Организация внеурочной деятельности по ФГОС в 2017 году

5067

Проблема организации рационального использования свободного времени школьниками остается актуальной. Воспитание детей происходит на всех этапах их деятельности, но в свободное от учёбы время, в том числе в рамках осуществления внеурочной деятельности, можно выполнять его наиболее продуктивно. 

Введение федерального государственного образовательного стандарта основного образования (далее — ФГОС ОО, ФГОС) предусматривает реализацию основных образовательных программ не только в урочное, но и во внеурочное время. При этом под внеурочной деятельностью по ФГОС 2017 понимают образовательную работу, осуществляемую особыми методами (отличными от привычных форм ведения классно-урочной деятельности) и направленную на достижение планируемых образовательных результатов в рамках образовательной программы основного общего образования. Работа по введению ФГОС в школе актуализировала важность осуществления внеурочной деятельности и закрепило обязанность образовательных организаций по ее осуществлению. 

Организация внеурочной деятельности в школе по ФГОС

Обеспечение достаточного объема внеурочной деятельности в школе начинается с масштабной работы по планированию, ответственность за выполнение которой возлагается на школьную администрацию. Заместитель руководителя по учебно-воспитательной части составляет план ведения внеурочной деятельности с перечислением направлений, в рамках которых проводится образовательная работа, указания объёма программ и форм организации занятий. Положения этого документа должны соотноситься с требованиями основных образовательных программ, материально-техническими возможностями школы, интересами учащихся. 

При организации внеурочной деятельности по ФГОС 2017 образовательной организации следует наладить тесное сотрудничество (путем заключения договора о сотрудничестве) с учреждениями дополнительного образования детей школьного возраста: спортивными и музыкальными школами, кружками, секциями. Также следует позаботиться о приобщении педагогов к реализации внеурочной деятельности: организовать планирование дополнительных методических собраний, тематических родительских сборов, ведение тьюторской работы с одаренными школьниками. 

Приоритетные направления ведения внеурочной деятельности

В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов внеурочная деятельность по ФГОС 2017 должна вестись по основным направлениям личности (таблица 1).

Таблица 1

Направление ведения внеурочной деятельности Задачи Организационные формы
Духовно-нравственное
  • приобщение к общечеловеческим и национальным культурным ценностям;
  • выработка сознательной гражданской позиции
Конференции,
диспуты, общественно полезные практики, 
Социальное
  • формирование понимания социальных норм, правил адаптации в коллективе;
  • сформированность составляющих патриотического сознания;
  • усвоение обобщенных закономерностей исторического прогресса, развития общества, которое достигается через применение средств музейной педагогики
Общественно
полезные практики, посещение тематических лагерей, летних школ
Общеинтеллектуальное
  • усвоение навыков ведения эффективного мыслительного процесса;
  • поиск форм обучения, позволяющих получать знания самостоятельно, расширять кругозор при воздействии с окружающим миром;
  • усвоение элементов общенаучных методов познания
Ведение поисковых и научных исследований, участие в работе школьного научного общества
Общекультурное
  • знакомство с общеэстетическими и общекультурными понятиями;
  • развитие художественного образного способа мышления;
  • усвоение экологических правил, норм поведения, способствующих сохранению живой природы;
  • усвоение принципов самосовершенствования, творческого познания
Экскурсии, круглые столы, конференции, форумы
Спортивно-оздоровительное
  • обеспечение гармоничного физического развития;
  • сохранение здоровья;
  • формирование спортивных привычек, приобщение к здоровому образу жизни;
  • поощрение двигательной активности
Занятия в спортивных кружках, секциях, участие в спортивных соревнованиях

Модели организации внеурочной деятельности по ФГОС в 2017 году в школе     

Параметры ведения внеурочной деятельности в новом образовательном стандарте определены условно, что позволяет каждой образовательной организации выбрать оптимальную модель работы по данному направлению с учетом специфики условий ведения педагогической практики, образовательных потребностей школьников. Эксперты выделяют разные подходы по организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении, которые формируются в соответствии с:

1. направлениями личностного развития школьников. 

Данный подход строится на глубокой проработке структуры ведения внеурочной деятельности по ФГОС в 2017 году: по каждому из пяти направлений разрабатывается ряд мероприятий, благодаря чему удается создать оптимальные условия для воспитания физически здорового, интеллектуально развитого, культурного, духовного, социально адаптированного поколения. 

2. чертами портрета выпускника основной школы. 

В рамках данного подхода рекомендуется вести внеурочную работу по воспитанию главных восьми черт выпускника основной школы (любящего свой край и Отечество, принимающего ценности гражданского общества, активно познающего окружающий мир, умеющего учиться, проявляющего социальную активность, уважающего нормы поведения в социуме, нормы экологического поведения и здорового образа жизни, ориентирующегося в мире профессий). 

3. достижениями личностных результатов. 

Согласно данному подходу для ведения внеурочной деятельности нужно разработать 11 программ, каждая из которых должна соответствовать достижению конкретного личностного результата. 

Определение времени для занятий внеурочной деятельностью

Время, отводимое на занятия в рамках внеурочной деятельности, администрация школы имеет право определять самостоятельно. Главное — чтобы внеурочная деятельность по ФГОС в 2017 году не препятствовала освоению учащимися основной образовательной программы и не создавала риски развития патологий здоровья. Максимальные показатели образовательной нагрузки для школьников разного возраста, в соответствии с которыми можно определить длительность внеурочных занятий,  представлены в таблице 2. 

Таблица 2

Классы Предельная допустимая недельная нагрузка, акад. часы
При 6-дневной неделе, не более При 5-дневной неделе, не более
1 21
2-4 26 23
5 32 29
6 33 30
7 35 32
8-9 36 33
10-11 37 34

Организовать внеурочную деятельность по ФГОС 2017 следует таким образом, чтобы школьники затрачивали на самостоятельную образовательную работу не менее 10 часов в неделю. Время, отведенное на организацию мероприятий разной направленности, лучше распределить таким образом:

  • на воспитательные мероприятия, работу ученических коллективов — 2-3 часа в неделю;
  • на подготовку к общешкольным конкурсам, смотрам, праздникам — до 20 часов 1-2 раза в неделю;
  • на внеурочную работу по предметам — 1-2 часа в неделю. 

В случае возникновения риска чрезмерной загруженности детей дополнительными занятиями практикуется перенос части нагрузки на каникулярное время. При реализации такой практики следует помнить, что по нормам ФГОС нельзя переносить более 50% нагрузки по внеурочной деятельность на время каникул. Организовать работу по внеурочному направлению в каникулярное время можно через тематические мероприятия: образовательные поездки, походы, посещения оздоровительных лагерей и курортных центров. 

Администрация образовательной организации должна позаботиться и о наполняемости групп для занятий внеурочной деятельностью по ФГОС 2017. По нормам количество участников в группах не должно превышать 25 учащихся, но при наличии материально-технических ресурсов рекомендовано разделение классов на группы по 5-6 человек. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 15%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль