Формирование спроса на рынке образовательных услуг, ценности продукта

105

Спрос на рынке образовательных услуг и предложение связаны между собой. Образовательными продуктами являются учебные программы, электронные образовательные ресурсы, учебно-методические комплекты, организационная модель образовательного процесса , которая продвигает не только отдельную программу УМК или ЭОР, но и организацию в целом.

Цитата: “На самом деле, нет никакой конкуренции товаров, продуктов или услуг. Есть конкуренция моделей управления. И это главный вывод.” Герман Греф, российский государственный деятель.

В ключе формирования спроса на рынке образовательных услуг и предложения необходимо понимать, что учебная организация может выступать в качестве инициатора нового продукта образовательной деятельности, и предлагать потребителям тот продукт, спрос на который пока отсутствует. В результате, если обучающий продукт будет актуальным для потребителя, спрос на рынке образовательных услуг на данный продукт появится. Можно поступить другим образом: вначале исследовать спрос, который существует у потребителя, и только потом разработать тот самый образовательный продукт уже под нужды потребителя.

Яркий пример - создание различных программ профильного обучения, в том числе программ дополнительного образования учащихся, которые дополняют треки или обучающие маршруты, направленные на профильное обучение ребёнка, в соответствии с спросом на рынке образовательных услуг. Учащимся старших классов (восьмиклассникам, девятиклассникам), которые находятся на предпрофильном обучении, можно предложить освоить новые программы дополнительного образования («Алхимики», «Креативная микробиология» для биолого-химического профиля, «Робототехника», «Мастерские технологического творчества» для инженерно-технологического профиля). Такие программы взаимодополняют профильные программы основного общего и среднего общего образования, реализуемые для 8, 9, 10, 11 классов.

Формирование ценности продукта образовательной деятельности

Каким образом можно повысить ценность продукта образовательной деятельности, услуги? Как вариант, можно подписать соглашение с восемью топовыми ВУЗами и в соглашениях прописать пункт, что ученики посещают программы дополнительного образования детей. Для педагогов дополнительного образования ставится чёткий показатель эффективности - это участие детей в профильных вузовских олимпиадах и конкурсах. Для самих детей - это возможность конвертировать достигнутые ими образовательные результаты при поступлении в дополнительные баллы. Таким образом, трёхстороннее сотрудничество образовательной организации, университета и ребёнка вместе с родителем позволит создать новую ценность продукта образовательной деятельности - обычной программы профильного обучения. За счет того, что эти программы профильного обучения дополняют программы дополнительного образования детей, а также за счёт расширения форматов ответственности школы, которая не ограничивается только стенами образовательной организации, а позволяет ребёнку расширить траекторию его дальнейшего образовательного движения вплоть до успешного поступления в вуз. Таким образом, коридор возможностей можно расширить за счёт создания новой ценности продукта образовательной деятельности.

Все шесть стратегий маркетинговой деятельности в образовании: стратегия завоевания части рынка, стратегия инноваций, стратегия инновационной имитации, индивидуализации потребителя и стратегия кооперации укладываются в два основных подхода. Их выбирают организации в качестве организационно-управленческих инструментов увеличения доходов от платных образовательных услуг. Первый подход называется продуктовый маркетинговый план, это создание новых программ, новых продуктов образовательной деятельности и их реализация. Второй подход имеет название территориальный маркетинговый план, это привлечение новых потребителей услуг за счёт расширения географии реализации программ и продуктов образовательной деятельности. Таким образом, создается новый продукт, либо выводится старый продукт, проводится экспансия на рынок образовательных услуг.

Исходя из анализа публичных докладов руководителей учебных учреждений, в части организации финансово-хозяйственной деятельности и анализа динамики показателей, приносящей доход деятельности, 55% организуют новые программы, услуги, продукты образовательной деятельности, 20% используют территориальную экспансию, расширение круга потребителей образовательных услуг, а 25% реализуют оба организационных подхода. Все зависит от внутренних и внешних факторов маркетинговой стратегии образовательной организации.

Предыдущая тема "Маркетинговая деятельность образовательной организации: стратегии"

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 15%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль