2 651 руб . за комплект журналов в месяц. Подробнее >>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Анализ посещенного урока: образец

  • 6 февраля 2019
  • 40797
Анализ посещенного урока по ФГОС — важный этап внутришкольного контроля, цель которого:
  • выявление наиболее эффективных приемов и методов работы;
  • изучение специфики педагогической деятельности учителя;
  • оказание своевременной методической помощи педагогу;
  • стимулирование роста педагогического мастерства;
  • построение доверительных партнерских отношений между школьной администрацией и представителями педколлектива, что выражается в готовности учителей принимать критику и последующую помощь, развиваться и расширять потенциальные возможности.
Различают несколько типов анализа: полный, краткий и аспектный. Последний в свою очередь делится на: психологический, дидактический, методический и воспитательный. 

Анализ посещенного урока завучем по ФГОС

Руководитель образовательного учреждения или его заместители в рамках внутришкольного контроля должны регулярно посещать уроки педагогов для повышения эффективности образовательного процесса в школе, контроля над педагогической тактикой конкретного сотрудника, решения педагогических задач. К молодым учителям старшие педагоги приходят, чтобы оценить стиль преподавания, учебно-воспитательную систему и дать ценные методические рекомендации, а к опытным педагогам — чтобы обобщить педагогическое мастерство. В результате выполняется анализ посещенного урока по образцу

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать о внутришкольном контроле помогут статьи электронного журнала "Справочник заместителя руководителя образовательного учреждения"

- Присутствие на уроках должностного лица контролирующего органа

 (организационные решения)

- Шаблон, по которому учителя подготовят для вашего контроля самоанализ уроков

 (профессиональные компетенции)

Важно подчеркнуть, что посещение уроков не всегда может быть спонтанным, оно вносится в план на неделю, где отмечают не только класс, но и цель, и содержание посещения. Уроки в индивидуальном порядке анализируются представителем администрации с каждым учителем, что обеспечивает корректность аналитической работы. Обсуждение и анализ урока по ФГОС (скачать пример документа можно в этой статье) должны проходить в толерантном ключе в условиях доброжелательной требовательности, когда замечания и похвала тщательно аргументируются, ссылаясь на детскую психологию и методику преподавания. 
В практике внутришкольного контроля используется пять способов посещения уроков для последующего анализа:
  1. Выборочное — представитель школьной администрации посещает отдельные уроки педагога в соответствии со своим личным планом, чтобы оценить активность класса и уровень подготовки учителя, наблюдая за ходом занятия. 
  2. Тематическое — проверка затрагивает несколько уроков в рамках изучения одной темы, что позволяет оценить положительные и отрицательные стороны педагогической тактики учителя, выполнить анализ уроков в начальных, средних и старших классах, составить квалифицированные рекомендации. Такая проверка обязательно проводится для молодых специалистов и новых учителей. 
  3. Параллельное — завуч посещает уроки двух педагогов, работающих в одной параллели, чтобы оценить педагогическое мастерство, сравнив методику преподавания и общения с классом. 
  4. Комплексное — завуч или директор находятся в классе в течение всего учебного дня, проверяя работу разных учителей и эффективность усвоения знаний учениками, позволяя оценивать дисциплину в классе, степень достижения учебных результатов, особенности взаимоотношений между детьми и педагогами. 
  5. Целевое — предусматривает приглашение специалиста по конкретному предмету, благодаря чему проводится углубленный анализ работы педагога. 
Значение анализа посещенного урока
Для образовательного учреждения Для педагога
  • инструмент административного управления образовательно-воспитательным процессом;
  • способ изучения и заимствования передового педагогического опыта;
  • средство совершенствования педагогического мастерства;
  • инструмент синтеза теории методики преподавания с практикой;
  • метод методической работы с учителем;
  • источник информации об уровне подготовки учеников и их воспитанности;
  • инструмент педагогико-методической критики. 
  • средство развития творческого подхода к организации образовательно-воспитательного процесса, раскрытия личностных и профессиональных возможностей учителя;
  • способ установки взаимосвязей между постановкой и достижением педагогических целей;
  • инструмент совершенствования педагогического мастерства, навыков организации, контроля и планирования педагогической деятельности;
  • метод стимулирования самообразования через формирование осознанного отношения к педагогической деятельности (самокритики);
  • средство формирования партнерских взаимоотношений с руководством и делегирования управленческих функций.

Этапы посещения уроков завучем для последующего анализа урока по ФГОС

Процесс посещения и последующего анализа современного урока по ФГОС, согласно образцу, включает четыре этапа работ. 
Подготовка к посещению:
  1. Завуч или директор основательно готовится к посещению урока: изучает успеваемость учеников по журналу, проверяет частоту оценки знаний детей, тему последнего урока.
  2. Проверяющий определяет объект изучения и цель посещения класса, обращается к требованиям учебных программ и ФГОС, оценивает концепцию учебной дисциплины, методические рекомендации, материалы учебника и учебно-методических пособий.
  3. Составляет программу наблюдений, согласно предыдущим записям посещений. 
Важно помнить о единстве методический требований к урокам, внимательно следить за уровнем подготовки школьников, а при необходимости — обратиться за помощью к специалисту в данной области. 
Посещение и фиксация хода занятия. Проверяющий может кратко, выборочно или полно вести запись всего происходящего на уроке, поскольку от последовательности и четкости его действий зависит эффективность аналитической работы в дальнейшем. 
  • кратко ход урока записывают в случае реализации проверки внедрения рекомендаций, которые были даны учителю в процессе продолжительного изучения его системы работы;
  • выборочно — в случае анализа конкретного аспекта урока;
  • полная запись необходима при анализа урока в начальной, средней или старшей школе у нового учителя, при обобщении педагогического опыта или подготовки методических рекомендаций. 
Каждый проверяющий самостоятельно определяет форму записи занятия, включая схемы, таблицы или графики, необходимую для проведения последующей оценки. 


Беседа с педагогом
. Общие выводы после посещения урока делает не только проверяющий, но и педагог, чей урок он посетил. Отсюда вытекает важность наличия практики анализа и самоанализа занятий, которая должна быть в педагогической копилке каждого специалиста. При проведении самоанализа учитель успешно учитывает:
  • специфику темы и ее взаимосвязь с выбранными формами работы;
  • место занятия в канве изучаемой темы и дисциплины в целом;
  • материально-техническую и учебно-методическую базу образовательного учреждения и степень ее использования в классе;
  • уровень развития, состав и образовательные способности учащихся;
  • педагогическую и психологическую оценку системы упражнений и заданий;
  • личные особенности характера, состояния здоровья и эмоционального фона, удовлетворенность или неудовлетворенность результатами занятия;
  • перечень допущенных ошибок и способы их устранения. 
Схема самоанализа урока 
Рекомендации. Проверяющему следует тонко подвести педагога к вариантам решения проблем и устранению недостатков (возможно через систему наводящих вопросов или примеров), а не давать ему готовые алгоритмы решения. Поскольку администратор по результатам проверки составляет аналитическую справку, общие выводы должны следовать негласным нормам. 
Справка по анализу посещенного урока должна включать рекомендации педагогу, составляя которые, следует помнить, что:
  • запрещено навязывать свое мнение и использовать типовые рекомендации, поскольку суть анализа в индивидуальной методической помощи педагогам;
  • важно оценивать работу учителя безэмоционально, акцентируя внимание на профессиональных, а не личных качествах;
  • следует воздерживаться от нигилистического отношения к традиционным учебно-воспитательным методам в работе специалистов и излишне либеральному отношению к новым педагогическим технологиям;
  • методические рекомендации должны опираться на сильные стороны, опыт и достижения педработника;
  • нежелательно действовать чрезмерно придирчиво, гипертрофируя ошибки педагога и не замечая положительных сторон его деятельности в классе;
  • важно стимулировать творческую активность педагога, стремление к самообразованию, самостоятельному методическому поиску;
  • четко и в доступной форме формулировать замечания и рекомендации, используя конкретные примеры из посещенного занятия, а не абстрактные категории, вносить их в справку по анализу урока. 

Требования к современному уроку по ФГОС

Структура требований, которая подлежит анализу посещенного урока завучем, объединяет дидактические, психологические, образовательные, воспитательные и прочие параметры. 
Дидактические требования. Общие задачи урока четко формулируются, поясняется воспитательные и развивающие взаимосвязи, а его содержание соотносится с требованиями образовательной программы и уровнем подготовки детей. Учитель поясняет место конкретного урока в общей системе изучения предмета, стимулирует познавательную активность, контролирует ее, выбирая оптимальные для каждого этапа занятия средства и приемы обучения, методы индивидуальной и коллективной работы, способствующие повышению самостоятельности детей, реализации дидактических принципов обучения. 

Практические советы по аналитике и процессу внутришкольного контроля в школе от Андрея Йоффе, профессора кафедры педагогических технологий непрерывного образования Института непрерывного образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», доцента, доктора педагогических наук, представлены в статье Системы "Образование"

Психологические требования. Педагог учитывает психологическую задачу освоения материала, проектирует развитие учеников в рамках конкретного предмета и курса, использует эффективные средства психолого-педагогического воздействия, проблемно-эвристического обучения. Учитель следует принципам развивающего обучения, на уроках корректно соотносит нагрузку на мышление и память детей, использует побуждение к учебной деятельности, а не принуждение. В ходе анализа посещенных уроков завучем школы отмечается уровень подготовленности педагога к уроку: внутренняя готовность к осуществлению цели, психологическое осознание, положительный эмоциональный настрой на работу, способность создавать оптимальный психологический климат в коллективе детей, использование педагогического такта. 
Не менее важна для оценки психологических условий организация деятельности детей:
  1. Насколько созданные условия влияют на продуктивность мыслительного процесса — какие установки и формы внушения использовались, как планировалось восприятие учащимися нового материала, за счет чего проводилась актуализация памяти, ранее полученных умений и знаний.
  2. Организация мыслительного процесса и развития воображения детей в ходе получения новых знаний — был ли установлен уровень сформированности знаний и умений, насколько было использованы психологические закономерности поведения школьников (воображения, понимания, формирования представлений, воображения), какие формы и методы работы были использованы для повышения самостоятельности мышления детей, как педагог курировал уровень понимания, способность к совершению умозаключений, какие творческие виды работ использовались на уроке. 
  3. Закрепление полученного результата — какие упражнения использовались для формирования навыков, как был осуществлен процесс переноса теоретических знаний на практике. 
Анализ посещения урока в начальной, средней и старшей школе учитывает также уровень организованности детей: их отношение к процессу обучения, возрастные особенности, уровень обучаемости. 
Гигиенические требования. В помещении класса должен соблюдаться заданный температурный режим, включая регулярное проветривание, правильное освещение. Важно регулярно и качественно проводить физкультминутки, чередовать пассивные и активные виды работа, следить за тем, чтобы мебель соответствовала росту детей, а их поза за партой была правильной. 
Требования к технике проведения занятия. Завуч оценивает:
  • то, насколько тема и характер проведения урока вызывают отклик у учащихся;
  • какой темп деятельности был выбран учителем и насколько он соответствует возможностям детей;
  • уровень контакта между учащимися и педагогом, а также использование последним педагогического оптимизма и такта;
  • какой была атмосфера в классе (в идеале — активного творчества и доброжелательности);
  • насколько учителю удалось добиться активного вовлечения в процесс познания каждого ученика. 
Требования, предъявляемые к различным типам уроков

Типовая карта анализа посещенного урока

Анализ посещенного урока по ФГОС выполняется согласно образцу для установки межпредметных связей, оценки научной содержательности занятия, соответствия выбранных методов изучаемому материалу, определения органичности сочетания на уроке воспитательных и образовательных методик, реализации дидактических принципов, дифференциации образовательного процесса. 
Проверяющему следует изучить учебную программу, методику проведения урока, предлагаемым ученикам материалом, средствами наглядности. По классному журналу он оценивает успеваемость детей, сроки проведения контрольных и самостоятельных работ, объема домашних заданий. Дополнительно, следуя схеме анализа урока по ФГОС, можно ознакомиться с контрольными работами учеников, записями предыдущих посещений уроков у этого педагога, включая рекомендации и замечания к ним. Он самостоятельно выбирает форму анализа занятия и этапы оценки, но каждое посещение урока вносит в соответствующую карту, которую он заполняет в ходе наблюдения и после в процессе анализа. В дальнейшем именно типовая карта станет ключевым инструментом обсуждения урока с педагогом. 
Предлагаем скачать бланк экспертной карты, актуализированной специалистами системы "Завуч"
Образцы карт анализа урока по ФГОС в начальной, средней и старшей школе хранятся у замдиректора или старшего методиста, чтобы впоследствии их могли использовать при аттестации педагогов или принятии важных кадровых решений. Сведения, внесенные в типовую карту, конфиденциальны и могут разглашаться только с согласия педагога, чей урок в ней проанализирован. 
Чтобы произвести учет специфики преподавания той или иной дисциплины, проанализировать проведение лабораторных и практических работ по предметам естественнонаучного спектра, руководитель методобъединения может составить предметное приложение к карте. При этом и карта, и приложение должны заполняться в полном объеме. Специалисты разных областей могут давать рекомендации по структуре и содержанию карты. 

Типовая карта анализа урока по ФГОС в ООО: образец заполнения

Структурно образец анализа посещенного урока, который оформляется в виде карты, состоит из четырех аналитических блоков. 
  1. В первом указывается общая информация о посещенном уроке — класс, ФИО проверяющего, причины и цели посещения занятия. В свободной форме отмечается тема, цель, тип, задачи урока, формы контроля и оценивания, средства наглядности.
  2. Второй блок — конспект занятия, в котором отражают основные этапы урока, деятельность педагога и учащихся, в процессе заполнения карты или уже после окончания урока даются комментарии, рекомендации и замечания.
  3. Третья часть — результат аналитической работы, реализуемой с учетом методики преподавания и общепедагогических категорий. В этом блоке плана анализа урока по ФГОС директор или завуч оценивает степень исчерпанности темы, реализации задач занятия, даются характеристики выбранным формам работы, материалу и способу его изложения, психологической и развивающей роли занятия, анализируется домашнее задание. Этот блок преимущественно составляется в форме анкеты с возможностью внесения комментариев и замечаний на усмотрение проверяющего или таблицы с пометками «+», «+/», «-» и «?».
  4. В четвертом блоке типовой карты составляется развернутая характеристика урока проверяющим и учителем, проводившим его (самоанализ). Рационально сперва позволить педагогу высказать свое мнение относительно результатов проведения урока, что позволит выявить пробелы в методических знаниях педагога и определить профессиональное «поле проблем», чтобы в дальнейшем представитель администрации или школьный методист мог в индивидуальном порядке подобрать полезные рекомендации и советы. Так, он может порекомендовать учителю пересмотреть принципы подачи материала, распределения времени на уроке, систему контроля знаний и прочее.

Анализ посещения урока завучем: образцы схем по ФГОС

Администратор беспристрастно оценивает технику проведения урока, деятельность учеников и учителя, выполняя один из разновидностей анализа посещенного урока по ФГОС (образец оценки представлен ниже). 
Краткий анализ не является окончательным, поскольку осуществляется непосредственно после завершения занятия и служит базой для других видов аналитической работы. Проверяющий соотносит поставленные цели с полученным результатом, методы работы, наличие преемственности педтехнологий, анализирует работу школьников с учебниками и другими пособиями, использованные формы и методы учебно-воспитательного воздействия, особенности самостоятельной работы учеников, рациональность оценки умений и знаний, воспитательное значение оценивания.  
Структурный анализ уроков завучем в начальной школе, среднем или старшем звене следует за кратким, позволяя установить взаимосвязь структурных элементов занятия и последовательность его этапов. Задачи этой разновидности анализа:
  • определить целесообразность и последовательность ключевых элементов работы на уроке;
  • оценить рациональность распределения времени на занятии между элементами урока и внутри отдельных элементов урока;
  • проанализировать взаимосвязь структурных элементов и развития учебной деятельность на каждом этапе;
  • определить эффективность каждого этапа занятия для усвоения учебного материала.
Аспектный анализ выполняется на базе структурного и акцентируется на одном из аспектов занятия, а потому фокусируется на решение задач урока, обеспечении преемственности решения задач, выборе рациональной структуры урока, методов и форм обучения, организации самостоятельной деятельности детей, системе оценивания умений и знаний детей. 
Дидактический анализ — оценка дидактических категорий, использованных на занятии. Администратор акцентирует внимание на выборе методов, средств и образовательных приемов, реализации дидактических принципов, дидактическом анализе учебных материалов. Оценивается:
  • триединая задача урока, выбор цели, содержания, средств и методов ее реализации;
  • соответствие структуры занятия выбранным методам, сути и целям;
  • дидактическое взаимодействие учеников и педагога на занятии;
  • инструктаж по домашнему занятию, его сложность;
  • уровень реализации триединой задачи. 
Психологический анализ концентрируется на оценке реализации психологических требований к занятию, проектировании развития школьников, учете целевой установки на достижение поставленных образовательных целей, использования средств психолого-педагогического воздействия. Администратор анализирует психологическое состояние учеников перед началом занятия и в процессе его, развитие памяти и мышления, внимания и устойчивости на разных этапах урока, а также методы и средства, использованные педагогом для достижения необходимого результата. 
Полный анализ посещенных уроков завучем вносится в справку, которая служит обобщением аналитической работы администратора. В ней он оценивает:
  • целевую направленность занятия, наличие метапредметных связей;
  • использованные приемы, методы и педтехнологии;
  • уровень обратной связи учителя со школьниками;
  • взаимосвязь между работой с учебником и закреплением знаний;
  • рациональность выбора определенного объема учебного материала и уровень его освоения учениками в течение занятия;
  • временной менеджмент урока, распределение времени на разбор нового материала и закрепление полученных знаний;
  • самостоятельная работа детей на уроке, практику самооценивания; 
  • результативность занятия. 

Схема анализа урока по ФГОС

Предмет анализа Вопросы для анализа посещенного урока
Анализ цели урока
  • Обоснованность цели занятия на основании требований программы к уровню умений и знаний учеников, содержания предметного материала, места урока в системе знаний по дисциплине, способностей учащихся и педагога, прогноза конечного результата. 
  • Формы и методы обоснования цели, корректность выбора методов и форм работы с учениками.
  • Принципы и реальность достижения целей, отсутствие диссонанса между целью и результатом.  
Анализ структуры и организации
  • Насколько содержание урока соответствует поставленной цели, типу и плану занятия.
  • Взаимосвязь этапов занятия и их логическая последовательность.
  • Рациональность тайминга урока, использования средств наглядности и оборудования.
  • Организация деятельности детей и педагога, выбор темпа работы.
Анализ содержания
  • Соответствие сути занятия требованиям ФГОС, взаимосвязь с практической направленностью, профориентацией, интересами и потребностями школьников.
  • Доступность, научность и логичность подачи материала (соответствие способностям учеников и сложности изложения в учебнике). 
  • Генерализация ключевой идеи занятия (дисциплины).
  • Интеграция и дифференциация, использования различных источников знаний.
  • Влияние методов и материала урока на формирование познавательной активности, самостоятельности мышления и творчества детей. 
  • Актуализация опорных и формирование новых навыков и знаний.
Анализ методики проведения
(деятельность учителя)
  • Корректность выбора педтехнологий, разнообразие средств и методов обучения в контексте выбранной темы и задач урока, возможностей детей и педагога, учебно-материальной базы образовательного учреждения. 
  • Актуализация опорных, формирование новых понятий, навыков и знаний.
  • Степень освоения нового материала учениками.
  • Использование интерактивных и наглядных пособий, иных средств обучения. 
  • Организация самостоятельной деятельности детей (практические упражнения, индивидуализация подхода, точность инструктажа, вариативность видов самостоятельных работ). 
  • Педагогическое мастерство учителя (дикция, темп и логичность изложения, эмоциональный фон, приемы межличностного общения). 
Анализ работы учащихся
  • Инициативность и активность детей на всех этапах занятия. 
  • Культура работы, следование единым требованиям и интерес к теме занятия.
  • Навыки самоконтроля и самостоятельного получения знаний.
  • Глубина и качество знаний, наличие умений и навыков по предмету. 
  • Культура межличностных отношений в коллективе, рефлексивные действия.
Анализ домашнего задания
  • Методика проверки и оценивания домашнего задания. 
  • Объем и соответствие домашнего задания теме урока и степени освоения материала учащимися. 
  • Характер и тип домашнего задания (дифференцированный, индивидуализированный, творческий, тренировочный и прочие).
  • Инструктаж по домашнему заданию, мотивирование учащихся на его выполнение. 
Анализ санитарно-гигиенических условий
  • Состояние классной доски.
  • Достаточный/недостаточный уровень освещенности класса, чистота кабинета.
  • Соблюдение режима проветривания, минут релаксации и физкультуры.
  • Контроль сохранения правильности осанки учащихся во время работы на занятии.
  • Соблюдение техники безопасности и правил охраны труда. 

Выводы по анализу посещенного урока по ФГОС (образец)

Общие выводы по итогам аналитической работы администратора вносятся в типовую карту и справку. В документах отражают то:
  • насколько урок соответствовал плану, была достигнута цель занятия;
  • как педагог способствует формированию у детей фундаментальных знаний и практических навыков;
  • какую образовательную и воспитательную ценность имеет занятие;
  • в какой мере учитель владеет методами стимулирования творческой и познавательной активности детей, вовлечения их в самостоятельную работу;
  • какие недостатки и достоинства педагогической техники специалиста были отмечены;
  • какие рекомендации по самообразованию можно предложить педагогу.
Важно сделать методическое обобщение закономерностей педагогического процесса, деликатно выделить проблемы учебно-воспитательной работы специалиста, системно и научно обосновать положительные и отрицательные аспекты урока. Беседа с учителем должна проходить без спешки в доверительной атмосфере в день посещения урока. Только в этом случае эта форма внутришкольного контроля окажется наиболее эффективной для достижения поставленных целей. 

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите гарантированный подарок за подписку в мае.

Выбрать журналы >

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.