Активируйте вашу скидку
Справочник руководителя образовательного учреждения

Особенности оформления приказов школы на 2019 год

23 мая 2019
62159
Средний балл: 0 из 5
Приказы по школе относятся к главным распорядительным документам установленного образца и делятся на приказы по личному составу и основной деятельности (иногда в отдельную группу выделяют приказы по административно-хозяйственной деятельности). К последним относятся локальные нормативные акты, в которых содержатся все управленческие решения, обязательные для исполнения и касающиеся планирования, отчетности, осуществления учебно-воспитательного процесса, хозяйственной деятельности образовательного учреждения. Они имеют отношение ко всем сотрудникам школы, но не касаются кого-либо лично. Все приказы по основной деятельности делятся на две большие группы:
  • административно-хозяйственные;
  • административно-организационные. 
Последние не имеют срока давности и хранятся постоянно, тогда как административно-хозяйственные — не более 5 лет. Ответственность за корректное оформление приказов в школе несет руководитель. 

Приказы директора школы в 2019 году

Через задокументированные приказы в школе оформляются любые кадровые, хозяйственные или управленческие вопросы. Руководитель оформляет свою распорядительную деятельность посредством приказом, тогда как его заместители — через распоряжения. Для регистрации, ведения и хранения бумаг в образовательном учреждении должен быть делопроизводитель, который не только работает с локальными актами и нормативно-методическими документами, но также печатает распоряжения и приказы. К сожалению, нередко эти задачи директор школы делегирует заместителю или бухгалтеру, а те в свою очередь — секретарям или кадровикам. 

Из рекомендации экспертов справочной системы «Образование» узнайте, как вести и заполнять журнал регистрации приказов по основной деятельности и личному составу

Также администрация образовательного учреждения испытывает сложности с разделением приказов по ОД от документов по личному составу. Чтобы разобраться, нужно уточнить, что именно регулирует документ:
  • распоряжения касательно сотрудников (прием на работу, замещение должности, отпуск, увольнение или поощрение) — прерогатива приказов по личному составу;
  • регулирование учреждения в целом (даже если в документах назначаются ответственные за исполнение работ лица) — приказы по ОД. 

Приказы по школе

Все приказы по основной деятельности в ОУ можно условно разделить на восемь групп:
  1. Структурные — регулируют внутреннюю иерархию учреждения и могут затрагивать работу отдельных групп или филиалов (создание или ликвидацию). 
  2. Нормативные — курируют режим работы школы, систему оплаты труда, премирования.
  3. Организационные — во многом схожи с нормативными, однако содержат конкретные задачи, поставленные перед группами педагогов или целым штатом. 
  4. Надзорные — регулируют внеплановые или запланированные проверки, которые призваны контролировать деятельность школы или отдельных ее классов.
  5. Отчетные — в первую очередь интересуют проверяющие органы, поскольку в эту группу входят приказы по финансовой и хозяйственной деятельности, аналитические сводки, статистические отчеты. 
  6. Финансовые — приказы, которые регулируют коммерческую деятельность ОУ.
  7. Обеспечительные касаются материально-хозяйственной базы школы (например, закупки продуктов, оборудования, стройматериалов).
  8. Информационные — группа, в которую входят документы, не попавшие в предыдущие семь категорий, чаще всего к ним относят приказы о перемещении документов в архив, регистрации документооборота, оформления локальных нормативных актов и прочее. 
Разновидности приказов по школе
Тип приказа Цель составления Содержание Срок хранения
По основной деятельности Управление порядком реализации ключевых рабочих моментов.
Изменение графика работы ОУ
Утверждение обновленного штатного графика, расписания занятий.
Утверждение графика отпусков.
Порядок проведения аттестации педработников.
Внесение изменений в содержание локальных актов.
На постоянной основе.
По личному составу Регулирование работы с кадрами.
Прием в штат и увольнение сотрудников ОУ.
Пересмотр должностных обязанностей согласно ФГОС.
Повышение в связи с повышением квалификационного уровня и замещения освободившейся должности.
Награждение сотрудников.
Применение дисциплинарных наказаний.
Направление в командировку.
В зависимости от содержания (распорядительные документы по основополагающим моментам — прием на работу и увольнение — хранятся 75 лет (если созданы до 2003 г., если после 2003 г. — 50 лет), приказы по отпускам, графику командировок — 5 лет).
По административно-хозяйственной деятельности Регламентация действий, направленных на обеспечение оптимальных условий ведения учебно-воспитательного процесса.
Эксплуатация зданий, помещений, необходимых для организации обучения с соблюдением санитарно-гигиенических норм.
Транспортное обслуживание.
Обеспечение услуг связи, интернет-сообщения.
Охрана помещений. 
Не менее 5 лет.

Ввиду цикличности организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях ежегодно возникает необходимость в оформлении однотипной документации, что может спровоцировать уверенность в низкой значимости распорядительных и управленческих документов. Однако ошибки и неточности, допущенные в школьном документообороте, грозят наложением административных штрафов, во избежание которых и для оптимизации делопроизводства ежегодно оформляется перечень приказов по школе и Положение по оформлению приказов в школе на 2019 год. 
Для организации учебно-воспитательного процесса оформляется большое число распорядительных документов, которые можно условно разделить на группы приоритетных на начало каждого учебного года 
Группы распорядительных документов
Сферы деятельности Содержание распорядительных документов
Делопроизводство
  1. Зачисление и отчисление учащихся.
  2. Кадровые изменения на начало года.
Учебно-воспитательная работа
  1. Проведение административно-контрольных работ по выявлению базисного уровня достижений школьников на начало года.
  2. Проведение контрольных работ в первом полугодии.
  3. Проверка классных журналов.
  4. Организация тьюторской деятельности, оказание методической помощи молодым педагогам.
  5. Активизация деятельности по контролю соблюдения преемственности обучения.
  6. Консультирование старшеклассников по вопросам допризывной и медико-санитарной подготовки.
  7. Назначение ответственного за формирование базы данных выпускников.
  8. Работа с одаренными детьми.
  9. Установление порядка и сроков проведения предметных олимпиад на школьном уровне.
Воспитательная работа
  1. Проведение классных часов.
  2. Организация дежурств.
  3. Организация питания, назначение ответственного за организацию бесплатного питания в школе для льготников.
Соблюдение техники безопасности и охрана труда
  1. Инструктирование сотрудников ОУ по вопросам охраны труда.
  2. Выполнении санитарно-эпидемиологических требований.
  3. Подготовка школы к отопительному сезону.
  4. Назначение ответственного за соблюдение температурного режима в учебных помещениях.  
Административно-хозяйственная часть Подготовка и проведение инвентаризации.

Стандартный список распорядительных документов, необходимых для организации учебно-воспитательного процесса в школе, ежегодно дополняется специализированными приказами, внедряющими изменения государственной политики в сфере образования. Так, в 2018 году во многих российских школах был осуществлен возврат курса астрономии в старших классах, внедрение устной части в структуру экзамена по русскому языку в 9 классе, кружковой работы по робототехнике для учеников средней школы, проведение тестирование педагогов по содержанию преподаваемой дисциплины, усиление внимания к профилактике суицидов среди детей и оказании им психологической поддержки. Для реализации этих и подобных инициатив требуется составить один или ряд приказов, отражающих управленческие решения и делегирующие обязанности ответственным лицам. 

Составление и оформление приказов школы в 2019 году

С введением ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012, структурные изменения коснулись не только принципов организации учебно-воспитательной работы, но и практики делопроизводства в образовательных учреждениях. Несмотря на то, что устоявшиеся правила ведения документооборота остались прежними, порядок оформления, утверждения и хранения приказов был усовершенствован.

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать об организации документооборота в школе и составлении распорядительной документации помогут статьи электронного журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»

- Как оформить документы школы

 (управление организацией)

- Образцы приказов на полгода вперед

 (документооборот)

Примечательно, что на сегодняшний день не существует унифицированной формы составления приказов по ОД, потому образовательные учреждения могут разрабатывать текст и форму приказов в соответствии с собственными критериями, которые следует внести в инструкции по делопроизводству. В тексте документа должны быть указаны: наименование ОУ, название документа, регистрационный номер и дата оформления, тема, далее идет непосредственно текст распоряжения, указывается исполнитель и ставится подпись составителя. 
При составлении приказов по основной деятельности нужно сделать ключевым принципам:
  • Текст приказа соответствует указанию директора школы.
  • Директор своей подписью визирует приказы, а в случае ее отсутствия эту функцию выполняет заместитель директора.
  • Документы печатаются на бланках принятой формы или фирменных бланках ОУ.
  • В тексте правового акта предусмотрена констатирующая (указываются причины, цели и задачи документа) и распорядительная (непосредственное поручение, назначение сроков и ответственного исполнителя) части.
  • Работников ОУ в обязательном порядке знакомят с текстом акта управления (один экземпляр документа вывешивается для всеобщего обозрения на информационном стенде, а на втором исполнитель ставит свою подпись, подтверждая факт ознакомления с документом). 

Приказы по школе

При составлении приказов директора школы в 2019 году нередко допускают серьезные ошибки, в числе которых специалисты выделяют три наиболее грубых:
    • Если в преамбуле приказа содержится ссылка на определенный законодательный акт, его данные должны быть указаны в полном объеме: наименование документа и издавшего его органа, дата составления и номер документа.
    • В распорядительной части должно быть точно указание по выполнению задачи, которое начинается со слов «Организовать», «Провести», «Принять меры», «Утвердить» и прочих. 

Методическая помощь по организации документооборота и ведению отчетной документации в школе подготовлена специалистами системы «Завуч»

  • Следует отказаться от положений общего характера, каждый пункт приказа должен быть конкретизирован. 

Алгоритм составления приказов по школе

Этап подготовки распорядительного документа Особенности
Подготовка Штатный делопроизводитель, заместитель директора школы или секретарь занимается разработкой черновика приказа. Он прорабатывает содержательную часть распорядительного документа, продумывает последовательность изложения информации, а впоследствии руководитель вносит в него свои правки или согласовывает без корректив. 
Утверждение 
Возможные правки вносятся в документ, после чего руководитель утверждает приказ (своей подписью и печатью), предварительно тщательно проверив его. Оформление распорядительного документа согласно установленным правилам.
Визировать документ может также уполномоченный сотрудник (например, руководитель отдела кадров или главный бухгалтер) до момента передачи приказа директору школы на подпись.
Максимальный срок утверждения приказа — 5 дней, если иное не предусмотрено его составителем.
Регистрация 
Распорядительному документу присваивают регистрационный индекс, который соответствует номенклатурным обозначениям и включает порядковый номер с буквенным обозначением. 
Регистрационный номер приказа переносится в базу данных (книгу регистрации приказов, журнал, электронную базу) в соответствии с видом деятельности (по основной или административно-хозяйственной деятельности или кадровому составу).
Тиражирование Зарегистрированный вариант приказа тиражируется с целью последующей передачи (в трехдневный срок) структурным подразделениям ОУ или ответственным лицам для ознакомления и реализации управленческих решений.
Хранение Оригиналы документов поступают в архив на хранении, где их классифицируют по принципам хранения и наличию приложений (важно: документы-обоснования, которыми могут быть подкреплены распорядительные бумаги, хранятся отдельно).

После оформления приказов в школе они вступают в силу после момента его подписания составителем и исполнителем при условии правильного составления и регистрации согласно требованиям нормативно-правовых актов, использования общепринятых реквизитов. Все приказы регистрируются в специальном журнале, требования к ведению которого на законодательном уровне не закреплены. Делопроизводителям в школах не нужно создавать бланки самостоятельно, в продаже имеются типовые формы, отпечатанные в типографиях. Как правило, они представляют собой брошюры в картонной обложке размера А4 на 64 листа. Левый край в них увеличен, чтобы впоследствии в нем можно было сделать отверстия для сшивания листов для архивации. Сведения в «Журнал регистрации приказов по основной деятельности» вносятся в хронологическом порядке, ошибки в ведении журнала недопустимы. Важно подчеркнуть, что, согласно ГОСТ Р 51141-98, именно факт регистрации приказа в журнале подтверждает его официальное существование. Именно поэтому приказы регистрируют непосредственно после подписания, подтверждая тем самым его юридическую силу.  

Документы образовательной организации

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и эффективной организации документооборота в школе рекомендуем пройти обучение по программе «Документы образовательной организации».

Кабинет информатики в школе

Фиксируя документ, деловод указывает в журнале не только краткое содержание приказа, но и регистрационный номер, ответственное лицо, наименование и дату составления распоряжения. 
  • Если в журнале еще есть листы, но календарный год закончился, можно продолжать пользоваться им, однако важно уточнять год создания очередного приказа. 
  • Если журнал закончился в течение календарного года, необходимо завести еще один, указав на обложке «Журнал регистрации приказов по основной деятельности. Часть 2». 
Ввиду того, что приказы по основной деятельность наиболее востребованы в образовательных учреждениях, директора школ могут сталкиваться с необходимостью вносить изменения или отменять действие изданного распорядительного документа в контексте изменения управленческой стратегии или вектора развития системы образования. В этом случае, согласно Положению по оформлению приказов в школе, издается новый приказ, в котором уточняются пункты, требующие корректировки, или отменяется действие предыдущего документа с обязательным указанием всех реквизитов и информационных блоков:
  • регистрационный номер документа, дата и название прежнего (отменяемого/изменяемого) приказа;
  • законное основание для внесения изменений в документ или отмены распоряжения (основания лаконично излагаются в преамбуле);
  • задачи, которые требуют реализации согласно положениям нового приказа;
  • перечень должностных лиц, ответственных за исполнение распорядительного документа.
Заголовок приказа по основной деятельности, отменяющего действие ранее изданного распоряжения, может быть оформлен следующим образом: «О признании утратившим силу приказа…». С момента регистрации нового распоряжения старая директива утрачивает законность и становится недействительной для исполнения управленческих задач.
После того как приказ был издан, исполнитель ознакомился с ним и выполнил указанные действия, делопроизводитель передает документ на хранение в архив. По истечению года приказы сшиваются в специальную книгу, к которой подшивают опись документов с указанием номера и названия приказа, даты составления и числа листов в нем. Сшивая приказы вместе, учитывается хронология их создания, на обложке указываются сроки начала и окончания ведения, число листов и сроки хранения. Сверху кладется один чистый лист и затем еще один, на котором указывают дату архивации, заверяя ее подписью руководителя. 
Те приказы, которые не понадобятся в текущей деятельности ОУ, могут быть отправлены на длительное хранение. В конце календарного года уполномоченный делопроизводитель оценивает актуальность приказов, чтобы те документы, которые утратили силу, отправить в архив или специальное хранилище, составив об этом соответствующий информационный приказ. Если регламент хранения документов был нарушен, ответственные лица привлекаются к административной ответственности и наказанию в виде штрафов: для должностных лиц размер штрафа составляет от 300 до 500 рублей, для граждан — от 100 до 300 руб.

Структура приказов по школе в 2019 году 

Требования к оформлению организационно-распорядительных документов ранее регламентировал ГОСТ Р 6.30-2003, однако с 1 июля 2018 года —  ГОСТ Р 7.0.97–2016. При составлении приказов по школе согласно образцу важно использовать стандартные «госкомовские» бланки или бланки приказа, установленные учредителем со стандартным размером полей (справа — 10 мм, слева, сверху и снизу — по 20 мм). Согласно нему в обязательном порядке должны соблюдаться реквизиты приказов по основной деятельности:
  1. наименование ОУ (сокращенное и полное);
  2. тип документа (распоряжение, приказ);
  3. место (населенный пункт) и дата создания приказа;
  4. номер регистрации документа;
  5. заголовок;
  6. печать и подпись директора;
  7. ответственные за выполнение поручения работники знакомятся с текстом документа и ставят свою подпись.
Приказ должен излагаться в понятной форме, лаконично и кратко. Документ начинается с предлогов «Об» или «О», после которых следует слово «Приказываю» с последующим перечислением требований руководителя. Формируя краткий заголовок, следует помнить, что он должен отвечать на вопрос «О чем?». Например, «Об утверждении плана воспитательной работы на 2019-2020 гг.». Заголовок выносится по центру листа и пишется без кавычек. 
В содержательной части документа, включающей преамбулу и распорядительный блок, следует внимательно излагать суть распоряжения используя такие формулировки и понятия, которые не допускают двусмысленности и неправильную трактовку. Текст приказа составляется в официально-деловом стиле. 
Преамбула может отсутствовать, но в большинство распорядительных документов ее принято включать с целью обоснования распоряжения и начинать с типичных оборотов («Во исполнение…», «С целью…»).
Важно, чтобы:
  • пункты приказа начинались с новой строки;
  • содержание не противоречило уставу ОУ, правовым, этическим и моральным нормам;
  • были перечислены ранее принятые решения или приказы, которые отменяются действующим документом. 
Несмотря на существование четких стандартов, регламентирующих порядок составления распорядительных документов, и многочисленных образцов приказов по школе, которые можно скачать бесплатно на нашем портале, сохраняется высокий процент ошибок, допускаемых сотрудниками, ответственными за делопроизводство в ОУ.
Проект приказов может согласовываться с юрисконсультами, главным бухгалтером, заместителями директора и другими должностными лицами, если возникает подобная необходимость. 
Констатирующая часть (преамбула)
Краткий заголовок, который исключает двоякое трактования и отвечает на вопрос: О чем? Например, О назначении, О постановке на учет, Об организации. Важно аргументировать причину составления документа со ссылкой на действующее законодательство или нормативный акт. Также распоряжение может быть ответной реакцией на сверочные или проверочные акты, решения педсовета или собраний коллектива, производственная необходимость. Если причина составления приказа не нуждается в разъяснении, констатирующую часть можно опустить.
 При составлении приказов по школе для обеспечения реализации распоряжений вышестоящих инстанций обязательно указывать наименование этих организаций и реквизиты распорядительной документации соответствующего содержания.
Распорядительная часть
С написанного заглавными буквами слова «ПРИКАЗЫВАЮ» (оно может писаться вразрядку или заглавными буквами (п р и к а з ы в а ю или ПРИКАЗЫВАЮ) с последующей постановкой двоеточия) начинается основная часть документа (без абзаца), в которой директор перечисляет действия, ожидаемые от исполнителей. Список распоряжений нумеруется арабскими цифрами. 
Структурно это выглядит следующим образом:
  • кто (один исполнитель или группа) — количество исполнителей актуальными нормативными актами не регламентировано;
  • что должен сделать (указывается одна или несколько задач);
  • до какого числа (сроки выполнения работы). 
Если исполнителю нужно будет постоянно выполнять порученную директором задачу, срок исполнения в распоряжении не ставится. Важно соблюдать адресность поручений и точность изложения, чтобы избежать двойственности трактовки. Чем доступнее и точнее руководитель изложит суть приказа в документе, тем эффективнее будет построена работа. 
Представлять дополнительную информацию, необходимую для исполнения распоряжений, в виде приложений с оформлением на первом листе документа пометки установленного образца (приложение к приказу…). Если приложений несколько, их необходимо пронумеровать.
Важно: 
  • Обеспечивать законность распорядительного документа постановкой подписи установленного образца (наименование должностного лица, непосредственно подписи и ее расшифровки посредством указания ФИО).
  • Нумеровать страницы приказов, состоящих более чем из двух страниц (нумерация проставляется сверху и по центру, начиная со второго листа).

Для реализации требований ФГОС и внедрения принципов новой государственной политики в сфере образования в образовательных учреждениях ведется систематическое обновление распорядительных документов. Именно поэтому, учитывая особенности оформления приказов школы на 2019 год, издаются документы, вносящие правки в различные сферы основной деятельности ОУ, включая должностные инструкции, прогностическую и организационную документацию. Ввиду этого деятельность директора школы в области обновления ряда управленческих бланков и поиска новых образцов, соответствующих требованиям времени, требует пристального внимания.
Последняя редакция ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании» регламентирует нововведения, обеспечение которых требует оформления и утверждения ряда распорядительных документов касательно следующего содержания:
  • пересмотра расписания занятий и штатного расписания образовательного учреждения, ликвидации второй и третьей смены обучения;
  • организации проведения общероссийского Тотального диктанта и реализация других мер, способствующих обеспечению приоритетности изучения русского языка и литературы;
  • утверждение алгоритма разработки персональных программ и индивидуальных образовательных маршрутов для учеников, которые по причине внешкольной творческой или спортивной деятельности вынуждены систематически пропускать занятия;
  • изменения новых объемов и форм отчетной документации педагогов, призванных снизить нагрузку на работников;
  • внедрения обновленной системы оценки эффективности деятельности педработников, реализуемой в удаленном режиме;
  • разработки и утверждения инновационных механизмов самообразования педагогов ввиду создания профильного общероссийского института с целью всеобщего повышения педагогической компетентности сотрудников сферы образования.

Новый ГОСТ по делопроизводству для школ в 2019 году

 
Вступивший с 1 июля 2018 года в действие ГОСТ Р 7.0.97–2016 изменяет требования к десяти реквизитам и вводит четыре новых, что в некотором смысле меняет принципы ведения школьного документооборота, поскольку он без исключений должен использоваться в бюджетных, казенных и автономных учреждениях и государственных органах. Норматив включает 30 обязательных, наличие которых на документе служит подтверждением их юридической силы.
Нововведениями для оформления приказов в школе в 2019 году являются такие реквизиты:
  1. Наименование структурного подразделения — автора документа. Он используется в том случае, если в школе вводится новый бланк (структурного подразделения), и размещается непосредственно под наименованием учреждения, представительства или филиала организации. Рекомендовано для этого реквизита указывать данные прописными буквами, например, «Кадровая служба», «Планово-производственный отдел».
  2. Наименование должности лица — разработчика документа. Актуально при введении нового бланка для должностного лица, который должен соответствовать локальному акту. Размещается этот гриф под наименованием учреждения или филиала на бланках, которые в образовательных учреждениях используют директора и руководители структурных подразделений. Рекомендовано для этого реквизита указывать данные прописными буквами, например, «Директор».
  3. Гриф ограничения доступа к документу. Применим в документах, доступ к информации в которых запрещен или ограничен законом (используется для кадровых бумаг, содержащих персональные данные педагогов, документов, содержащих служебную или коммерческую тайну). Реквизит содержит ограничительные надписи «Персональные данные», «Конфиденциально» и располагается в правом верхнем углу бланка. Разновидности грифов, ограничивающих доступ к информации, стоит закрепить в локальных нормативных актах учреждения.
  4. Отметка об электронной подписи. С его помощью визуализируют электронную подпись на электронных документах. Эту функцию реализуют разработчики таким образом, чтобы при демонстрации документа на экране монитора или в распечатанном виде программа делала отметку о наличии электронной подписи. Допускается использование товарного знака учреждения, эмблемы. Реквизит включает надпись «Документ подписан электронной подписью», номер сертификата ключа подписи, ФИО владельца электронной подписи и период ее действия.
Новый стандарт в области делопроизводства систематизирует и регламентирует правила использования всех реквизитов, включая размеры и выбор шрифтов, величину межстрочного интервала, абзацные отступы, использование полужирного шрифта, принципы выравнивания текста и максимальную длину строки. Все изменения призваны усовершенствовать документооборот учреждения, избежать некорректной трактовки реквизитов и искажения сути документов.
Помимо прочего изменения коснулись правил оформления документов в отношении 12 реквизитов, что теперь требует от руководителей образовательных учреждений особого внимания при составлении и заверении распорядительных документов, ввиду того, что любая ошибка может привести к признанию приказа недействительным.
  1. Дата документа. Используя словесно-цифровой формат, дни месяца от 1 до 9 указываются без нуля (5 марта 2019 г.), а в цифровом формате ноль обязателен (05.03.2019).   
  2. Адресат. Согласно ранее действующему ГОСТу ГОСТ Р 6.30-2003, инициалы физического лица проставлялись перед фамилией. В новом стандарте независимо от организационно-правовой формы адресата инициалы указываются после фамилии, например, Петрову А.Н. или ИП Иванову М.Н.
  3. Гриф утверждения документа. В распорядительных бумагах, утвержденных коллегиальными органами, сначала указывается наименование органа, а затем в скобки выносятся реквизиты утвержденного им документа (наименование, дата и номер).
  4. Гриф согласования. По аналогии с предыдущим пунктом, если документ согласовывается решением коллегиального органа, в грифе сначала указывают наименование этого органа, а затем реквизиты документа, которым фиксируется факт согласования.
  5. Заголовок. В документах, оформленных представителями органов власти, заголовок выносится по центру рабочего поля. Организации и учреждения, выступающие авторами документов и не имеющие отношения к органам власти, могут использовать прежние правила оформления заголовков (от границы левого поля, над текстом).
  6. Приложения. Приложения, размещенные на электронных носителях, в тексте документа помечают следующим образом: «Приложение: CD в 1 экз.» (при первом упоминании в тексте локального акта рекомендовано использовать формулировки (приложение), (приложение 1) или (приложение № 1). При этом электронный носитель помещают во вкладыш или конверт с маркировкой имени файла и наименования документа. На первой странице в правом верхнем углу прикладываемого документа указывают Приложение 1 или Приложение № 1.
  7. Подпись. Если распорядительный документ подписывает исполняющий обязанности руководителя, в реквизите указывают замещаемую им должность согласно приказу о замещении (использование предлога «за» или косой черты перед наименованием должности руководителя недопустимо).
  8. Печать. Согласно новым стандартам, для оттиска печати в документах должно быть установлено специальное поле (его обозначают «М.п» или место печати). Если в бланке документа такое поле не предусмотрено, оттиск ставят рядом с подписью, не перекрывая ее.
  9. Отметка об исполнителе. Указывая данные об исполнителе документа, в обязательном порядке вносятся его ФИО и контактный номер телефона, факультативно может указываться адрес электронной почты, наименование структурного подразделения и должности.
  10. Отметка о заверении копии. Направляя копию документа в другую организацию, на ней следует указать местонахождения оригинала (наименование организации, индекс дела и год). Копию заверяют специальной печатью «Копия верна» или печатью организации.
  11. Отметка о направлении документа в дело. В документе проставляют реквизит «В дело», а после него указывают индекс дела в соответствии с номенклатурой дел, и год. Отметку заверяют подписью с расшифровкой и указанием даты подписания.
  12. Текст документа. Если документ не является инициативным и подготовлен на основании другого документа, в тексте указывают реквизиты документа-основания: наименование, наименование организации-разработчика, дату, регистрационный номер, название вида документа или его заголовок, наименование организации или лица, утвердившего документ, дату утверждения. При указании в тексте фамилии, инициалы пишите после нее. Указывать инициалы перед фамилией разрешается только при заполнении реквизитов «Подпись», «Гриф согласования документа» или «Гриф утверждения документа». Без расшифровки в текстовой части можно использовать только общепринятые аббревиатуры и графические сокращения.


Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.