Подписка со скидкой 50% >>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Методическое сопровождение педагогической деятельности

24 мая 2019
627
Средний балл: 0 из 5

В условиях постоянной модернизации государственной образовательной системы, когда формируемая парадигма должна обеспечивать решение требований будущего, способствовать формированию личностных качеств, критического мышления, навыка коммуникации, толерантности, открытости, многозадачности, методическое сопровождение педагогической деятельности становится оптимальным способом поддержания профессионального роста специалистов отрасли. Ввиду большого числа задач, стоящего перед учителями, в образовательных организациях целесообразно реализовывать комплекс методсопровождения, включающий:

  • разработку нормативных и организационных условий функционирования локальной методической службы;
  • создание системы непрерывного повышения квалификационного уровня педработников и управленческого состава школы;
  • обеспечение консультационно-методического и экспертного сопровождения внедрения требований ФГОС и профессиональных стандартов, отвечающих требованиям времени;
  • систематическую организацию различных форм профессионального общения педагогов, в том числе с привлечением отличников образования и экспертов отрасли;
  • осуществление консультационного-практического сопровождения проектной и другой инновационной образовательной деятельности;
  • проведение экспертизы методических и дидактических материалов, рекомендованных для использования.
платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять

Читайте в журнале «Справочник заместителя руководителя образовательного учреждения» рекомендации по организации методического сопровождения педагогической деятельности в школе:

- Скрининг-педагогический совет как активная форма методического сопровождения введения ФГОС основного общего образования

 (авторская разработка)

- Методическая неделя в образовательной организации

 (сценарий проведения)

Методическое сопровождение педагогической деятельности: концептуальная основа

В отечественной системе образования практика ведения методической работы, которая изначально предусматривала оказание экспертной помощи и поддержки учителям различного уровня квалификации, развивалась с начала прошлого века. Вместе с тем в связи с широким разнообразием трактовки понятия, обусловленным обширной работой по направлению, целесообразно обозначить сущность и концепт методического сопровождения педагогической деятельности с учетом модернизации процесса образования — в противном случае сложно избежать путаницы понятий и обеспечить нужный вектор развития направления в современной школе.

Опираясь на исследования ведущих ученых (Н. Битянова, А. Мудрик, Е. Казакова, О. Газман, Г. Давыдова, Э. Зеер и другие), можно сделать вывод, что в современной педагогической науке под методическим сопровождением следует понимать особый вид взаимодействия участников образовательного процесса, направленный на создание благоприятных условий для реализации учебно-воспитательного комплекса с сохранением консультативной помощи в качестве основного сущностного признака. Концептуально система методсопровождения педагогической деятельности должна трактоваться как особая управленческая технология, как целостный вид активности, в ходе которого обеспечиваются условия для непрерывного профессионального роста педагогов, развития комплекса его компетентностей.

Что касается структуры методического сопровождения педагогической деятельности, то она включает следующие компоненты:

  • диагностико-аналитический, позволяющий определить векторы работы по направлению;
  • ценностно-смысловой, предусматривающий выявление основных идей и стратегических задач;
  • методический, заключающийся непосредственно в практике «следования» и в свою очередь включающий три составляющие — информационную, организационную и практическую;
  • прогностический, направленный на диагностику приоритетных модулей.

Содержание методического сопровождения предусматривает комплексное оказание консультативной помощи в осуществлении педагогической работы специалистам отрасли. При этом крайне важно отделять практику сопровождения от другого широко распространенного способа оказания профессиональной помощи учителям — методической поддержки, которая также способствует последовательному улучшению компетенций. Целями обеспечения методической поддержки является повышение общедидактической и научно-методической подготовленности специалистов сферы образования к реализации новых профессиональных стандартов, организация обмена передовым опытом и разработка мер по предупреждению возникновения педагогических затруднений. Таким образом, поддержка методического характера преимущественно связана с преодолением конкретных трудностей, в то время как методическое сопровождение педагогических работников образовательной организации предполагает ведение непрерывной, заранее спланированной консультационной работы, направленной на последовательное освоение новых профессиональных вершин. В рамках сопровождения учителю предоставляется большая самостоятельность в принятии решения о необходимости получения экспертной помощи и выборе вариантов преодоления возникших затруднений, в то время как оказание методической поддержки базируется на обязательном содействии со всеми субъектами образования без исключения, независимо от остроты потребности. Таким образом, организационно-методическое сопровождение гарантирует право педагога на комплексную самореализацию, что в полной мере соответствует содержанию новых профстандартов отрасли.

Построение системы методического сопровождения педагогической работы в школе базируется на идее внедрения и соблюдения следующих принципов:

  1. Приоритет интересов сопровождаемого педагога. Данный концепт означает, что специалист, реализующий систему методсопровождения, имеет только совещательные полномочия, в то время ответственность за выбор решения несет субъект образования.
  2. Непрерывность и системность работы по направлению.
  3. Индивидуальный подход. В прерогативе — самостоятельное обучение, ведение творческого поиска.
  4. Востребованность. Учебный материал подбирается таким образом, чтобы обеспечить возможность широкого применения субъектами образования полученных знаний и навыков в повседневной педагогической практике.

Рассмотрение базиса методического сопровождения педагогической деятельности позволяет прийти к выводу, что ввиду некоторой размытости понятий первичное определение концептуальных особенностей, целей, задач, принципов внедрения системы «следования за педагогом» является очень важным организационным этапом, позволяющим обеспечить оптимальные условия для профессионального роста учителей без необходимости осуществления комплекса «лишних» мер, провоцирующих возникновение дополнительной нагрузки на участников образовательного процесса.

Организация методического сопровождения педагогической деятельности

Как организовать методическое сопровождение педагогов в школе?

Процесс обучения детей, способных критически мыслить, проявлять инициативность и стремиться к успешной самореализации, требует от учителей высокого профессионализма, включающего не только предметные, дидактические, психолого-педагогические знания и умения, но и соответствующие личностные установки и убеждения — компетенции и качества, на формирование которых и должен быть нацелен комплекс методического сопровождения педагогов в школе, который реализуется через осуществление следующих организационных шагов:

  1. Диагностика сути педагогической проблемы.
  2. Поиск методов ее решения в различных информационных источниках.
  3. Обсуждение вариантов разрешения затруднения и определение оптимального способа с учетом индивидуального фактора.
  4. Оказание первичной помощи субъекту образования на этапе осуществления плана решения.

Основными моделями работы, обеспечивающими включение компонента методического сопровождения в педагогическую деятельность, являются информационно-коммуникационные, дистанционные технологии обучения, создание профессиональных сообществ, тьюторство. Результативность деятельности по направлению зависит от того, будет ли подкреплена консультативная активность рефлексивной основой, открывающей широкие возможности для осмысления современным учителем профессиональной роли, стратегии достижения поставленных целей и преимуществ взаимодействия с другими участниками системы непрерывного повышения квалификации.

Высокая эффективность комплекса методического сопровождения педагогов в школе гарантирована при условии реализации следующих условий деятельности по направлению:

  1. Включение учителей, заинтересованных в саморазвитии и непрерывном совершенствовании компетенций, в событийные общности, где может происходить формирование не только профессиональных, но и личностных качеств.
  2. Создание условий для самоидентичности в процессе более глубокого погружения в профессию.
  3. Использование возможностей рефлексии в познании особенностей личности педагога во всех ее проявлениях, в том числе методом моделирования различных практических ситуаций, способствующих проявлению глубинных качеств и выявлению внутреннего потенциала.
  4. Совершенствование механизмов управления, направленных на мотивацию профессионального роста педагога: психологических (система вызовов, накопительная система оценки достижений; карьерный рост педагога) и экономических (бонусная система денежного вознаграждения, компенсационный пакет, социальное партнерство).

На сегодняшний день принято выделять такие формы методического сопровождения педагогической деятельности по содержанию:

  1. Репродуктивные — практикумы, научно-практические семинары, педагогические мастерские, тренинги.
  2. Эвристические — проблемные семинары, проблемно-проектные семинары, организационно-деятельные, деловые игры.
  3. Эвристико-продуктивные — фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы методических разработок.
  4. Продуктивные — теоретические семинары, методические дни и недели.

Кроме того, формы работы по направлению принято классифицировать по уровню интенсивности воздействия на активные (дискуссии, деловые игры, тренинги) и пассивные (ознакомление с учебными пособиями, проведение анализа, анкетирование).

Учитывая вышесказанное, в комплекс методического сопровождения педагогов с практической точки зрения целесообразно включить следующие содержательные блоки:

  1. Обеспечение доступа к источникам учебно-методической информации — разнообразным пособиям, описаниям опыта применения передовых разработок, способствующим более эффективной реализации профессиональной деятельности с учетом регионального компонента.
  2. Создание разнообразных видов методической продукции (программ, дидактических пособий) собственными силами школы — это особый вид деятельности, обеспечивающий продуктивную работу заинтересованных представителей педагогического коллектива совместно с методистами, экспертами отрасли.
  3. Систематическую апробацию новаторских технологий, методик, моделей организации учебно-воспитательного процесса.

Важно отметить, что реализация комплекс организационно-методического сопровождения традиционно связана с рядом трудностей, от успешности преодоления которых зависит возможность создания оптимальных условий для профессионального роста педагогов школы. Начнем с того, что на данный момент ощущается недостаточная сформированность деятельности по обеспечению методсопровождения сопровождению учителей различных категорий и уровня квалификации на общегосударственном уровне, и во многом именно от готовности решения вопросов локально, ан уровне школ, зависит успех деятельности по направлению. Несовершенными остаются системы ведения мониторинговой и контрольно-диагностической методической работы, а также способы налаживания активного взаимодействия между различными образовательными организациями, что в свою очередь усложняет процесс передачи передового опыта. Именно поэтому важной составляющей успешного методического сопровождения педагогов является организация на базе школ демонстрационно-экспериментальных площадок, на базе которых могут проводиться тематические конференции, форумы, конкурсы-смотры, фестивали, выставки и презентации новаторских образовательных идей и с их последующей популяризацией.

Тьюторская модель как основной метод методического сопровождения деятельности педагогических работников

В условиях необходимости поиска организационных решений, позволяющих обеспечить на должном уровне методическое сопровождение проектной и другой инновационной деятельности педагогических работников, наиболее перспективной является модель тьюторской поддержки, позволяющая активно включать учителей в перспективные направления работы, формировать субъективную позицию в достижении значимых образовательных целей.

В ходе осуществления сопровождения профессионального развития педагога тьютор, владеющий теоретико-методологической базой и владеющий специфическими компетенциями, помогает каждому специалисту наметить путь самореализации с учетом индивидуального компонента, наметить приоритетные формы, методы и способы самообразования. Тьютор также помогает педработнику осознать свои сильные и слабые стороны, что является первым шагом к грамотному проектированию успешного профессионального развития.

При условии грамотной реализации тьюторская модель, предусматривающая актуализацию образовательного пространства для педагога с сохранением права последнего на установку целей развития, в полной мере соответствует концепту модели методического сопровождения деятельности педагогов, что обусловливает целесообразность ее повсеместного использования. Чтобы обеспечить высокую результативность работы тьютора, в рамках системы необходимо гарантировать:

  1. Актуализацию для педагогов ценностных ориентаций профессии, границы дозволенной деятельности, возможность грамотного соотношения стандартов отрасли с личными наработками, путей воплощения личных предпочтений в профессиональном поле.
  2. Оказание учителям консультативной помощи в разработке индивидуальной траектории профессионального развития.
  3. Организацию системы систематического повышения квалификационного уровня с учетом актуальных норм образовательного заказа.
  4. Обеспечение возможностей для рефлексии в ходе профессионального развития.
  5. Создание условий для активного вхождения в состав профессиональных сообществ и успешного позиционирования себя как специалиста, перспективных разработок, включающих инновационный компонент.
  6. Возможность применения результатов обучения через систему образовательных событий.
  7. Осуществление в рамках методического сопровождения проектной деятельности педагогических работников анализа содержания тенденций сферы образования.

Реализация тьюторской модели в образовательной организации начинается с разработки локального акта, регламентирующего особенности работы по направлению. Далее методическое сопровождение, обеспечиваемое тьютором, выстраивается в соответствии с основными этапами технологии, включая диагностический, мотивационный, проектировочный, практический и оценочный этапы.

Документы образовательной организации

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Организация и контроль качества образовательной деятельности».

Кабинет информатики в школе

Во время диагностики происходит формирование индивидуального образовательного заказа: для этого администрация школы совместно со штатным педагогом-психологом проектируют кейс диагностических материалов, охватывающих вопросы отношения к профессии, мотивации учителя, удовлетворенностью жизнедеятельностью в ОО, самооценки и самоанализа профессиональной деятельности. Диагностика осуществляется методами анкетирования, собеседования участников проекта, что позволяет выявить актуальные потребности педагогического состава, уровень готовности сотрудников к работе по направлению. Полученные результаты фиксируются тьютором в индивидуальных картах, которые будут использоваться при отборе учебного материала и составлении экспертных рекомендаций.

Мотивационный этап тьюторской модели методического сопровождения педагогической деятельности предусматривает изучение личностных качеств участников проекта. Это необходимо для оказания помощи педагогам в вопросах осмысления профессионального дефицита, определении шагов для совершенствования ключевых компетенций. Успешной формой взаимодействия на данном этапе является групповой тренинг, позволяющий раскрыть сильные профессиональные стороны педработников и снизить градус эмоциональной нагрузки.

Непосредственно перед этапом целеполагания, предусматривающим проведение тьюторских консультаций, педагогов разделяют на микрогруппы — в их состав входят учителя, набравшие одинаковые позиции по итогам диагностики и имеющие аналогичные потребности в профессиональном развитии. После этого тьютор согласовывает цели обучения с каждым участником проекта и оказывает помощь в разработке карьерограммы — плана индивидуального профессионального развития в образовательной организации, который включает хронологию должностного становления и перечень требований и компетенций, которые необходимо получить для дальнейшего роста. Дополнительно проектируется ресурсная карта, содержащая перечень ресурсов (антропологических, образовательных, социокультурных), необходимых участнику проекта для достижения поставленных профессиональных целей.

Методическое сопровождение деятельности педагогических работников посредством тьюторства также предусматривает создание в образовательной организации условий, способствующих профессиональному росту учителей — организацию семинаров, форумов, конференций, проведение ротации, делегирование отдельных полномочий, запуск специальных проектов и экспериментальных площадок. Наблюдая за работой кандидатов, тьютор оценивает успехи по специальной шкале:

  • 1 — достоин немедленного продвижения (горизонтального, вертикального);
  • 2 — достоин повышения в течение ближайших двух лет и более;
  • 3 — потенциально достоин повышения, но время неопределенное;
  • 4 — подлежит горизонтальному перемещению;
  • 5 — в настоящее время и в обозримом будущем продвижение проблематично.

Результатом оценки индивидуального прогресса кандидатов может стать корректировка плана профессионального продвижения или реализации схемы замещения должностей в перспективе. Таким образом, модель тьюторства помогает оказывать реальную, действенную помощь педагогов, способствовать их профессиональному росту, осознавать перспективы развития и реализовывать творческий компонент, что в конечном итоге является лучшим результатом реализации методического сопровождения педагогической деятельности, которое в свою очередь будет способствовать повышению качества и эффективности образовательного процесса в целом.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.