Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации: особенности разработки и реализации

2409
Золотарева Ангелина Викторовна
Ректор ГОА ДПО Ярославской области «Институт развития образования», доктор педагогических наук, профессор

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

Повышение качества управления образовательной организацией предъявляет новые требования к профессионализму ее руководителя. Квалификационные справочники, описывающие характеристики должностей, постепенно устаревают: в них вообще нет новых профессий либо их содержание не соответствует действительности. Поэтому на смену Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) приходят профессиональные стандарты.

Что включает в себя профессиональный стандарт

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Профессиональный стандарт является одним из элементов национальной системы квалификаций, который связывает требования работодателей и профессиональное образование. Понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» определены в ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Он призван расширить границы свободы работника и в то же время повысить его ответственность за результаты труда. Стандарт описывает профессиональную деятельность, а не личность работника или его конкретную должность.

Он содержит:

  • информацию об обобщенных трудовых функциях,
  • возможные наименования должностей,
  • требования к образованию, обучению, опыту практической деятельности,
  • особые условия допуска к работе,
  • описание трудовых действий, необходимых умений и знаний.

Профессиональный стандарт становится основой для изменения системы подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации, обновления образовательного стандарта и программ профессионального образования. По-новому строятся и трудовые отношения в организации.

Как принимают профессиональный стандарт

Разработка и утверждение профессионального стандарта на государственном уровне – достаточно сложная процедура. Сначала анализируются отечественный, международный опыт введения профессиональных стандартов и нормативная база, оцениваются перспективы развития профессиональной деятельности; затем будущий профессиональный стандарт проектируется и апробируется. После этого документ представляют на утверждение в Министерство труда и социальной защиты РФ, Министерство юстиции РФ. Текст стандарта должен разрабатываться с учетом мнения профессиональных союзов Российской Федерации и широко обсуждаться.

Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации» разрабатывался группой под руководством специалистов Федерального института развития образования (ФГАУ «ФИРО»). В настоящее время он проходит процедуру согласования и утверждения в Министерстве труда и социальной защиты РФ, Министерстве юстиции РФ.

Особенности профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации»

Разработка профессионального стандарта руководителя образовательной организации связана с требованиями статьи 51 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». При этом Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливают, что работодатели обязаны применять профессиональные стандарты, если существуют законодательно установленные требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.

Руководителям рекомендуется уже сейчас учитывать перспективы изменения законодательства: анализировать новые профессиональные стандарты с точки зрения применения в организации, корректировать внутренние управленческие документы, программы обучения, процедуру аттестации, должностные инструкции, формировать кадровый резерв и др.

В основу профессионального стандарта руководителя образовательной организации заложен подход, при котором организация будет не только функционировать, но и развиваться. Руководитель должен овладеть такими знаниями и умениями, которые позволят ему прогнозировать изменения в образовательных потребностях и оперативно реагировать на них, обоснованно выбирать стратегию и тактику деятельности по целенаправленному наращиванию и эффективному использованию потенциала организации для достижения нового качества образования.

Руководитель реализует целевые функции управления. Они направлены на реализацию образовательных целей учреждения, создание необходимых условий и обеспечение социального взаимодействия субъектов образовательного процесса для достижения этих целей. Он организует внутренние и внешние взаимодействия, представляет организацию в органах власти, местного самоуправления, общественных и иных организациях.

Профессиональный стандарт предъявляет требования:

  • к образованию (высшее и дополнительное профессиональное образование),
  • опыту практической работы (в основном, не менее трех лет стажа педагогической или руководящей деятельности в образовательных организациях),
  • условиям допуска к работе (отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации);
  • содержит другие характеристики, связанные с порядком делегирования полномочий.

Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации определяет возможные должности:

  • ректор,
  • президент,
  • директор,
  • заведующий,
  • начальник.

В этом особенность его построения. Отдельные трудовые функции и трудовые действия обобщенной трудовой функции, а также их совокупность, могут выполняться заместителями руководителя, руководителями структурных подразделений (первым проректором, проректором, заместителями руководителя (директора, заведующего и начальника), руководителями (директорами, заведующими, начальниками, управляющими) структурного подразделения, заместителями руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения, руководителями (заведующими) учебной (производственной) практикой) в порядке делегирования им полномочий. При этом на них не распространяются требования к опыту руководящей деятельности руководителя.

Требование о педагогическом стаже не предъявляется к лицам, занимающим руководящие должности и отвечающим за хозяйственную деятельность.

Профессиональный стандарт определяет обобщенные трудовые функции, которые конкретизируются в трудовых функциях в соответствии с особенностями профессиональной деятельности. Выделение обобщенных и трудовых функций для руководителя образовательной организации оказалось достаточно сложным.

Функции управления современной образовательной организацией должны реализоваться с учетом:

  • особенностей деятельности разных видов образовательных организаций (дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организациий, образовательной организации высшего образования, организации дополнительного образования, организации дополнительного профессионального образования);
  • особенностей основного и дополнительных видов деятельности образовательных организаций;
  • специфики организационной правовой формы;
  • специфики делегирования полномочий;
  • других особенностей построения профессиональной деятельности в сфере управления.

Обобщенные трудовые функции руководителя образовательной организации в предлагаемом профессиональном стандарте выделены по объектам управления (руководства). К ним отнесены:

  • руководство образовательной деятельностью образовательной организации;
  • руководство развитием образовательной организации;
  • управление ресурсами образовательной организации;
  • представление образовательной организации в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями;
  • управление научно-исследовательской, экспертно-аналитической, опытно-конструкторской, инновационной и учебно-производственной деятельностью образовательной организации.

При этом обобщенная трудовая функция, выделенная в соответствии с объектом управления, который охватывает различные уровни образования, не может быть отнесена к одному уровню квалификации. Она соотносится как с седьмым, так и с восьмым уровнями квалификации. Таким образом, соответствие уровня квалификации руководителя и уровня образования, предлагаемого организацией, которой он руководит, определяется не через обобщенную трудовую функцию, а через трудовую функцию.

Трудовые функции в профессиональном стандарте руководителя определены в соответствии с особенностями деятельности разных видов образовательных организаций: дошкольной, общеобразовательной или организации дополнительного образования детей; профессиональной образовательной организации; организации высшего образования или дополнительного профессионального образования. При этом трудовые функции описывают трудовые действия, необходимые умения и знания.

Каждая трудовая функция может рассматриваться как компетенция, предъявляемая в рамках данного профессионального стандарта. Если определить компетенцию как способность и готовность специалиста выполнять профессиональную деятельность, тогда доминантой содержания обобщенных и трудовых функций становится трудовое действие, подкрепленное необходимыми умениями и знаниями.

Обобщенная трудовая функция, описывающая руководство образовательной деятельностью образовательной организации, предполагает выполнение, например, следующих трудовых действий:

  • руководство разработкой основных образовательных программ, системы локальных актов организации;
  • формирование органов управления образовательной организации;
  • организацию и управление процессом отбора средств обучения и воспитания, методов и технологий образования;
  • управление взаимодействием с субъектами внешнего окружения;
  • организацию регулярного мониторинга и оценку реализации образовательных программ, их корректировку;
  • руководство работой по совершенствованию профессионализма и лидерских качеств педагогов;
  • формирование системы мотивации и стимулирования педагогического коллектива на качественную реализацию профессиональной деятельности.

В руководстве деятельностью организаций высшего и профессионального образования необходим также мониторинг рынка труда, создание системы набора и приема обучающихся, анализ удовлетворенности потребителей и востребованности выпускников и др.

Обобщенная трудовая функция «Руководство развитием образовательной организации» предполагает (с учетом особенностей управления образовательными организациями разных видов) выполнение следующих трудовых действий:

  • руководство разработкой программы развития образовательной организации с учетом перспективных отечественных и мировых тенденций в области развития образования;
  • организацию оценки существующих ограничений и рисков реализации программы развития образовательной организации;
  • организацию деятельности по определению и согласованию с социальными партнерами, ключевых мероприятий и событий, обеспечивающих эффективную реализацию программы развития образовательной организации;
  • управление оперативной деятельностью организации по реализации программы развития;
  • организацию профессиональной и общественной оценки достижений образовательной организации; формирование системы маркетинга и мониторинга социального заказа на образование;
  • организацию проведения самообследования развития образовательной организации и др.

Обобщенная трудовая функция «Управление ресурсами образовательной организации» предполагает выполнение таких трудовых действий, как:

  • формирование политики в области ресурсного обеспечения образовательной организации в соответствии со стратегией развития;
  • определение потребности и приоритетных направлений использования финансовых средств образовательной организации,
  • обеспечение сбалансированного распределения ресурсов, привлечение и стимулирование поиска дополнительных ресурсов; разработку планов финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации;
  • формирование политики кадрового обеспечения организации;
  • формирование политики и управление внутренним информационным пространством образовательной организации;
  • обеспечение охраны труда, здоровья и экологической безопасности образовательной организации;
  • мониторинг, анализ, оценку и контроль эффективности и результативности использования ресурсов организации;
  • анализ качества принимаемых решений в области управления ресурсами и планирование корректирующих действий и улучшений и др.

Обобщенная трудовая функция «Представление образовательной организации в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями» предполагает выполнение следующих трудовых действий:

  • определение потребностей, направлений и ожидаемых результатов взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями;
  • организацию разработки механизмов, инструментов и регламентов взаимодействия с субъектами внешнего окружения, в том числе, сетевого взаимодействия;
  • представление интересов образовательной организации во взаимодействии с субъектами внешнего окружения;
  • контроль взаимодействия и оценку результатов взаимодействия с субъектами внешнего окружения и других в соответствии с особенностями деятельности организаций дошкольного, общего, дополнительного, высшего и профессионального образования.

Обобщенная трудовая функция «Управление научно-исследовательской, экспертно-аналитической, опытно-конструкторской, инновационной и производственной деятельностью образовательной организации» содержит только две трудовые функции – «Управление производственной деятельностью профессиональной образовательной организации» и «Управление научно-исследовательской, экспертно-аналитической, опытно-конструкторской, инновационной и производственной деятельностью организации высшего образования или организации дополнительного профессионального образования».

Что изменится после введения стандарта руководителя

По мнению разработчиков, реализация профессионального стандарта руководителя позволит решить комплекс задач:

  • в области управления образовательной организацией: качественное выполнение всех трудовых функций, описанных в профессиональном стандарте, и обеспечивающих в совокупности достижение цели(ей) профессиональной деятельности, за счет рационального их распределения и организации взаимодействия руководителей;
  • в области подготовки кадров: определение перечня основных и дополнительных образовательных программ, обеспечивающих подготовку в области управления образованием, разработка их содержания, организационных моделей непрерывного образования руководителей образовательных организаций.

Вопрос по срокам применения профессиональных стандартов пока не урегулирован. Сегодня можно предположить, что апробация и реализация профессионального стандарта руководителя образовательной организации может осуществляться в следующих условиях:

  • в процессе осуществления профессиональной деятельности в образовательных организациях (построения трудовых отношений, внутрифирменных форм работы с кадрами, формы контроля и др.);
  • в процессе подготовке кадров в учреждениях высшего образования ;
  • в процессе переподготовки и повышения квалификации кадров в учреждениях дополнительного профессионального образования ;
  • в процессе аттестации кадров.

Возможность применения профессионального стандарта в сфере трудовых отношений требует разработки или изменения локальных актов образовательных организаций; изменения требований к квалификации руководителя; внесения изменений в должностные инструкции руководителей; отработки механизмов делегирования полномочий; изменения требований эффективности деятельности руководителя (эффективного контракта) и аттестационных процедур .

Стандарт руководителя и высшая школа

Требования профессиональных стандартов должны отражаться в программах подготовки студентов. В современной системе высшего образования подготовка руководителя может осуществляться в рамках программ бакалавриата (направление «Менеджмент») и магистратуры (направления «Менеджмент», «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование»). В программы подготовки будущих педагогов уже сейчас вводятся такие дисциплины, как «Управление образовательным процессом», «Мониторинг в образовании», «Проектирование образовательного процесса» и др. В большей степени требованиям к уровню квалификации руководителя отвечает, конечно, магистратура. Поэтому в российских вузах должны вводиться (в некоторых вводятся уже сейчас) магистерские программы по профилям менеджмента в образовании. Но этот опыт пока слишком мал.

Для повышения качества подготовки руководителей образовательных организаций потребуется разработать кластер специальных компетенций руководителя в соответствии с трудовыми функциями стандарта. Должны также появиться основные образовательные программы, пакет технологий формирования и оценивания этих компетенций и другие меры, которые обеспечат преемственность подготовки и развития управленческих кадров.

Переподготовка и повышение квалификации руководителей

Чтобы применять профессиональный стандарт в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, нужно исследовать и сформировать заказ на профессиональное развитие руководителей образовательных организаций. Предстоит разработать и апробировать образовательные программы (в том числе для административных команд и начинающих руководителей); программы внутрифирменного обучения административных команд. Должны появиться инструменты, которые позволят формировать и оценивать компетенции руководителя, педагогов в процессе непрерывного профессионального развития и др.

Изменится процедура аттестации руководителя образовательной организации, появится мониторинг результатов сформированности компетенций руководителя в соответствии с профстандартом, будут разрабатываться программы профессионального развития руководителей по результатам их аттестации и др.

Риски внедрения профессионального стандарта

Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации» в процессе разработки обсуждался в различных регионах Российской Федерации. В результате профессиональной дискуссии эксперты сформулировали некоторые риски его реализации:

  • в требованиях профстандарта отсутствует система подготовки руководителя; коллеги считают, что если нет квалификации, повышать нечего; система дополнительного профессионального образования, даже переподготовка не решит всех проблем реализации профессионального стандарта руководителя;
  • непонятен механизм формирования должностных обязанностей руководителя из набора трудовых функций;
  • современный руководитель недостаточно готов к специальной деятельности по командообразованию и распределению функций и ролей в ней;
  • не предложен механизм делегирования полномочий в рамках распределения трудовых функций между руководителем, заместителем руководителя, руководителем структурного подразделения; возможны конфликты, которые возникнут в связи с дублированием функций;
  • нет механизма определения критериев и показателей эффективности деятельности руководителя в системе образования (слишком много установок «сверху»);
  • не понятны необходимые изменения подходов к аттестации, оценке эффективности деятельности руководителя в требованиях профессионального стандарта;
  • не определены подходы к развитию и саморазвитию руководителя, разработке программ сопровождения молодых руководителей в соответствии с профессиональным стандартом;
  • переход на новые профессиональные стандарты требует специальной работы руководителя, административной команды, всего педагогического коллектива (времени, сил, денег и др.);
  • реализация профессионального стандарта связана с эффективным контрактом, но механизм этой связи пока не понятен;
  • к трудовым действиям руководителя отнесены функции, к которым он пока не готов, например разработки регламентов и механизмов, инструментов взаимодействия с субъектами внешнего окружения, включая органы государственной власти и местного самоуправления и др.;
  • предлагаемый профессиональный стандарт не учитывает отдельные актуальные направления развития образования, которыми надо особо управлять, например, введение инклюзивного образования, развитие неформального и формального образования и др.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль