Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: развитие и новации

532

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования – принципиально новый для отечественной школы документ. Сфера его действия стала охватывать области образовательной практики, которые с единых системных позиций никогда ранее не нормировались.

Формирование у руководящих и педагогических работников четкого представления о том, как построить образовательный процесс в школе, руководствуясь требованиями ФГОС общего образования, – наиболее актуальная на сегодняшний день задача.

Для того чтобы понять сущность ФГОС общего образования, предлагаем сравнить его с предыдущим поколением стандартов, в частности Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (далее – ФК ГОС).

Для этого определим ключевые критерии, на основе которых мы будем проводить сравнение:

  1. идеология;
  2. структура.

Идеология образовательного стандарта

Сегодня стало ясно, что образовательный стандарт должен служить не средством фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентировать образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам государства, общества, личности. Это изменило идеологию создания школьного стандарта, его направленность.

Идеологическое назначение и функции стандарта определены в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ). Согласно ст. 11 закона, Федеральные государственные образовательные стандарты и Федеральные государственные требования обеспечивают:

  1. единство образовательного пространства РФ;
  2. преемственность основных образовательных программ;
  3. вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
  4. государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Еще совсем недавно приоритетом в системе школьного образования являлись знания, умения и навыки. В условиях современного информационного общества, когда знания общедоступны и фактически любой гаджет обеспечивает оперативный доступ к ним, ценностью первого плана становятся способы деятельности школьников как ключевые образовательные результаты. Необходимыми оказываются не сами знания, а знания о том, как и где их применять, в каких жизненных ситуациях, чтобы обеспечить успешность своего развития.

Именно в этом и заключается основное идеологическое отличие нового стандарта от предыдущих его поколений.

Структура образовательных стандартов

Говоря о различиях в структуре стандартов, необходимо отметить, что ФК ГОС состоял из двух основных частей: минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников. Стандарт не ограничивал возможности школ и учителей по выстраиванию собственных программ по учебным предметам, выбор тех или иных методов и технологий обучения, вводил национально-региональный и школьный компоненты содержания образования. Минимум содержания во многом отличался от традиционных учебных программ по предметам. Он был построен не по принципу тематического планирования, не определял логику и последовательность изучения материала, а представлял собой набор понятий и способов деятельности, из которого каждый учитель имел возможность сформировать свою рабочую программу.

Читая текст Федерального закона № 273-ФЗ (ч. 3 ст. 11), мы знакомимся со структурой нового стандарта, которая включает в себя требования:

1) к структуре основных образовательных программ (в т. ч. соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в т. ч. кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.

При этом необходимо понимать, что ФГОС разрабатывается по уровням образования (ч. 5 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ). В этой связи существует три школьных стандарта — начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Если внимательно посмотреть на содержание обозначенных выше требований, то без труда можно увидеть преемственность двух из них с компонентами прежнего стандарта (ФК ГОС): образовательная программа, включающая преемственность в содержании образования, во многом идентична минимуму содержания, а требования к результатам ее освоения — требованиям к уровню подготовки выпускников. Таким образом, главное структурное отличие нового стандарта заключается в появлении третьего компонента — требований к условиям реализации образовательных программ. Включение в состав образовательного стандарта требований к условиям реализации образовательного процесса совершенно закономерно, ведь очевидно, что условия (кадровые, материальные, финансово-экономические и др.) существенно влияют на достижение образовательных результатов.

Определение образовательной программы приведено в ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ:

«Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».

Образовательные программы разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если Федеральным законом № 273-ФЗ не установлено иное (ч. 5 ст. 12), в соответствии с ФГОС и с учетом примерных основных образовательных программ (ч. 7 ст. 12).

Согласно ФГОС структура образовательной программы включает в себя три раздела: целевой, содержательный и организационный. Важно увидеть в тексте стандарта, что требования к структуре образовательных программ содержат указания на состав образовательных программ каждого уровня образования, рамочное описание их базовых компонентов, а также на соотношение частей образовательной программы и их объем, в т. ч. на соотношение обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. На каждом уровне образования это соотношение разное (в начальной школе — 80 к 20%, в основной школе — 70 к 30%, а в старшей — 60 к 40%).

В части 1 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ сказано, что образовательные программы определяют содержание образования. На сегодня это так и в случае со стандартом. Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение школьников к общекультурным и национально значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта. Вариативная же часть обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся.

Следующая группа требований — это требования к условиям реализации образовательной программы каждого уровня образования. В тексте ФГОС мы видим пять групп условий:

  • кадровые;
  • финансовые;
  • материально-технические;
  • психолого-педагогические;
  • информационно-методические.

Дадим краткую характеристику каждой из них.

Кадровое обеспечение — это укомплектованность кадрами, имеющими необходимую квалификацию, в т. ч. способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни.

Финансово-экономическое обеспечение — параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения, обеспечивающие переход от финансирования затрат образовательной организации к финансированию результатов ее деятельности.

Материально-техническое обеспечение — общие характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательной среды), соответствующей санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и строительным нормам и правилам.

Требования к материально-технической сфере ресурсного обеспечения включают в себя параметры и характеристики:
1) санитарно-гигиенических условий процесса обучения (температурный, световой режим и т. д.);
2) комфортных санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, туалетов, мест личной гигиены и т. д.);
3) пожарной и электробезопасности, охраны труда, выполнения необходимых объемов текущего и капитального ремонта;
4) образовательной среды, адекватной потребностям развития ребенка (эстетические условия, оформление школы, кабинетов, пришкольной территории) и др.

Психолого-педагогическое обеспечение — это в первую очередь преемственность содержания и форм организации образовательного процесса между уровнями образования, учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательных отношений, а также вариативность направлений их психолого-педагогического сопровождения.

Информационно-методическое обеспечение — требования к комплектности и качеству учебного и учебно-наглядного оборудования, обеспечение участников образовательных отношений широким доступом к информационно-методическим фондам и базам данных, сетевым источникам информации, по содержанию соответствующим полному перечню учебных предметов, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем видам деятельности, а также наглядных пособий, мультимедийных ресурсов и др.

В связи с вышесказанным хочется особо отметить тот факт, что все три группы требований ФГОС — к результатам освоения образовательных программ, их структуре и условиям осуществления образовательного процесса — представляют собой целостную систему и разрабатываются в единстве и тесной взаимосвязи.

Таким образом, если проследить логику стандарта, то становится понятно, что в нем доминируют требования к образовательным результатам. А две другие группы требований — к структуре образовательной программы и условиям ее реализации — описывают, как эти требования к результатам образования должны достигаться в ходе реализации образовательного процесса в образовательных организациях.

Надо сказать, что ФГОС общего образования, в отличие от ФК ГОС, не предлагает школам готового содержания образования и единых планируемых результатов, а предоставляет возможность их разработки на основе установленных в нем требований, принципов и подходов.

Кроме того, новые образовательные стандарты не содержат учебные планы с распределением количества часов, конкретное содержание образования в виде правил, законов, произведений или событий, которые обязательны для обучения. В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ именно образовательные программы определяют содержание образования.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль