Маркетинговая деятельность образовательной организации: стратегии

499

Маркетинговая деятельность образовательной организации - это система отношений производителей и потребителей обучающих услуг. Чем лучше функционирует эта система, тем эффективнее маркетинг. Результат маркетинговой деятельности для образовательной организации измеряется рентабельностью, прибыльностью, способностью организации быть финансово устойчивой за счёт расширения спектра обучающих услуг. Для развития личности, результат выражается в удовлетворении образовательных потребностей человека за счёт расширения спектра услуг того учебного заведения, в котором человек на данный момент обучается.

Эффективность маркетинговой деятельности образовательной организации поддается измерению. К примеру, один из показателей комплексного анализа эффективности деятельности общеобразовательных учреждений города Москвы - это не менее 10% привлечённых в организацию внебюджетных средств от годового бюджета образовательного учреждения. Достижение этой цифры позволяет измерить эффективность маркетинговой деятельности образовательной организации.

Маркетинговые стратегии образовательной организации

Существует пять видов маркетинговых стратегий образовательной организации.

1. Стратегия завоевания части рынка

Стратегия завоевания части рынка. Реализуется в том случае, когда известен запрос той или иной части рынка, сегмента или определённой категории потребителя услуг образования. Задача этой маркетинговой стратегии образовательной организации - вывести новый продукт на рынок услуг образования. Например, на данный момент, школы уступают по части предложения программ, направленных на инженерно-техническое, информационное творчество учащихся. Поэтому, на рынке образовательных услуг, связанных с обучением детей информационным технологиям, робототехнике, лидируют такие компании, как «Информатикум», «Роботрек», «Крашпро школы». Школам необходимо задуматься над вопросом расширения линейки своих образовательных услуг за счет изменения новых технологий, создания новых программ образования.

2. Инновации

Следующая маркетинговая стратегия образовательной организации связана с инновациями. Это выпуск нового обучающего продукта, не имеющего аналогов. Например, на конкурсе инноваций в образовании “КИВО-2016” победила не государственная, а частная компания с проектом «Билим», это методика обучения русскому языку как иностранному.

3. Стратегия инновационной имитации

Третий вид маркетинговой стратегии образовательной организации - стратегия инновационной имитации. Исходя из данных статистики, государственные организации используют эту стратегию чаще всего в реализации своего маркетингового плана. Она основана на совмещении всех новинок обучающих услуг конкурентов. Создается некая “миксовая” программа образования.

4. Индивидуализация потребителя

Четвертая маркетинговая стратегия образовательной организации связана с индивидуализацией потребителя. На сегодняшний день это самая распространенная стратегия, она имеет свое производственное назначение в различных формах персонификации образования, конструирования обучающих услуг и продуктов под задачи индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Определенный успех имеют те учебные заведения, которые используют маркетинговую стратегию образовательной организации по индивидуализации потребителя, предлагая ее либо в цифровом формате, либо в формате некой навигации по образовательным услугам, которые реализует учебное учреждение для своих учащихся и их родителей. Как показывает статистика, рост внебюджетных доходов таких организаций образования достаточно стабилен и находится в позитивной динамике.

5. Стратегия кооперации

Пятая маркетинговая стратегия образовательной организации - стратегия кооперации. Основывается на выгодном сотрудничестве определённого количества организаций через сетевые формы реализации учебных программ или иные договорные практики. Государственные образовательные учреждения чаще всего используют эту маркетинговую стратегию образовательной организации для того, чтобы достичь компенсаторного эффекта. Например, для реализации профильных программ обучения организациям зачастую не хватает кадрового потенциала, креативности. Они вступают в различные формы партнерства с университетами: на основе договора простого партнерства или на основе договора о сетевых формах образовательных программ. Это дает им возможность представить программу профильного обучения на более качественном уровне, что, в свою очередь, позволяет привлечь новых потребителей услуг образования в предпрофильные и профильные классы, либо заинтересовать программой учеников 8, 9, 10 классов с тем, чтобы они не ушли в другие учебные заведения. В условиях подушевого финансирования данная маркетинговая стратегия образовательной организации также позволяет сохранить финансовую стабильность и определенный бюджет.

Возможности реализации маркетинговых стратегий в образовании

Выбор маркетинговой стратегии в образовании определяется факторами:

  • положением учебной организации
  • кадровым потенциалом.

Трудно, используя стратегию инновации, вывести на рынок новый образовательный продукт, если кадровый потенциал организации не предполагает нахождения в ней креативных сотрудников, которые способны не только воспроизвести то, что сделано до них, но и создать обучающий продукт нового качества.

Третий фактор выбора маркетинговой стратегии в образовании - традиции деятельности учреждения. Это определенная корпоративная культура, которую нельзя сразу изменить, сломать, поэтому традиции, также как инновации, являются решающими факторами при выборе маркетинговой стратегии в образовании.

Четвертый фактор выбора маркетинговой стратегии в образовании - специфика реализуемых образовательных продуктов. Некоторые учебные заведения имеют уже достаточно широкий спектр обучающих продуктов, дальше на рынке услуг они развиваются за счет кооперации, либо за счет инноваций. Другие учебные организации нацелены, например, в условиях наименьшего спектра услуг образования и интересных программ на создание новых.

Пятый фактор выбора маркетинговой стратегии в образовании - конъюнктура рынка. Проблематично вывести на рынок новый обучающий продукт, если на этом рынке уже есть сильные игроки. Учитывая конъюктуру рынка, выбор делается в пользу той или иной маркетинговой стратегии в образовании, которая позволяет учебному заведению успешно продвигать свой продукт, и сохранять при этом финансовую стабильность.

Выбор маркетинговой стратегии в образовании также зависит от субъективных факторов, таких как организационная структура, методы управления организацией, личность руководителя и других людей, причастных к управлению и находящихся в управленческой команде.

Следующая тема "Формирование спроса на рынке образовательных услуг, ценности продукта"

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 15%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль