Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: развитие и новации

956

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования – принципиально новый для отечественной школы документ. Сфера его действия стала охватывать области образовательной практики, которые с единых системных позиций никогда ранее не нормировались.

Формирование у руководящих и педагогических работников четкого представления о том, как построить образовательный процесс в школе, руководствуясь требованиями ФГОС общего образования, – наиболее актуальная на сегодняшний день задача.

Для того чтобы понять сущность ФГОС общего образования, предлагаем сравнить его с предыдущим поколением стандартов, в частности Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (далее – ФК ГОС).

Для этого определим ключевые критерии, на основе которых мы будем проводить сравнение:

  1. идеология;
  2. структура.

Идеология образовательного стандарта

Сегодня стало ясно, что образовательный стандарт должен служить не средством фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентировать образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам государства, общества, личности. Это изменило идеологию создания школьного стандарта, его направленность.

Идеологическое назначение и функции стандарта определены в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ). Согласно ст. 11 закона, Федеральные государственные образовательные стандарты и Федеральные государственные требования обеспечивают:

  1. единство образовательного пространства РФ;
  2. преемственность основных образовательных программ;
  3. вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
  4. государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Еще совсем недавно приоритетом в системе школьного образования являлись знания, умения и навыки. В условиях современного информационного общества, когда знания общедоступны и фактически любой гаджет обеспечивает оперативный доступ к ним, ценностью первого плана становятся способы деятельности школьников как ключевые образовательные результаты. Необходимыми оказываются не сами знания, а знания о том, как и где их применять, в каких жизненных ситуациях, чтобы обеспечить успешность своего развития.

Именно в этом и заключается основное идеологическое отличие нового стандарта от предыдущих его поколений.

Структура образовательных стандартов

Говоря о различиях в структуре стандартов, необходимо отметить, что ФК ГОС состоял из двух основных частей: минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников. Стандарт не ограничивал возможности школ и учителей по выстраиванию собственных программ по учебным предметам, выбор тех или иных методов и технологий обучения, вводил национально-региональный и школьный компоненты содержания образования. Минимум содержания во многом отличался от традиционных учебных программ по предметам. Он был построен не по принципу тематического планирования, не определял логику и последовательность изучения материала, а представлял собой набор понятий и способов деятельности, из которого каждый учитель имел возможность сформировать свою рабочую программу.

Читая текст Федерального закона № 273-ФЗ (ч. 3 ст. 11), мы знакомимся со структурой нового стандарта, которая включает в себя требования:

1) к структуре основных образовательных программ (в т. ч. соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в т. ч. кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.

При этом необходимо понимать, что ФГОС разрабатывается по уровням образования (ч. 5 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ). В этой связи существует три школьных стандарта — начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Если внимательно посмотреть на содержание обозначенных выше требований, то без труда можно увидеть преемственность двух из них с компонентами прежнего стандарта (ФК ГОС): образовательная программа, включающая преемственность в содержании образования, во многом идентична минимуму содержания, а требования к результатам ее освоения — требованиям к уровню подготовки выпускников. Таким образом, главное структурное отличие нового стандарта заключается в появлении третьего компонента — требований к условиям реализации образовательных программ. Включение в состав образовательного стандарта требований к условиям реализации образовательного процесса совершенно закономерно, ведь очевидно, что условия (кадровые, материальные, финансово-экономические и др.) существенно влияют на достижение образовательных результатов.

Определение образовательной программы приведено в ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ:

«Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».

Образовательные программы разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если Федеральным законом № 273-ФЗ не установлено иное (ч. 5 ст. 12), в соответствии с ФГОС и с учетом примерных основных образовательных программ (ч. 7 ст. 12).

Согласно ФГОС структура образовательной программы включает в себя три раздела: целевой, содержательный и организационный. Важно увидеть в тексте стандарта, что требования к структуре образовательных программ содержат указания на состав образовательных программ каждого уровня образования, рамочное описание их базовых компонентов, а также на соотношение частей образовательной программы и их объем, в т. ч. на соотношение обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. На каждом уровне образования это соотношение разное (в начальной школе — 80 к 20%, в основной школе — 70 к 30%, а в старшей — 60 к 40%).

В части 1 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ сказано, что образовательные программы определяют содержание образования. На сегодня это так и в случае со стандартом. Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение школьников к общекультурным и национально значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта. Вариативная же часть обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся.

Следующая группа требований — это требования к условиям реализации образовательной программы каждого уровня образования. В тексте ФГОС мы видим пять групп условий:

  • кадровые;
  • финансовые;
  • материально-технические;
  • психолого-педагогические;
  • информационно-методические.

Дадим краткую характеристику каждой из них.

Кадровое обеспечение — это укомплектованность кадрами, имеющими необходимую квалификацию, в т. ч. способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни.

Финансово-экономическое обеспечение — параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения, обеспечивающие переход от финансирования затрат образовательной организации к финансированию результатов ее деятельности.

Материально-техническое обеспечение — общие характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательной среды), соответствующей санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и строительным нормам и правилам.

Требования к материально-технической сфере ресурсного обеспечения включают в себя параметры и характеристики:
1) санитарно-гигиенических условий процесса обучения (температурный, световой режим и т. д.);
2) комфортных санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, туалетов, мест личной гигиены и т. д.);
3) пожарной и электробезопасности, охраны труда, выполнения необходимых объемов текущего и капитального ремонта;
4) образовательной среды, адекватной потребностям развития ребенка (эстетические условия, оформление школы, кабинетов, пришкольной территории) и др.

Психолого-педагогическое обеспечение — это в первую очередь преемственность содержания и форм организации образовательного процесса между уровнями образования, учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательных отношений, а также вариативность направлений их психолого-педагогического сопровождения.

Информационно-методическое обеспечение — требования к комплектности и качеству учебного и учебно-наглядного оборудования, обеспечение участников образовательных отношений широким доступом к информационно-методическим фондам и базам данных, сетевым источникам информации, по содержанию соответствующим полному перечню учебных предметов, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем видам деятельности, а также наглядных пособий, мультимедийных ресурсов и др.

В связи с вышесказанным хочется особо отметить тот факт, что все три группы требований ФГОС — к результатам освоения образовательных программ, их структуре и условиям осуществления образовательного процесса — представляют собой целостную систему и разрабатываются в единстве и тесной взаимосвязи.

Таким образом, если проследить логику стандарта, то становится понятно, что в нем доминируют требования к образовательным результатам. А две другие группы требований — к структуре образовательной программы и условиям ее реализации — описывают, как эти требования к результатам образования должны достигаться в ходе реализации образовательного процесса в образовательных организациях.

Надо сказать, что ФГОС общего образования, в отличие от ФК ГОС, не предлагает школам готового содержания образования и единых планируемых результатов, а предоставляет возможность их разработки на основе установленных в нем требований, принципов и подходов.

Кроме того, новые образовательные стандарты не содержат учебные планы с распределением количества часов, конкретное содержание образования в виде правил, законов, произведений или событий, которые обязательны для обучения. В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ именно образовательные программы определяют содержание образования.

Читайте в ближайших номерах журнала «Нормативные документы образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...




       Вебинары
      • 7 декабря 2017 г.
      • Как образовательной организации подготовиться к проверке по охране труда

      • Евглевская Кристина Валерьевна
        заместитель начальника Управления государственного надзора в сфере труда – начальник отдела (Роструд)

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Какие бывают проверки?
        • ✱ Порядок проведения надзорно-контрольных мероприятий
        • ✱ Обжалование дел
        • ✱ Типичные ошибки, допускаемые образовательными организациями

        Тел.: 8 800 511-0833

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль