Формирование спроса на рынке образовательных услуг, ценности продукта

82

Спрос на рынке образовательных услуг и предложение связаны между собой. Образовательными продуктами являются учебные программы, электронные образовательные ресурсы, учебно-методические комплекты, организационная модель образовательного процесса , которая продвигает не только отдельную программу УМК или ЭОР, но и организацию в целом.

Цитата: “На самом деле, нет никакой конкуренции товаров, продуктов или услуг. Есть конкуренция моделей управления. И это главный вывод.” Герман Греф, российский государственный деятель.

В ключе формирования спроса на рынке образовательных услуг и предложения необходимо понимать, что учебная организация может выступать в качестве инициатора нового продукта образовательной деятельности, и предлагать потребителям тот продукт, спрос на который пока отсутствует. В результате, если обучающий продукт будет актуальным для потребителя, спрос на рынке образовательных услуг на данный продукт появится. Можно поступить другим образом: вначале исследовать спрос, который существует у потребителя, и только потом разработать тот самый образовательный продукт уже под нужды потребителя.

Яркий пример - создание различных программ профильного обучения, в том числе программ дополнительного образования учащихся, которые дополняют треки или обучающие маршруты, направленные на профильное обучение ребёнка, в соответствии с спросом на рынке образовательных услуг. Учащимся старших классов (восьмиклассникам, девятиклассникам), которые находятся на предпрофильном обучении, можно предложить освоить новые программы дополнительного образования («Алхимики», «Креативная микробиология» для биолого-химического профиля, «Робототехника», «Мастерские технологического творчества» для инженерно-технологического профиля). Такие программы взаимодополняют профильные программы основного общего и среднего общего образования, реализуемые для 8, 9, 10, 11 классов.

Формирование ценности продукта образовательной деятельности

Каким образом можно повысить ценность продукта образовательной деятельности, услуги? Как вариант, можно подписать соглашение с восемью топовыми ВУЗами и в соглашениях прописать пункт, что ученики посещают программы дополнительного образования детей. Для педагогов дополнительного образования ставится чёткий показатель эффективности - это участие детей в профильных вузовских олимпиадах и конкурсах. Для самих детей - это возможность конвертировать достигнутые ими образовательные результаты при поступлении в дополнительные баллы. Таким образом, трёхстороннее сотрудничество образовательной организации, университета и ребёнка вместе с родителем позволит создать новую ценность продукта образовательной деятельности - обычной программы профильного обучения. За счет того, что эти программы профильного обучения дополняют программы дополнительного образования детей, а также за счёт расширения форматов ответственности школы, которая не ограничивается только стенами образовательной организации, а позволяет ребёнку расширить траекторию его дальнейшего образовательного движения вплоть до успешного поступления в вуз. Таким образом, коридор возможностей можно расширить за счёт создания новой ценности продукта образовательной деятельности.

Все шесть стратегий маркетинговой деятельности в образовании: стратегия завоевания части рынка, стратегия инноваций, стратегия инновационной имитации, индивидуализации потребителя и стратегия кооперации укладываются в два основных подхода. Их выбирают организации в качестве организационно-управленческих инструментов увеличения доходов от платных образовательных услуг. Первый подход называется продуктовый маркетинговый план, это создание новых программ, новых продуктов образовательной деятельности и их реализация. Второй подход имеет название территориальный маркетинговый план, это привлечение новых потребителей услуг за счёт расширения географии реализации программ и продуктов образовательной деятельности. Таким образом, создается новый продукт, либо выводится старый продукт, проводится экспансия на рынок образовательных услуг.

Исходя из анализа публичных докладов руководителей учебных учреждений, в части организации финансово-хозяйственной деятельности и анализа динамики показателей, приносящей доход деятельности, 55% организуют новые программы, услуги, продукты образовательной деятельности, 20% используют территориальную экспансию, расширение круга потребителей образовательных услуг, а 25% реализуют оба организационных подхода. Все зависит от внутренних и внешних факторов маркетинговой стратегии образовательной организации.

Предыдущая тема "Маркетинговая деятельность образовательной организации: стратегии"



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль