Проект «Школьный музей – центр гражданско-патриотического воспитания школьников»

688

Актуальность проекта патриотического воспитания школьников

С раннего детства человек начинает осознавать себя частицей семьи, нации, Родины. Работа школьного музея помогает формировать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, воспитывать патриотизм.

Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других.

Гражданское воспитание школьников необходимо для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности народа, национальной культуры, земли. Проект важен для сохранения исторического наследия, вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность представителей из так называемой категории «трудных подростков».

Цель музейной деятельности — формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т. е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.

Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором гражданско-патриотической и социальной деятельности образовательной организации (далее — ОО), связующей нитью между школой и учреждениями культуры, общественными организациями.

В музеях школы обучающиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов.

Данный проект связан не только с работой школьного музея. В рамках ФГОС общего образования становится актуальной проблема организации внеурочной деятельности, формирование личностных, предметных и метапредметных умений обучающихся. Овладение универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей. Распространение среди педагогов понимания значимости музея как института образования, их ознакомление с различными технологиями посещения музеев, создание условий внедрения технологий музейной деятельности в урочную и предметную деятельность учителей, обеспечение интеграции преподавания различных предметов на базе музеев также относятся к области проекта «Музей — центр гражданско-патриотического воспитания школьников».

Цели, задачи, ожидаемые результаты проекта

Цель проекта: создать условия для формирования у подрастающего поколения чувства ответственности и гордости за свое Отечество, школу, семью, т. е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему своей Родины.

Гражданско-патриотическое воспитание: основные задачи

Воспитывать у обучающихся социальную ответственность, патриотизм и гражданскую позицию по отношению к Родине, ветеранам Великой Отечественной войны. Формировать толерантность и коммуникативность как основы жизнедеятельности человека, опыта гражданского действия. Развивать коммуникативные компетенции, навыки исследовательской работы, поддерживать творческие способностей детей, формировать интерес к отечественной культуре и уважительное отношение к нравственным ценностям.

Ожидаемый результат:

  1. Внедрение новых форм освоения исторического и культурного наследия в работе с музеями.
  2. Разработка программы гражданско-патриотического, социального воспитания обучающихся на основе деятельности школьного музея.
  3. Повышение интереса обучающихся к изучению истории своего учреждения, района, города, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране, через систему творческого участия в деятельности музея.
  4. Повышение эффективности работы школьного музея за счет использования инновационных форм и методов для решения воспитательных задач ОО.
  5. Освоение обучающимися приемов музейной деятельности.
  6. Расширение информационного пространства деятельности школьного музея «Вехи памяти» путем сотрудничества с советом ветеранов Басманного района, окружного методического центра центрального административного округа.

Ожидаемые образовательные продукты:

  1. Презентация итоговых материалов проекта в средствах массовой информации.
  2. Создание электронного альбома «Героические страницы истории страны» по направлениям проекта.
  3. Выпуск школьных газет, посвященных знаменательным событиям России.

Участники проекта: заместитель директора по ВР, руководитель музея ОО, классные руководители, педагоги дополнительного образования, ветераны ВОВ, учителя истории, обучающиеся.

Новизна проекта патриотического воспитания в школе:

  1. Вовлечение в активную поисковую, проектную деятельность с использованием компьютерных технологий большого количества обучающихся (не только актив музея), что позволяет сделать ее более интересной и привлекательной для школьников. Это достигается посредством системности, последовательности воспитательной работы ОО.
  2. Регулярное пополнение экспозиций музея творческими, исследовательскими работами обучающихся; систематическая организация выставок проектных и творческих работ обучающихся в школе в данном направлении. Школа превращается в музей.
  3. Объединение усилий учителей-предметников, классных руководителей, заместителя директора по ВР, руководителя школьного музея в целях интеграции преподавания различных предметов на базе музея.

Патриотическое воспитание школьников: содержание проекта

История создания музея

Музей «Вехи памяти» был создан в средней школе № 342 на улице Большая Почтовая Божковым Юрием Дмитриевичем в память формирования на базе средней школы № 342 в июле 1941 г. 21 стрелкового полка 7 дивизии народного ополчения Бауманского района Москвы.

В 2006 г. правительством Москвы был сделан подарок: новое красивое здание, оборудованное в соответствии с современными требованиями.

В 2007 г. школа получила статус Государственного образовательного учреждения центра образования № 1429 (далее — Центр образования № 1429).

Летом 2010 г. Центру образования № 1429 было присвоено почетное имя выпускника школы № 342 Героя Советского Союза Боброва Николая Александровича.

В настоящее время музей имеет сертификат № 1116 от 19 октября 2009 г.

Направления развития музея «Вехи памяти»

За годы своего существования школьный музей добился определенных результатов, а школой был накоплен достаточно богатый опыт краеведческой работы. Комплексный музей «Вехи памяти» развивается в трех направлениях (схема):

В музее оформлены витрины, содержащие более ста единиц хранения основного фонда:

  • боевое снаряжение времен Великой Отечественной войны: гильзы снарядов, каски, гранаты, переговорные устройства, боевое снаряжение для саперов и радистов;
  • предметы солдатского быта: личные вещи солдат и офицеров Советской Армии времен Великой Отечественной войны;
  • личные вещи и вооружение солдат и офицеров немецкой армии;
  • награды и нагрудные знаки Великой Отечественной войны, послевоенные юбилейные медали;
  • копия знамени Победы, врученная Центру образования № 1429 Управой Басманного района.

Особое значение имеют экспозиции, посвященные Героям Советского Союза: стрелку-радисту, старшему сержанту, выпускнику школы Боброву Николаю Александровичу и летчику, младшему лейтенанту Лукьянову Александру Михайловичу.

Материалы экспозиций рассказывают об истории создания Центра образования № 1429, знакомят с историей улиц и зданий Басманного района.

Направления деятельности школьного музея

В центре реализуется программа по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи «Я — гражданин России», ориентированная на обучающихся школы и составлена на основе государственной и муниципальной программы по патриотическому воспитанию школьников на 2011—2015 гг, проводятся мероприятия по патриотическому воспитанию в начальной школе.  Она определяет основные пути развития системы патриотического воспитания обучающихся, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность служить Отечеству. Одно из направлений программы — музейная педагогика, т. к. она способствует воспитанию патриотического сознания школьников.

Направления деятельности музея:

  1. Работа актива музея.
  2. Проведение мероприятий гражданско-патриотической направленности.
  3. Совместная работа с Советом Ветеранов Басманного района.

Актив музея

Состав работы актива музея гражданско-патриотического воспитания:

1. Поисковая деятельность, пополнение экспозиций музея.

В поисковую группу входят обучающиеся 5-11-х классов. На основе найденных материалов, руководитель музея намечает основные направления деятельности музея.

С целью планирования работы музея, активизации творческих способностей обучающихся, делегирования полномочий между членами поисковой группы создается или обновляется Совет музея, избирается председатель Совета музея и его заместители.

Совет музея планирует всю работу музея: поисковую, исследовательскую, экскурсионную, пропагандистскую. Один раз в месяц проводится заседание Совета. Совет делится на секции: поисковой, экспозиционной, массовой работы, секции учета и хранения. Идет сбор материалов, реставрация экспонатов, ведется строгий учет найденного. Наряду с поисковой работой организуется исследовательская, экскурсионная, пропагандистская работа. Обучающиеся являются активными участниками этих процессов.

2. Экскурсионная деятельность для гостей и обучающихся по темам:

  • «Богатыри земли русской»;
  • «Обзорная экскурсия по музею»;
  • «Добровольцы-баумановцы»;
  • «Бобров Н.А. — герой Советского Союза»;
  • «Отечественная война 1812 года»;
  • «История Центра образования № 1429»;
  • «Битва за Москву».

Экскурсии проводят 4 экскурсовода музея из числа обучающихся 7-8-х классов по плану:

Таблица
Скачать в .docx

Месяц

Категория обучающихся

Тема экскурсии

Сентябрь

Дошкольное отделение, обучающиеся 1-х классов

Обзорная экскурсия по музею

Октябрь

10-11-е классы

Встречи с героями России, ветеранами афганской, чеченской войн, ВОВ

Ноябрь

8-9-е классы

«Добровольцы-баумановцы»

5-7-е классы

«Битва за Москву»

Декабрь

2-4-е классы

«Бобров Н.А. — герой Советского Союза»

Февраль

1-11-е классы

Тематические экскурсии (сменные)

1-2-е классы

«Богатыри земли русской»

Май

1-11-е классы

Тематические экскурсии (сменные)

3. Проектная деятельность — сбор и систематизация материала по различным темам.

Привлекаются ученики 1-11-х классов.

Развивается по трем направлениям:

1) создание альбомов воинской славы:

  • «70 лет битвы за Москву»;
  • «200-летие Отечественной войны 1812 года»;

2) создание электронных продуктов:

  • летопись моего района «Буденовский поселок», «Наша школа»;
  • виртуальные экскурсии по музею;
  • видеофильмы «Мемориал памяти», «Музей — вехи памяти»;

3) создание творческих работ обучающихся:

  • макеты на темы «Великие сражения»;
  • творческие отчеты о посещенных музеях города;
  • школьная газета «Форум».

Проектная деятельность осуществляется согласно плану воспитательной работы центра, охватывает все категории обучающихся, с 1-го по 11-й класс, в зависимости от сложности выполнения проекта.

Например, проект 200-летия Отечественной войны включал в себя:

  1. Классные часы «Герои былых времен» с обучающимися 1-11-х классов (1 сентября).
  2. Экскурсия центра военной культуры «Гвардия» (экспозиция «Живая история России») для обучающихся 1-11-х классов (сентябрь).
  3. Работа кинозала с последующим обсуждением фильмов «Отечественная война 1812 года» с обучающимися 5-8-х классов (учителя истории, сентябрь).
  4. Серия интеллектуальных игр «Война 1812 года» с обучающимися 9-11-х классов (учителя истории, ноябрь).
  5. Организация экскурсий в музеи, на выставки Москвы, посвященные Отечественной войне 1812 г. (классные руководители, в течение года).
  6. Издание образовательных продуктов по содружествам: макеты «Уж постоим мы головою за Родину свою» (обучающиеся начальной школы).

Было представлено 56 макетов; издание буклета «Музеи, панорамы, посвященные теме войны 1812 года» (содружество 8Б, 10А, 11А классов). Обучающимися был подобран и оформлен материал по музеям, которые можно посетить в Москве, указано местоположение, описание экспозиции, проиллюстрированное фотографиями; издание школьной газеты «Форум», в которую вошли статьи обучающихся «Мое отношение к героическим событиям прошлого» (содружество 5Б, 7А, 8А, 9А);творческие отчеты содружества по посещенным музеям, выставкам (6А, 6Б, 7Б); итоговый праздник «Уж постоим мы головою за Родину свою», на котором вручены грамоты по итогам проведения всех воспитательных мероприятий, посвященных 200-летию Отечественной войны 1812 г.

Таким образом, патриотическое воспитание в школе осуществляется через организацию проектной деятельности по каждому направлению работы, охватывает все категории обучающихся.

Мероприятия гражданско-патриотической направленности

Ежегодно в центре проводятся фестивали песен военных лет, праздники «Господа офицеры», смотры строя и песни, интеллектуальные игры, организуются экскурсии в музей обороны Москвы, Центральный музей Великой Отечественной войны, музей «Бородинская панорама», заповедник «Бородино», музеи истории города Москвы, российской армии, пограничных войск ФСБ, внутренних войск МВД. В музеях проводятся классные часы, посвященные важнейшим событиям Великой Отечественной войны, встречи с ветеранами.

Работа с Советом Ветеранов в рамках патриотического воспитания школьников

Совместная работа с Советом Ветеранов Басманного района подразумевает:

  • проведение уроков мужества с приглашением ветеранов ВОВ на мероприятия патриотической направленности;
  • проведение благотворительных акций «Письмо ветерану»;
  • «Подвиг моего прадеда», «Ветеран живет рядом», «Поздравь солдата с днем Победы»;
  • волонтерская деятельность по оказанию помощи в оформлении документов в Совете ветеранов.

Результаты работы

Результаты работы школьного музея:

  • рост интереса обучающихся к изучению истории ОО, района, города, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране (на основе объективных показателей личностного роста обучающихся в рамках ФГОС);
  • рост числа детей, участвующих в акциях и мероприятиях, проводимым школьным музеем;
  • увеличение активности и результативности участия в окружных и городских патриотических акциях и конкурсах;
  • рост количества учителей, использующих возможности музея для проведения уроков по программе школьных предметов, классных часов, других мероприятий воспитательного характера;
  • публикации проектов «Буденновский поселок», «Наша школа» в сборнике работ обучающихся Басманного района «Летопись моего района»;
  • создание видеофильма «Музей Центра образования № 1429» телеканалом «Доверие»;
  • первое место в рейтинге школ центрального округа по организации военно-патриотического воспитания и по организации воспитательной работы школьников по итогам 2010/2011 и 2011/2012 учебного года.

Проект «Школьный музей –  центр гражданско-патриотического воспитания школьников» 

Положение о школьном музее

1. Общие положения

1.1 Школьный музей является тематическим систематизированным собранием архивных материалов, комплектуемым, сохраняемым и экспонируемым в соответствии с действующими правилами. Работа музея тесно связана с уроком и другими формами воспитательного процесса, с деятельностью органов детского самоуправления.

1.2. Школьный музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся образовательной организации (далее — ОО).

1.3. Школьный музей позиционирует себя как структурное подразделение ОО, осуществляющее историко-краеведческую работу.

2. Основные понятия

2.1. Профиль школьного музея — специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.

2.2. Комплектование музейных фондов — деятельность школьного музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.

2.3. Музейное собрание — научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.4. Музейный предмет — памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.5. Книга поступлений — основной документ учета музейных предметов.

2.6. Экспозиция — выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

2.7. Музейная выставка — экспозиция по материалам музея, имеющая, как правило, временный характер или периодически сменяющийся состав экспонатов.

2.8. Исследовательская работа — направление краеведческой и иной деятельности, заключающееся в получении новых знаний и конкретных материалов в соответствии с профилем и тематикой школьного музея.

2.9. Методическая работа — направление музейной деятельности, связанное с разработкой, описанием и внедрением методов и приемов по использованию музея в образовательном процессе и культурно-просветительной деятельности.

2.10. Просветительная работа — направление музейной деятельности, предусматривающее реализацию образовательной функции в ходе работы с различными категориями посетителей, как в самом школьном музее, так и за его пределами.

2.11. Издательская деятельность — направление музейной деятельности, связанное с подготовкой и распространением печатной и сувенирной продукции школьного музея.

3. Организация и деятельность школьного музея

3.1. Организация музея в образовательном учреждении является результатом краеведческой работы обучающихся и педагогов. Музей создан по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности.

3.2. Учредителем школьного музея является ОО, в которой организуется музей.

3.3. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем ОО, в которой находится музей.

3.4. Деятельность музея регламентируется настоящим положением, утверждаемым руководителем ОО.

3.4. Обязательные условия для создания школьного музея:

  • музейный актив из числа обучающихся и педагогов;
  • собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы;
  • помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;
  • музейная экспозиция;
  • положение о музее, утвержденное руководителем ОО.

3.5. Учет и регистрация музеев осуществляются в соответствии с инструкцией о паспортизации музеев ОО, утверждаемой Министерством образования Российской Федерации.

4. Цели и задачи деятельности школьного музея

4.1. Целью создания и деятельности музея является расширение образовательного пространства для школьников, создание условий для реального выбора образовательных услуг, обеспечивающих развитие личностных качеств, приобщение к культуре своего народа; духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание.

4.2. Задачи:

  • всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы обучающихся, поддержке творческих способностей детей;
  • формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

5. Функции школьного музея

Основными функциями музея являются:

  • осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации школьников;
  • развитие детского самоуправления;
  • документирование истории, культуры ОО, ее развития путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов.

6. Содержание и формы работы

6.1. В содержание работы школьного музея входит:

  • организация конкурсов, выставок, смотров, тематических классных часов, уроков мужества;
  • создание детских объединений (клубов, секций и т. д.) по интересам, вечеров, дискуссий и др.;
  • организация проектной деятельности;
  • проведение мероприятий гражданско-патриотической направленности.

6.2. Совет музея:

  • изучает литературно-исторические и другие источники соответствующей музею тематики;
  • систематически пополняет фонды и библиотеку музея путем активного поиска в экскурсиях, встречах, туристических походах;
  • ведет строгий учет фондов в инвентарной книге, обеспечивает сохранность музейных предметов;
  • создает и обновляет экспозиции, выставки;
  • проводит экскурсионно-лекторскую и массовую работу для обучающихся и населения;
  • устанавливает и поддерживает связь со школьными музеями соответствующего профиля;
  • проводит обучение по программе «Юный экскурсовод».

7. Учет и обеспечение сохранности фондов школьного музея

7.1. Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:

  • учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в книге поступлений музея;
  • учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т. п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.

7.2. Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность ОО производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.

7.3. Ответственность за сохранность фондов школьного музея несет руководитель ОО.

7.4. Хранение в музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

7.5. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней — в соответствии с действующим законодательством.

7.6. Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный государственный музей, архив.

8. Руководство деятельностью школьного музея

8.1. Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель ОО.

8.2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначенный приказом по ОО.

8.3. Текущую работу музея осуществляет Совет музея.

9. Реорганизация (ликвидация) школьного музея

Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим управлением образованием.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник классного руководителя»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...




       Вебинары
      • 7 декабря 2017 г.
      • Как образовательной организации подготовиться к проверке по охране труда

      • Евглевская Кристина Валерьевна
        заместитель начальника Управления государственного надзора в сфере труда – начальник отдела (Роструд)

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Какие бывают проверки?
        • ✱ Порядок проведения надзорно-контрольных мероприятий
        • ✱ Обжалование дел
        • ✱ Типичные ошибки, допускаемые образовательными организациями

        Тел.: 8 800 511-0833

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль