ФГОС начального общего образования

1182

Цели введения ФГОС начального общего образования

Скачать книгу «Образовательный процесс - ФГОС» в формате pdf >>>

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) был внедрен во всех образовательных организациях России с 1 сентября 2011 года. 

Основной целью введения ФГОС НОО является повышение качества начального образования, создание в образовательных организациях условий, необходимых для всестороннего развития личности обучающихся, достижение в начальной школе образовательных результатов, соответствующих требованиям общества и государства в условиях нового времени. 

Требования ФГОС начального общего образования

Для реализации целей, предусмотренных стратегией государственной политики в сфере начального общего образования, ФГОС НОО предусматривает построение работы в образовательных организациях на основании трёх требований, выдвигаемых к:

  1. К результатам освоение программы основной образовательной программы НОО.
  2. К структуре основной образовательной программы ФГОС НОО школы.
  3. К условиям реализации основной образовательной программы НОО.

Реализация требований к результатам обучения по ФГОС НОО в начальной школе обеспечивает поступательное становление личностных характеристик выпускника начальной школы, который должен:

  • любить свой народ, родной край и Родину;
  • уважительно относится к ценностям семьи и общества;
  • проявлять любознательность, инициативу в вопросах познания окружающего мира;
  • владеть базовыми навыками для получения знаний, уметь организовать самостоятельную учебную деятельность;
  • быть способным самостоятельно оценить учебную деятельность;
  • отвечать за свои слова и поступки перед членами семьи, педагогами, представителями общественности;
  • проявлять доброжелательность по отношению к другим детям и взрослым, уметь вести беседу, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • следовать общепринятым правилам безопасности, вести здоровый образ жизни. 

Реализация ФГОС начального общего образования достигается за счет мотивации младших школьников к самостоятельным учебным действиям, организации активного взаимодействия учащихся с педагогами в рамках учебной и внеучебной деятельности. Также новые стандарты предусматривают изменения в порядке проведения:

  • оценивания результатов учебной деятельности (при выставлении отметок учитываются не только усвоенные учащимися знания, навыки и умения, но и метапредметные результаты обучения);
  • аттестации учителей начального образования (члены аттестационной комиссии уделяют особое внимание умению педагогов управлять учебной деятельностью младших школьников);
  • аттестации школ (проверяющие обязаны контролировать организацию перехода образовательной организации к реализации ФГОС НОО).

Реализация ФГОС начального общего образования: системно-деятельностный подход

В основу ФГОС начального общего образования положен системно-деятельностный подход в образовании, являющийся концептуально новым образовательным решением. Теоретики начального образования считают, что формирование у детей способности к самостоятельной деятельности, отдельных навыков и умений, происходит только во время деятельности. Невозможно научится писать, не беря ручку в руки. Также нельзя усвоить систему письма без знания, как пишутся отдельные элементы, без систематических тренировок, способствующих закреплению полученных навыков. Таким образом, формирование практического опыта через деятельность включает такие обязательные этапы:

  1. Получение первичного опыта, мотивации на успешное достижение поставленного результата (через создание ситуаций учебного успеха). 
  2. Формирование алгоритма действия через установление связей с первичным опытом. 
  3. Тренировка, самоконтроль действий и самокоррекция. 
  4. Контроль. 

Применение системно-деятельностного подхода в начальном образовании предусматривает прохождение школьниками всех этих этапов на каждой отдельной ступени образовательной деятельности, в рамках всех предметных дисциплин. Благодаря этому в процессе учебной деятельности удается выработать не предметные, а надпредметные алгоритмы действия, которые позволят обеспечить базу для самостоятельного развития учащихся в будущем: сформировать навыки проектирования, самоконтроля, самокоррекции, поиска информации, работы с текстами, постановки учебных задач и разработки плана для их поступательного достижения. 

ФГОС начального общего образования: формирование УУД и ИКТ

Применение системно-деятельностного подхода предусматривает не только успешное освоение учащимися знаний, предусмотренных программными требованиями, но и формирование умений самостоятельного поиска учебной информации и ее использования. Достижение таких результатов становиться возможным только в условиях формирования универсальных учебных действий (УУД) — общих (надпредметных) действий, которые принято разделять на:

  • личностные, определяющие готовность к жизненному самоопределению (знание правил поведения в обществе, социальных и эстетических норм, понимание следствий поступков, ориентация в межличностных отношениях);
  • регулятивные (умение планировать последовательность учебных действий, способность к самоконтролю и самокоррекции);
  • познавательные (самостоятельное определение познавательных целей, умение осуществлять информационный поиск и структурировать полученную информацию, определение эффективных способов решения образовательных задач, умение выделять в тексте ключевую информацию и сжато пересказывать ее);
  • коммуникативные (планирование сотрудничества с одноклассниками и педагогами, умение точно выражать свои мысли в монологической и диалогической речи, способность к конструктивному преодолению конфликтных ситуаций). 

Для реализации требований ФГОС к начальному образованию необходима ориентация младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных технологий является естественным способом формирования УУД, который уже широко используется во многих образовательных организациях. 

В условиях внедрения ФГОС НОО отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста.
Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете, могут проводится организационно-деятельностные игры на местности

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

Читайте в ближайших номерах журнала «Нормативные документы образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль