Получите гарантированный подарок за подписку. Выбрать >
Справочник руководителя образовательного учреждения

Организация внеурочной деятельности по ФГОС в 2019 году

  • 30 ноября 2016
  • 15867

Организация внеурочной деятельности в школе должна проходит в строгом соответствии с требованиями ФГОС. В этом случае она поможет быстрее достигнуть желаемых образовательных результатов. Как организовать ее, читайте в статье.

Проблема организации рационального использования свободного времени школьниками остается актуальной. Воспитание детей происходит на всех этапах их деятельности, но в свободное от учёбы время, в том числе в рамках осуществления внеурочной деятельности, можно выполнять его наиболее продуктивно. Введение ФГОС предусматривает реализацию основных образовательных программ не только в урочное, но и во внеурочное время.

Организация внеурочной деятельности в школе по ФГОС начинается с масштабной работы по планированию, ответственность за выполнение которой возлагается на школьную администрацию. Заместитель руководителя по учебно-воспитательной части составляет план ведения внеурочной деятельности с перечислением направлений, в рамках которых проводится образовательная работа, указания объёма программ и форм организации занятий. Положения этого документа должны соотноситься с требованиями основных образовательных программ, материально-техническими возможностями школы, интересами учащихся.

При организации внеурочной деятельности образовательной организации следует наладить тесное сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей школьного возраста. Также следует позаботиться о приобщении педагогов к реализации внеурочной деятельности в школе по ФГОС 2019: организовать планирование дополнительных методических собраний, тематических родительских сборов, ведение тьюторской работы с одаренными школьниками.

Модели организации внеурочной деятельности в школе по ФГОС в 2019 году

Параметры ведения внеурочной деятельности в образовательном стандарте определены условно, что позволяет каждой образовательной организации выбрать оптимальную модель работы по данному направлению с учетом специфики условий ведения педагогической практики, образовательных потребностей школьников.

Эксперты выделяют разные подходы по организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении, которые формируются в соответствии с:

  • направлениями личностного развития школьников;

  • чертами портрета выпускника основной школы;

  • достижениями личностных результатов.

Главное, чтобы внеурочная деятельность не препятствовала освоению учащимися основной образовательной программы и не создавала риски развития патологий здоровья. Максимальные показатели образовательной нагрузки для школьников разного возраста, в соответствии с которыми можно определить длительность внеурочных занятий, представлены в таблице.

Организовать внеурочную деятельность следует таким образом, чтобы школьники затрачивали на самостоятельную образовательную работу не менее 10 часов в неделю. Время, отведенное на организацию мероприятий разной направленности, лучше распределить таким образом:

  • на воспитательные мероприятия, работу ученических коллективов — 2-3 часа в неделю;

  • на подготовку к общешкольным конкурсам, смотрам, праздникам — до 20 часов 1-2 раза в неделю;

  • на внеурочную работу по предметам — 1-2 часа в неделю.

В случае возникновения риска чрезмерной загруженности детей дополнительными занятиями практикуется перенос части нагрузки на каникулярное время. При реализации такой практики следует помнить, что по нормам ФГОС нельзя переносить более 50% нагрузки по внеурочной деятельность на время каникул. Организовать работу по внеурочному направлению в каникулярное время можно через тематические мероприятия: образовательные поездки, походы, посещения оздоровительных лагерей и курортных центров.

Новые рекомендации Минпросвещения по внеурочной деятельности по ФГОС в 2019 году

Минпросвещения выпустило новые методические рекомендации по внеурочной деятельности, чтобы правильно работать в 2018/19 учебном году, учитывайте главные изменения.

В новых рекомендациях указывают, что внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов основных образовательных программ – личностных, метапредметных и предметных. Достигать планируемые результаты ООП ребенок может за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации. То есть внеурочку нельзя, как раньше, организовать просто по направлениям развития личности – спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Вместо планов внеурочной деятельности вводится программа внеурочной деятельности в школе по ФГОС. Рабочие программы школа разрабатывает самостоятельно на основе требований ФГОС и с учетом примерных ООП. Они включают планируемые результаты, содержание деятельности с указанием форм ее организации и видов, а также тематическое планирование.

В новых рекомендациях описали, каким образом школа может реализовывать внеурочную деятельность совместно с другими организациями – в сетевой форме. Для внеурочной деятельности в сетевой форме можно использовать ресурсы организаций дополнительного образования, научных организаций, учреждений здравоохранения, организаций культуры, физической культуры.

Для того, чтобы засчитывать дополнительные занятия, которые посещают дети, в качестве внеурочной деятельности, надо сравнить планируемые результаты дополнительной общеобразовательной программы и рабочей программы внеурочной деятельности. Если результаты совпадают, то эти занятия можно зачесть как внеурочную деятельность.

Минпросвещения в качестве эффективной формы организации внеурочной деятельности выделило проектную деятельность, или учебный проект. Проект предлагают выполнять школьнику самостоятельно под руководством педагога. Тему проекта можно выбрать в рамках одного или нескольких предметов, курсов в любом направлении деятельности – познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой и др.

В сетевой форме руководителями и наставниками проекта могут быть специалисты организаций дополнительного образования, профессионального и высшего образования, организаций культуры, спорта, предприятий, а также студенты. Порядок их участия в проектной деятельности определяют договором о сетевом взаимодействии.

Общие рекомендации по организации внеурочной деятельности

Организация внеурочной деятельности по ФГОС в 2019 году может проходить в три этапа.

На предварительном этапе выполните четыре шага. Сначала учтите требования ФГОС к организации внеурочной деятельности и изучите запросы участников образовательных отношений. Затем определите модель организации внеурочной деятельности. На основе выбранной модели создайте необходимые условия.

Чтобы определить модель организации внеурочной деятельности, сопоставьте требования ФГОС и запросы участников образовательных отношений с ресурсным обеспечением школы. Затем на основе полученных результатов выберите одну из моделей: внутришкольную, внешнюю или смешанную.

Для создания условий для реализации внеурочной деятельности в школе, необходимо обеспечить финансовые и кадровые ресурсы, материально-техническую базу. При построении внеурочной деятельности с использованием смешанной или внешней модели дополнительно организуйте сетевое взаимодействие.

Для реализации внеурочной деятельности используйте средства, полученные на выполнение общеобразовательных программ. Когда этих денег недостаточно, привлеките средства от приносящей доход деятельности или благотворителей, если это не противоречит требованиям локальных актов школы и условиям договора пожертвований.

Ответственными за реализацию внеурочной деятельности назначайте сразу нескольких работников. Это могут быть заместители директора, учителя-предметники, классные руководители, психологи, логопеды, библиотекари. Решение о возложении обязанностей закрепите в должностных инструкциях работников или оформите отдельным приказом. В нем укажите фамилии, должности и функции работников по направлению их деятельности.

На этапе планирования установите требования к реализации внеурочной деятельности, определите и распределите внеурочную нагрузку. Затем составьте рабочие программы и планы внеурочной деятельности, сформируйте учебные группы, установите режим занятий.

Для контроля реализации внеурочной деятельности организуйте учет посещаемости занятий учащимися и оценивайте их достижения. Чтобы оценить качество и вовремя выявить несоответствия в реализации внеурочной деятельности, оценивайте эффективность проведенных мероприятий.

Составление плана внеурочной деятельности

Для того, чтобы составить план внеурочной деятельности по ФГОС в 2019 году, соберите и проанализируйте первичные данные, а затем заполните форму документа. При этом учитывайте направления развития личности, формы организации и объемы реализации внеурочной деятельности.

Если в школе отсутствует план внеурочной деятельности, то при контроле качества образования проверяющие вынесут директору школы предписание.

Чтобы описать мероприятия в плане внеурочной деятельности, используйте данные программ содержательного раздела ООП. К ним относят рабочие программы по предметам внеурочной деятельности, программы формирования и развития универсальных учебных действий, а также коррекционной работы. Кроме того, для формирования плана:

  • в начальной школе используйте сведения программ духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и формирования экологической культуры и ЗОЖ;

  • в основной и средней школе – программы воспитания и социализации обучающихся.

Также учитывайте положения примерных основных образовательных программ начального, основного и среднего образования и планы работ классных руководителей.

Единой формы плана внеурочной деятельности федеральное законодательство не устанавливает, поэтому составьте ее самостоятельно. Например, включите в структуру документа четыре основных раздела: пояснительную записку, недельный, годовой и перспективный планы.

В пояснительной записке укажите цели и задачи организации внеурочной деятельности в школе по ФГОС, формы оценки, планируемые результаты, ресурсное обеспечение. Кроме того, опишите запланированный объем нагрузки и режим внеурочных занятий.

Недельный план представьте в виде таблицы. В ней укажите наименование, состав и структуру направлений внеурочной деятельности, формы организации, а также недельную нагрузку. Чтобы учитывать потребности школы и запросы участников образовательных отношений, поделите план на две составные части: основную, которую определяет школа самостоятельно, и часть, которую школа формирует по заказу участников образовательных отношений.

Основную часть плана разрабатывайте в соответствии с анализом первичных данных. Кроме того, учтите культурные традиции, национальные и этнокультурные особенности региона, в котором расположена школа. Обратите внимание на календарь образовательных событий, который ежегодно публикует на своем официальном сайте Минпросвещения.

Формируемую часть плана составляйте по результатам запросов родителей, особенностей и потребностей учащихся. Учтите, что формируемая часть не должна превышать допустимых объемов, установленных ФГОС. В начальной школе такая часть составляет 20 процентов, в основной – 30, а в средней – 40.

Чтобы рассчитать формируемую часть в плане внеурочной деятельности, сперва определите, сколько процентов формируемой части отвели на учебный план. Затем исходя из запланированного общего объема внеурочной деятельности и выделенного процента на внеурочные занятия рассчитывайте формируемую часть плана.

Годовой план составляйте по форме недельного плана. В годовом плане обобщите запланированные объемы недельных планов. Для этого рассчитайте годовую нагрузку.

В перспективном плане укажите период реализации внеурочной деятельности и объем нагрузки на перспективный период. Проверьте, чтобы количество часов сходилось с запланированным объемом годового плана и не превысило допустимую максимальную нагрузку. План представьте в виде таблицы.

При формировании плана внеурочной деятельности в школе в 2019 году охватывайте все заявленные ФГОС начального, общего и среднего образования направления. К ним относят спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, общекультурное.

Формы организации внеурочной деятельности определите самостоятельно (опираясь на письмо Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672). Для этого используйте формы, которые предусматривают активность и самостоятельность учащихся, сочетают индивидуальную и групповую работу, проектную и исследовательскую деятельность. Чтобы удобнее контролировать ход реализации плана, распределите формы по направлениям развития личности и длительности мероприятий.

Так, для реализации регулярных мероприятий применяйте кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческую работу, школьные научные общества, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения, классные часы.

Для организации разовых и краткосрочных мероприятий используйте по направлениям:

  • спортивно-оздоровительному: экскурсии, физкультминутки, тематические учения и тренировки, занятия в спортивном зале и на свежем воздухе, беседы, соревнования, подвижные игры;

  • социальное: беседы, предметные недели, проектная деятельность, выпуск школьной газеты, благотворительные акции, встречи с ветеранами, уроки мужества, рисование;

  • общеинтеллектуальное: интеллектуальные игры, квесты, викторины, диспуты, проектная и исследовательская деятельность, предметные недели, конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции;

  • духовно-нравственное: концерты, тематические вечера, беседы, выставки творческих работ, просмотр фильмов, рисование, проектная деятельность, экскурсии в театры и музеи, конкурсы;

  • общекультурное: беседы, экскурсии, посещение концертов, выставок, театров, творческие проекты, выставки детских рисунков и поделок учащихся.

При формировании плана учитывайте объемы недельной и годовой нагрузки, а также нагрузки на перспективный период.

Нагрузку на неделю установите с учетом требований СанПиН школы к максимальному объему недельной нагрузки для внеурочных занятий. Для каждого уровня общего образования и независимо от продолжительности учебной недели нагрузка не должна превышать 10 академических часов в неделю (п. 10.5 СанПиН школы).

Если недельная нагрузка в течение года неравномерная, то придется составить несколько недельных планов. Например, на четверть или полугодие. Это увеличит объем работы при подготовке плана внеурочной деятельности.

Годовую нагрузку определяйте в соответствии с запланированной недельной нагрузкой и количеством недель, которые отвели под внеурочную деятельность. Объем может быть неравномерным по годам обучения, но за весь период не должен превысить максимальный объем.

Нагрузку на перспективный период установите в соответствии с требованиями ФГОС начального, основного и среднего образования к максимальному объему внеурочной деятельности. Минимальную нагрузку определите самостоятельно. Для этого суммируйте запланированные объемы годовой нагрузки.

Согласуйте план внеурочной деятельности с коллегиальным органом управления школой, который обладает таким полномочием по уставу. Так как план – это часть основной образовательной программы, гриф согласования разместите на титульном листе программы.

План внеурочной деятельности утверждайте приказом или грифом утверждения в составе основной образовательной программы. Отдельный приказ не издавайте.

Вносите в план изменения, если не провели разовые мероприятия или не в полном объеме реализовали программы курсов внеурочной деятельности. Например, в связи с карантином или неблагоприятными погодными условиями.

Коррективы в план вносите приказом о внесении изменений в основную образовательную программу. При этом учитывайте локальные акты школы. Например, положение о мероприятиях по преодолению отставаний при реализации рабочих программ по дисциплинам учебного плана и курсам внеурочной деятельности.

Включите план внеурочной деятельности в организационный раздел основной образовательной программы сразу после учебного плана. Так как план – это часть образовательной программы, то его в составе программы размещайте на официальном сайте школы.

Хотите узнать больше о программах внеурочной деятельности и ее организации? Тогда смотрите более подробный материал по ссылке.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите гарантированный подарок за подписку в апреле.

Выбрать журналы >

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.