ШСМ в соответствии с Методическими рекомендации Минобрнауки РФ № ВК-844/07 от 18.11.2013 года.

Администрация учебного заведения предоставляет службе медиации помещение, для проведения процедуры примирения. Сотрудники службы получают возможность использовать в своей работе ресурсы ОУ, включая канцелярские принадлежности, оргтехнику и средства информации.

В течение учебного года, один раз в четверть ШСМ проводит совместные совещания с представителями администрации. Такие совещания своей направленностью должны способствовать улучшению работы службы, обеспечивать взаимодействие ее специалистов с педагогическим коллективом, чтобы предоставить возможность воспользоваться услугами службы большему числу желающих.

Приводим алгоритм организации ШСМ:

  1. Оформление приказа, которым назначается руководитель и персональный состав ШСМ.
  2. Утверждается не примерный, а актуальный вид положения о службе медиации в ОУ.
  3. Проводится общее собрание сотрудников ШСМ, в ходе которого сотрудники начинают изучать нормативную базу, регламентирующую формирование службы медиации в ОУ.
  4. Действия по утверждению порядка функционирования ШСМ и определению круга обязанностей ее сотрудников; 
  5. Утверждение внутренних документов службы, журнала  других  бланков отчетности, образца соглашения;
  6.  Прошедшие регистрацию сотрудники подписывают первичный протокол о намерениях информировать, о создании ШСМ, всех участников образовательного процесса.
  7. Все решения принятые на собрании сотрудников ШСМ протоколируются.

Специалисты службы медиации могут вносить на рассмотрение администрации образовательного учреждения предложения направленные на снижение случаев конфликтности в школе.

Задачи специалистов медиаторов

Задачи и обязанности школьных специалистов медиаторов:

  1. Регулярно информировать администрацию ОУ и проводить обсуждение деятельности медиаторов в педагогическом коллективе, с обучаемыми и их родителями;
  2. Способствовать мотивации педагогов ОУ, школьников и их семьи, принимать участие в деятельности команды школьного примирения;
  3. Обеспечить организацию обучения этой методике преподавателей и воспитателей ОУ, школьников совместно с их родителями;
  4. Координировано сотрудничать с социальными учреждениями опеки и попечительства, органами осуществляющими профилактику правонарушений.

А чтобы избежать негативного, пугающего воздействия процедуры медиации на возможных, потенциальных участников, следует ознакомиться с ее некоторыми принципами:

  • Лица участвуют в работе службы на условиях добровольности и анонимности, разглашение факта участия конкретного человека в процедуре медиации возможно только при наличии его согласия.
  • Все документы имеющие отношение к СШМ имеют характер конфиденциальности, журнал, в котором регистрируются конфликты, находится в ведении непосредственного руководителя медиаторов.
  • При заполнении соглашения о примирении отдельным пунктом следует прописать возможность санкций за разглашение сведений конфиденциального характера.

Все усилия школьных медиаторов направлены на создание и развитие благоприятной и безопасной среды, как внутри взаимодействующих групп, взрослых и детей, так и между самими группами.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль