Организация школьного питания

376

Скачать книгу «Питание в школе» в формате pdf >>>

Повсеместная организация школьного питания предусматривает:

  • обеспечение школьников пищей, состав которой соответствует физиологическим возрастным потребностям;
  • осуществление строгого контроля безопасности продуктов и блюд, подаваемых к детскому столу;
  • приобщение учащихся к принципам здорового питания.

Школьный возраст неразрывно связан с повышенными нагрузками на организм. Большую часть дня дети проводят в образовательной организации, потому остро нуждаются в систематическом потреблении качественных продуктов, способствующих сохранению здоровья и хорошего самочувствия. 

Положение об организации школьного питания

Практика кормления школьников в период пребывания в ОУ является неотъемлемой составляющей государственной политики, направленной на обеспечение благополучия населения. Положение об организации обязательного школьного питания (далее — Положение), утверждаемое администрацией школы, должно соответствовать требованиям законодательных актов, регламентирующих общий порядок снабжения образовательных учреждений.

Руководитель ОУ и сотрудники, ответственные за работу школьной столовой, в своей деятельности обязаны руководствоваться нормативными документами федерального значения, к числу которых относят:

  1. ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», закрепляющий обязанности граждан по заботе о состоянии здоровья детей.
  2. ФЗ от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», регулирующий порядок контроля качества продуктов питания, в том числе предназначенных для потребления детским контингентом в ОУ.
  3. СанПиН 2.1.4.1074-01, регламентирующие нормы качественных показателей питьевой воды.
  4. СанПиН 2.4.5.2409-08, определяющие порядок организации кормления детей дошкольного и школьного возраста в образовательных организациях.

При составлении Положения также важно учитывать нормы, закрепленные в нормативных правовых базах на уровне региона и муниципалитета. Документ является типовым, требования к его структуре представлены ниже.

Таблица
Скачать в .docx

Подпункты Положения Содержание
Общие положения Перечень документов, на базе которых разработан локальный акт.
Цели и задачи Обеспечение горячими завтраками и обедами школьников организуется с целью повышения доступности питания, увеличения охвата детей, у которых есть доступ к свежим блюдам с повышенной пищевой ценностью.  
Организационные моменты Указать, где проводится готовка и выдача горячих обедов, перечислить основные характеристики школьной столовой.
Раскрыть особенности утвержденного режима кормления.
Привести механизм выбора поставщиков пищевого сырья.
Указать состав и полномочия комиссий, контролирующих работу и состояние оборудования пищеблока.
Обеспечение горячими обедами на платной и бесплатной основе Перечислить категории учащихся, имеющих право на получение бесплатных горячих обедов.
Меры по улучшению качества питания Применение современных методов обработки пищевого сырья, стремление сохранить энергетическую ценность продуктов, пропаганда полноценного потребления здоровой пищи среди учащихся, проведение поэтапного обновления оборудования пищеблока.
Контроль График работы бракеражной комиссии.

Программа организации школьного питания

Обеспечение школьников качественным и сбалансированным питанием остается одним из наиболее проблемных моментов, с которыми сталкиваются руководители ОУ. Здоровье нации, и в первую очередь подрастающего поколения, не может быть достигнуто без реорганизации действующих систем снабжения, не отвечающих требованиям времени. Большое значение также имеет и факт непонимания школьниками важности правильного питания, безразличное отношение к пищевому поведению детей некоторых категорий родителей.

Поэтому успешная реализация программы организации школьного горячего питания может быть достигнута только после решения следующих задач:

  1. Последовательное обновление мощностей пищеблока, позволяющих ускорить процесс обработки пищевого сырья и улучшить вкусовые показатели готовых блюд.
  2. Частичное или полное внедрение системы подготовки горячих завтраков обедов по принципам индустриализации.
  3. Популяризация принципов здорового питания среди учащихся, их родителей.

Организация школьного питания

Наиболее востребованной моделью снабжения школьных пищеблоков, на базе которой создаются «жизнеспособные» программы организации питания учащихся в ОУ, является индустриальная. В основе данной модели лежит идея массовой заготовки качественных пищевых полуфабрикатов, термическая обработка которых требует минимальных технических мощностей.

При реализации данного способа снабжения работа пищеблока должна быть полностью реорганизована. Ответственность за производство и поставки в ОУ полуфабрикатов высокой степени готовности несет подрядчик — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, с которым руководитель школы заключает трудовой договор, отвечающий принципам аутсорсинга.

Преимущества реализации данной модели сотрудничества очевидны:

  1. Гарантированное получение высокого качества пищевой продукции.
  2. Соответствие состава готовых блюд пищевым нормам, определяемым в соответствии с физиологическими потребностями детей разного возраста.
  3. Снижение нагрузки на пищеблок, возможность перераспределения труда сотрудников кухни.
  4. Организация централизованной проверки поставляемого пищевого сырья.
  5. Гарантия каждодневных поставок продуктов в соответствии с заказом.
  6. Обеспечение экономии средств за счет снижения количества пищевых отходов.

Немаловажно, что индустриальный подход в вопросах снабжения пищеблока ОУ позволяет реализовать организационно-управленческие решения, соответствующие требованиям времени, а именно снизить трудозатраты на обеспечение школьников горячими обедами, акцентировав внимание администрации и педагогического состава на повышении качества образовательного процесса.

Сложность реализации индустриальной программы организации питания детей заключается в несоответствии мощностей комбинатов по производству полуфабрикатов количеству учащихся, желающих получать обеды и завтраки на переменах. Особо актуальна эта проблема для городов с населением менее 100 тыс. человек.

Эксперты сферы образования видят решение в переводе на данную модель снабжения школ, детских садов, медицинских учреждений с палатами стационара, но пока проект находится в разработке.

Организация питания в школьных столовых

В соответствии с нормами СанПиН для школ кормление школьников должно проводиться в специально отведенных и оборудованных помещениях — столовых, которые могут быть совмещены с пищеблоком или располагаться отдельно при условии возможности быстрой подачи горячих блюд. Организация питания учащихся в школьных столовых осуществляется в соответствии с графиком, утвержденным на общешкольном уровне.

Особенности работы столовой в школе

Таблица
Скачать в .docx

График работы школьной столовой Односменный, пять дней в неделю. При условии переноса праздничных дней — шесть дней в неделю.
Контроль посещения столовой, заполнение расчетных листов Возлагается на классных руководителей.
Сопровождение учащихся до обеденной зоны Возлагается на классных руководителей.
Обслуживание (сервировка столов) Выполняется работниками столовой или дежурными, выбранными из числа старшеклассников.
Реализация готовой продукции Осуществляется работниками столовой.

С целью обеспечения безопасности питания школьников должны быть реализованы следующие мероприятия:

  1. Оборудование зоны для мытья рук (с умывальными и сушилками) в непосредственной близости от столовой (буфета).
  2. Приобщение детей к выполнению правил личной гигиены перед принятием пищи.
  3. Комплектация столовой двумя наборами посуды, что позволяет увеличить время дезинфекции приборов и свести вероятность распространения инфекционных заболеваний к минимуму.

Принципы работы столовой  

С целью рационализации работы пищеблока ежедневно ответственные работники столовой или дежурной собирают информацию по классам о количестве детей, желающих получить горячие обеды. В конце дня информация проводится соотнесение этих данных с количеством выданных порций. В случае выявления несоответствия выясняются причины и принимаются меры для недопущения подобных ситуаций в будущем.

Учет порций, предоставленных на бесплатной основе, ведется отдельно. Право на получение бесплатных горячих обедов имеют учащиеся 1-11 классов:

  • из малообеспеченных семей (совокупный доход с расчетом на каждого члена семьи меньше показателей прожиточного минимума);
  • из многодетных малообеспеченных семей;
  • из семей, находящихся в трудной или критической ситуации.

Удобство организации питания, качества и вкусовых показателей готовых блюд классные руководители могут мониторить в ходе проведения бесед с учениками, анкетирования родителей во время собраний. Полученные данные должны систематически передаваться школьной администрации для анализа и, при выявлении необходимости, разработки плана реорганизации работы пищеблока. 

Читать еще по теме:



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль