Семинар-практикум для педагогического коллектива "Решение педагогических ситуаций в школе"

1107

Скачать книгу «Работа с педагогами» в формате pdf >>>

Умение решать конфликтные педагогические ситуации требует определенной гибкости мышления и является показателем общего уровня развития педагогических способностей. В ходе решения педагогической ситуации учитель взаимодействует с учениками и классом, основываясь на противоположных ценностях, нормах и интересах, сопровождая общение существенным проявлением эмоций, что может изменить развитие ситуации как в худшую, так и лучшую сторону. 

Педагогические ситуации в школе кратковременны, но они отражают различные сферы поведения ученика и учителя. Если возникла острая ситуация, чтобы ее решить, придется задействовать деловой вид взаимодействия, принять во внимание отношение подчинения и зависимости. Подобный вид отношений относят к числу самых сложных, поскольку учащимся и педагогам сложно достичь сотрудничества и прийти к согласию. 

Анализ педагогических ситуаций в школе

Чтобы проанализировать педагогические ситуации в школе, достаточно оценить фазы их протекания. 

Первая фаза: один из участников нарушает социально-целостные формы и правила, создает острое начало конфликта.

Вторая фаза: оппонент отвечает, от формы и содержания ответа зависят последствия педагогической ситуации в школе, поскольку оппонент закладывает направление для дальнейшего изменения хода событий. Эта фаза является своеобразным центром ситуации, поскольку нередко она ставит под угрозу честь личности, сопровождается стрессовыми действиями. Достойно ответить может помешать нехватка времени и информации, чтобы выйти из сложившегося положения, потребуется применить предыдущий опыт, выдержку и находчивость, компетентность. В контексте этого, молодому педагогу важно освоить опыт анализа и решения педагогических ситуаций в школе.

Третья фаза: подразумевает быстрое и нередко радикальное изменение сложившихся отношений. Бытующие нормы и ценности изменяются, отдельные нормы рушатся, что позволяет усилить педагогическое воздействие.

Чтобы проанализировать педагогическую ситуацию, достаточно определиться с методикой изучения ситуации, проанализировать полученные данные, использовать рекомендации психологов для коррекции характеристик личности. 

Причины возникновения педагогических ситуаций в школе

Анализ педагогических ситуаций в школе доказывает, что их возникновение не зависит от опыта и возраста учителя. С подобными явлениями сталкиваются как педагоги с большим стажем, так и молодые специалисты. Каждая педагогическая ситуация является отражением психологических процессов, которые царят в ученической среде, особенностей взаимоотношений в педагогическом коллективе, отношениях между учащимися и учителями. 

Педагогические ситуации в школе затрагивают и педагогов, и учащихся. Если школьники бросают вызов учителям, в этом есть потребность, особенность климата в коллективе, на которую необходимо оперативно реагировать. Если педагог в этом случае поступит негуманно, возможны неприятные последствия и противодействие со стороны учащегося. Учителям важно найти достойный выход из педагогической ситуации. Многие предпочитают откладывать поиск решения острых ситуаций на неопределенный срок, однако это может поставить под угрозу развитие коллектива и каждого ребенка. Проанализировав ситуацию, проявив компетентность, педагог может предотвратить нежелательные последствия, которые будут иметь место в случае некорректной актуализации личности учащегося.  Хороший педагог должен выходить из педагогических ситуаций без нетактичности и излишней резкости, не допускать обострения конфликта. Неподобающее поведение учителя – это проявление его педагогической слабости. 

Чтобы предотвратить возникновение педагогических ситуаций в школе, учителю следует придерживаться некоторых правил:

  • Не каждый отрицательный поступок учащегося основывается на отрицательных мотивах;
  • Изменить поведение ученика в лучшую сторону можно, нужно применить приемы оценки личности;
  • Если учитель дает опосредованные распоряжения, учащиеся лучше их выполняют;
  • Избавиться от напряжения в общении можно, если педагог ведет себя предусмотрительно и корректно;
  • Хорошо организованная совместная деятельность поможет сблизить людей, повысив их авторитет. 

Решение педагогических ситуаций в школе в контексте семинара-практикума

Для развития у педагогов необходимых навыков разработан семинар-практикум "Решение педагогических ситуаций". Для участия в семинаре стоит пригласить группу педагогов, которые являются слушателями курсов повышения квалификации, интересуются методиками решения педагогических ситуаций в школе. При проведении семинара с педагогами образовательного учреждения целесообразно поделить коллектив на 2 группы и для каждой из групп провести отдельный семинар, ограничив количество участников до 20 чел. Это позволит активизировать деятельность участников семинара, исключив возможность "отмолчаться".

Перед проведением практикума целесообразно организовать в педагогическом коллективе (за 1–2 недели) диагностическое исследование по методике "Педагогические ситуации" (приложение 1), обработать результаты и познакомить каждого педагога с индивидуальными итогами диагностики.  Результаты по педагогическому коллективу в целом следует представить перед началом практикума. Диагностическое исследование и его последующее обсуждение носит обучающий характер, создает для педагога ситуацию переосмысления собственного педагогического опыта и содействует мотивации к участию в практикуме.

Семинар-практикум проводится согласно следующему плану:

  1. Вступительное слово ведущего. Сообщение актуальности заявленной проблемы, цели и задач семинара.
  2. Представление заключения по результатам проведенной диагностики педагогических способностей по методике "Педагогические ситуации".
  3. Организационные моменты: разделение педагогов на группы по 4–5 чел., выдача пакетов с педагогическими ситуациями (приложение 2) и инструкция по работе с ними (приложение 3).
  4. Решение педагогических ситуаций и обсуждение в группах (10 мин).
  5. Представление вариантов решений.
  6. Рефлексия.
Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...




       Вебинары
      • 7 декабря 2017 г.
      • Как образовательной организации подготовиться к проверке по охране труда

      • Евглевская Кристина Валерьевна
        заместитель начальника Управления государственного надзора в сфере труда – начальник отдела (Роструд)

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Какие бывают проверки?
        • ✱ Порядок проведения надзорно-контрольных мероприятий
        • ✱ Обжалование дел
        • ✱ Типичные ошибки, допускаемые образовательными организациями

        Тел.: 8 800 511-0833

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль