Анализ посещенного урока: образец

5097

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

В ходе внутришкольного контроля очень важную роль играет посещение уроков ответственными лицами школы – завучами и руководителями. Посещение уроков планируется на неделю, исходя из задач, включенных в годовой план работы образовательного учреждения. В этом плане посещения указываются классы, предметы, цель и содержание посещения. Цель может быть общей, направленной на улучшение эффективности процесса обучения во всей школе, а может быть частного типа – например, направленной на изучение принципов работы конкретного учителя и того, как он решает на уроке те или иные задачи (например, закрепляет с учениками изученный материал). В результате посещения выполняется анализ посещенного урока, образец заполненного документа вы найдете в этой статье.

Уроки молодых педагогов завучи и директора школ посещают, чтобы познакомиться со стилем преподавания педагога, помочь ему в методическом плане. Уроки же опытных преподавателей управленцы посещают, чтобы обобщить наработанный опыт.

Школьные руководители должны подготовиться к посещению уроков и выполнению анализа посещенного урока (образец заполненного анализа находится ниже). Для этого сначала нужно изучить классный журнал, чтобы понять, на каком уровне находятся знания учеников в течение конкретного периода, какая тема изучалась на прошлом уроке. Также нужно обратить внимание на регулярность и принципы оценки знаний.

Анализ посещенного урока выполняется индивидуально, с каждым педагогом, заполняется образец документа. Обсуждение должно быть довольно требовательным и строгим, но доброжелательным. Если будут неприятные замечания, которые учитель может воспринять в штыки, их нужно аргументировать, указать источники в литературе по педагогике или психологии. В школе могут быть следующие типы посещений уроков начальством:

  • Выборочное
  • Тематическое
  • Комплексное
  • Целевое
  • Параллельное.

Анализ посещенных уроков завучем в начальной школе

Есть несколько видов посещения уроков завучем или директором школы. В зависимости от типа зависит и анализ посещенных уроков завучем в начальной или средней школе.

  1. Выборочное посещение

Директор или завуч по учебно-воспитательной работе посещает урок по личному плану, не предупреждая учителя. Эта проверка позволяет проверить, как педагог ведет урок, насколько активен класс. То есть, появляется возможность пронаблюдать за работой педагога без подготовки.

  1. Тематическое посещение

Посещение тематического набора уроков по одной и той же теме у учителя. Это позволяет оценить недостатки и достоинства построенной системы педагога, посоветовать ему, как можно совершенствовать педагогическое мастерство. Особенно тематическая проверка актуальна при приеме на работу новых педагогов.

  1. Параллельное посещение

Замдиректора приходит на уроки двух педагогов в параллельных классах по одинаковой тематике .Это позволяет изучить и дать характеристику индивидуальному стилю каждого учителя и определить эффективность каких-то отдельных приемов.

  1. Комплексное посещение в отдельных классах

Весь учебный день управленец присутствует в выбранном классе. Так он изучает работу одних и тех же детей на разных уроках и у разных преподавателей. Так можно выяснить, почему по разным предметам у одних и тех же детей разные результаты, как они выдерживают дисциплину, и какие требования являются едиными к детям у разных учителей.

  1. Целевое посещение специалистом

Директор и завучи не могут быть настоящими экспертами сразу по всем преподаваемым в школе предметам. Поэтому если требуется изучить работу учителя максимально полно, необходимо пригласить специалиста – руководителя методобъединения или методиста.

Образец посещенного урока в начальной школе

Ниже вы найдете образец анализа посещенного урока в начальной школе. Но прежде ознакомьтесь с базовыми рекомендациями для проведения анализа:

  • Не стоит давать каждому учителю одинаковые рекомендации. Помните, что ситуация и подход каждого учителя – уникальны, а это значит, что можно посоветовать одному – не подойдет другому.
  • Любые советы по повышению эффективности работы педагога должны основываться на его плюсах, сильных сторонах.
  • Поощряйте нестандартное, креативное ведение урока, призывайте самолично разрабатывать методику проведения урока и его структуру
  • Оцените, насколько справедливо учитель выбрал те или иные методики для обучения – например, целесообразна ли в конкретном случае самостоятельная работа.
  • Все рекомендации, замечания и похвалы учителю нужно четко сформулировать и записать в справку.

1.Оценка, как учитель сам проанализировал прошедший урок.

2. Общая оценка, была ли достигнута цель урока.

3. Характеристика положительных сторон урока с аргументацией:

элементы творчества, находки, результативность.

4. Недостатки, минусы урока, их диагностика и предложения по исправлению.

5. Советы к самообразованию, определение дат повторного анализа

Все итоги наблюдений необходимо заносить в «Журнал посещений», такой заводится на каждого учителя отдельно.

Ниже пример одной из форм заполнения такого журнала:

Ход урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вопросы, логическая связка этапов урока

1.      Организационный момент

2.      0прос

8.00

8.10

Говорит (Г)

Дает задание (ДЗ)

Слушают (Сл)

Слушают (Сл)

В конце журнала три листа отдаются под обобщение анализа:

1 -й лист — «Плюсы в работе»;

2-й лист — «Над чем надо работать». На этом листе все записи разносятся по следующей таблице: 

Затруднения учителя

Дата посещения

1. Многословие

2. Нелогичность

7.09 16.09 — — —

7.09 — 23.09—16.10

3-й лист - «Что рекомендовано»

Больше материалов по анализу работы преподавателя:

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль