Внеурочная деятельность

3023

Одной из главных новаций введения ФГОС стала необходимость пересмотра процесса организации внеучебной работы школьников. Внеурочная деятельность — комплекс видов активности (кроме обучения), реализация которых способствует успешному освоению детьми основной образовательной программы — позволяет гарантировать достижение ряда задач, к числу которых относятся следующие:

  • оптимизация учебной нагрузки;
  • улучшение условий в ОУ для всестороннего, комплексного развития детей;
  • обеспечение подготовки подрастающего поколения к решению повседневных жизненных задач;
  • создание дополнительной базы знаний, необходимой для профессиональной и творческой самореализации.

Внеурочная деятельность в школе: актуальность реализации

Система российского образования чутко реагирует на изменения, происходящие в общественной жизни нашего государства. Переосмысление социально-экономических ориентиров, смещение границ нравственности, утверждение новых ценностей в первую очередь отражается на детях, которые на интуитивном уровне копируют модель поведения взрослых и стремятся к ее воспроизведению.

Внеурочная деятельность

Статистические данные, отражающие тенденции в сфере воспитания подрастающего поколения за последние несколько лет, неутешительны: большинство выпускников школы испытывают трудности с социальной адаптацией, демонстрируют низкий уровень воспитанности, затрудняются сделать профессиональный выбор. В связи с этим в рамках разработки образовательных стандартов второго поколения была пересмотрена система организации внеурочной деятельности школьников.

Реализация комплекса внеурочной деятельности в современной школе позволяет переломить негативные тенденции путем организации содержательного досуга учащихся во второй половине дня. При этом очень важно, чтобы комплекс внеурочного досуга в полной мере отражал принципы образовательных стандартов:

  1. Главные показатели деятельности — доступность, наглядность, связь с реальностью, учет возрастных особенностей.
  2. Вовлечение школьников в активный познавательный досуг.
  3. Обеспечение связующих компонентов между теоретической и практической частью.
  4. Сочетание групповых и индивидуальных форм просветительской работы.
  5. Последовательность и систематичность обучения (переход от простого к сложному, позволяющий фиксировать стадии прогресса, повышать мотивацию к освоению новых знаний, умений).

Внеурочная деятельность по ФГОС

Документация, разъясняющая требования образовательных стандартов второго поколения, строго регламентирует порядок организации внеурочной образовательной работы.

Максимально допустимое количество часов, отводимых под внеучебную деятельность согласно ФГОС

Скачать таблицу максимально допустимого количества часов, отводимых под внеучебную деятельность согласно ФГОС
Скачать в .docx

Уровень образования Общее количество часов
Начальное общее образование До 1350
Основное общее образование До 1750
Среднее общее образование  До 700

Подробные рекомендации и разъяснения по организации внеурочной работы в образовательных организациях представлены в таких нормативно-правовых актах:

  1. СанПиН 2.4.2 2821-10, регламентирующие условия обучения в школах.
  2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.10 №1897 об утверждении ФГОС ООО.
  3. Письмо Минобрнауки РФ, устанавливающее порядок реализации внеурочной деятельности при внедрении образовательных стандартов второго поколения.

Согласно актуальной нормативно-правовой базе, право на распределение часов внеурочной деятельности согласно нормам ФГОС по направлениям остается прерогативой школьной администрации, которая при разработке перспективного плана должна учитывать кадровые и материально-технические возможности учреждения, пожелания учащихся, мнение родительской общественности и педагогов. Все реализуемые виды внеучебной активности должны способствовать достижению целей и задач воспитательно-образовательного комплекса.

Направления внеурочной деятельности

Внеурочная работа в школе в соответствии с требованиями Стандарта должна реализоваться по основным направлениям развития личности. Такая модель работы позволяет органично вписать содержательную досуговую активность школьников в общевоспитательный процесс, обеспечивать построение межпредметных связей, развивать надпредметные умения и навыки детей, а также гарантирует возможность педагогического состава трудиться слаженно, двигаясь к общей цели.

Скачать таблицу направлений внеурочной деятельности, их целей и методов реализации
Скачать в .docx

Направления осуществления внеурочной активности Цель работы по направлению Методы реализации
Общеинтеллектуальное Развитие критического мышления, способностей к анализу информационного потока.
Расширение кругозора, освоение новых методов получения информации.
Демонстрация ценности знаний на примере анализа различных сфер жизнеобеспечения (например, изучение правил дорожного движения).
Формирование первичной профессиональной ориентации.
Спортивно-оздоровительное Гармоничное психофизическое развитие детей.
Привитие школьникам здоровых привычек. 
Ведение просветительской работы, направленной на воспитание у учащихся умений, навыков следования поведенческой модели, способствующей сохранению и укреплению психофизического здоровья.
Информирование о вредных и полезных привычках.
Формирование культуры здоровья.
Приобщение школьников к различным видам физической активности, рефлексии, способствующей стабилизации эмоциональной сферы.
Социальное Осознание важности социальных норм и установок.
Формирование социальных навыков.
Знакомство с законами развития общества.
Организация личного опыта школьников в осуществлении социально значимой деятельности.
Приобщение к практикам самопознания, самоуправления, самоконтроля.
Данное направление организации внеурочной деятельности также предусматривает оказание психолого-педагогической поддержки в случаях выявления проблем адаптационного характера.
Общекультурное Привитие эстетических ценностей.
Экологическое воспитание.
Расширение знаний учащихся о культурологических, общеэстетических понятиях.
Стимулирование художественно-образного способа познания мира.
Организация творческого самосовершенствования учащихся.
Реализация различных форм взаимодействия с природой.
Духовно-нравственное Приобщение к национальным и общечеловеческим гуманистическим ценностям.
Патриотическое воспитание.
Изучение национальной истории, культуры, природы и особенностей родного края.
Организация работы по туристско-исследовательскому направлению.
Оказание консультативной помощи по нравственному самосовершенствованию.

Виды внеурочной деятельности

Реализация различных направлений внеучебной деятельности, направленной на удовлетворение подрастающего поколения граждан в содержательном досуге, осуществляется через различные виды деятельности.

Скачать таблицу видов внеурочной деятельности и особенностей реализации
Скачать в .docx

Виды деятельности Особенности реализации
Игровая Ввиду перенасыщения воспитательно-образовательного комплекса информацией интеллектуальные и дидактические игры являются оптимальной формой обучающей деятельности, позволяющей в досуговой, интересной форме создавать ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков.
Познавательная Стимулирование любознательности, исследовательского интереса обучающихся к конкретным ситуациям, явлениям. Следствием этого становиться повышение общего уровня мотивации к обучению, саморазвитию.
Проблемно-ценностное общение Организуется для коррекции отношения школьников к жизненным проблемам, понимания смысла и ценности жизни. Результаты образовательной деятельности можно разделить по уровням:
  • первый уровень предусматривает приобретение учащимися социальных навыков, осознаний социальных реалий;
  • второй — формирование позитивного отношения к общественным ценностям, выработка стимула улучшать существующие реалии, служить своему народу и государству;
  • к результатам проблемно-ценностного общения третьего уровня относят самостоятельное выполнение ребенком значимого социального действия (участие в социальной жизни, проявление активной гражданской и нравственной позиции).
Досугово-развлекательная Данный вид реализации внеурочной деятельности предусматривает обеспечение содержательного, полезного отдыха детей. При реализации данного направления важно учитывать:
  • свободу выбора (принудительные мероприятия нельзя считать досугом);
  • досуговые интересы учащихся;
  • активный характер участия, который может выражаться в активизации психофизической или эмоциональной сферы.  
Художественное творчество Организация комплекса кружковой деятельности, позволяющей создать оптимальные условия для гармоничного развития обучающихся.
Социальное творчество Подготовка к участию в жизни социума, которая может осуществляться параллельно по двум направлениям:
  • способность быстрой адаптации будущих выпускников к существующим реалиям;
  • готовность вести преобразующую деятельность, ориентируясь на активно меняющиеся общественные тенденции.
Трудовая Деятельность, направленная на овладение теоретической и практической базой производственных действий, организуется в рамках кружковой работы с целью развития талантов учащихся, воспитания трудолюбия, уважительного отношения к результатам чужого труда, утверждения принципов взаимопомощи и взаимоподдержки.
В процессе работы очень важно привить детям навыки организации трудовой деятельности с систематическими перерывами на отдых, навыки организации самостоятельного и коллективного труда.
Спортивно-оздоровительная Выполняется путем привлечения школьников к участию в спортивно-массовых мероприятиях, активизации интереса детей к различным видам спорта, поощрения ориентации на здоровый образ жизни.
Туристско-краеведческая  Туристическая и краеведческая деятельность реализуется как цельный образовательный комплекс, способствующий психофизическому, интеллектуальному, культурному, экологическому воспитанию. Это один из наиболее результативных видов внеурочной активности, который неизменно вызывает повышенный интерес со стороны школьников, педагогов и родительской общественности.

Ввиду частичного совпадения направления и видов внеурочной работы широкое распространение приобрела практика отождествления содержательных ориентиров и направлений внеучебной работы, в то время как классификация на виды лишь помогает определить приоритетные формы педагогической деятельности для комплексной реализации учебно-воспитательного процесса в стенах школы.

Формы внеурочной деятельности

Успешность реализации внеучебной работы со школьниками определяется уровнем мотивации последних, которая, к сожалению, редко отвечает ожиданиям педагогического коллектива. Повысить интерес учащихся к конкретным направлениям внеурочной работы помогает выбор нестандартных форм активности, отличающихся от традиционных уроков не только по форме и содержанию, но и по стилю общения ответственного педагога с детьми.

Универсальных методических рекомендаций по выбору форм реализуемой внеурочной деятельности не разработано. Школа в лице администрации, методистов, учительского состава имеет право самостоятельно определять приоритетные формы взаимодействия с учащимися в соответствии с региональными особенностями, материальными и техническими ресурсами, кадровой укомплектованностью, пожеланиями детей и их родителей.

Приоритетные формы проведения внеучебной воспитательно-образовательной работы:

Скачать таблицу приоритетных форм проведения внеучебной воспитательно-образовательной работы
Скачать в .docx

Групповая Общешкольная
Кружковая работа, секции, студии
Клубы по интересам
Поисковые операции
Олимпиады, соревнования
Интеллектуальные игры, дискуссии, круглые столы, конференции
Трудовой десант, производственные бригады
Социальные пробы
Исследовательские проекты
Групповые консультации
Кружки художественного творчества
Экскурсии
Походы, военно-спортивные игры, экспедиции
Социальные и гражданские акции
Социально значимые проекты
Шефское движение
Детские общественные организации
Подготовка и проведение научных ярмарок, выставок
Школьные научные общества
Концерты, спектакли

Приоритетными формами внеучебной работы могут стать традиционные внеурочные занятия, посвященные новаторским направлениям обучения: информационным технологиям, азам программирования, робототехнике, а также журналистике, психологии, социологии. Практика многих школ показывает, что учащиеся активно интересуются актуальными темами, упрощающими процесс профориентации, что снимает вопрос о необходимости дополнительной мотивации и упрощает процесс организации содержательного досуга.

Организация внеурочной деятельности

Обеспечение комплексной образовательной и воспитательной работы во внеурочное время может быть организовано в соответствии с разными моделями, описание которых представлено в нормативной базе по теме и адаптировано в соответствии с условиями функционирования образовательных организаций нашей страны с разными показателями кадровой укомплектованности, финансирования, численности учащихся. Независимо от реализуемой модели внеучебной деятельности все школы обязаны придерживаться ряда унитарных требований:

  1. Разработка перспективного плана просветительской работы, которая должна осуществляться в рамках пяти базовых направлений.
  2. Закрепление за классными руководителями функций основных координаторов внеурочной активности.
  3. Организация регулярных и нерегулярных форм активности.

Адаптированные модели организации и реализации внеурочной деятельности представлены в таблице.

Скачать таблицу адаптированных моделей организации и реализации внеурочной деятельности
Скачать в .docx

Модель внеурочной деятельности Краткая характеристика Особенности
Базовая Случайный набор кружков и секций, организованных исходя из кадровых и технических ресурсов ОУ.

Является наиболее распространенной формой реализации внеурочного образования. Способствует обеспечению содержательного досуга школьников.

Данная модель является несовершенной, требует налаживания межпредмедметных связей и интеграции в учебно-воспитательный комплекс.

Оптимизационная Объединение кружков и секций, аналогичных по профилю, в единые организационные центры. Деятельность кружков реализуется в соответствии с унитарными требованиями, но может незначительно отличаться.

Такая система работы выгодно отличается внутренней организованностью, хотя ее нельзя назвать цельным комплексом. Нередко разработка данной модели приводит к использованию интересных форм обучения — в рамках хобби-центров, экспериментальных или поисковых лабораторий.

Отдельные направления образовательной работы, развиваемые силами педагогического состава в рамках внеучебной активности, позже могут определять векторы перспективного развития школы и учитываться при базисном планировании.

Модель дополнительного образования Работа всех клубных объединений подчинена единой рабочей программе. Данная модель базируется на тесной интеграции школы с организациями дополнительного образования. В качестве связующих факторов внеурочной и дополнительной образовательной деятельности выступают школьные научные общества, учебные курсы, факультативы, проводимые на базе ОУ педагогами дополнительного образования, тренерами и инструкторами спортивных школ.
Инновационно-образовательная  Глубокая интеграция основного и внеурочного образовательного комплексов.

Основой для разработки программ внеучебной активности является инновационная деятельность школы, реализуемая на базе экспериментальных площадок, на примере внедрения новаторских технологий.

Последовательная адаптация новых образовательных методик, технологий с целью организации содержательного досуга школьников позволяет обеспечить функционирование учебно-воспитательных комплексов, что в свою очередь гарантирует возможность создания оптимальных условий для всестороннего развития подрастающего поколения, активного сотрудничества педагогов с научными организациями, учреждениями профобразования, муниципальными методическими представительствами.

«Школа полного дня» Единство учебного и воспитательного процессов, функционирование в режиме полного дня.

Это не просто модель работы, а новый организационно-управленческий тип ОУ, позволяющий обеспечить максимальную реализацию талантов учеников.

Отличительные особенности «школы полного дня»:

  • максимальная интеграция базисного программного материала с содержанием программ дополнительного образования;
  • возможность построения индивидуального графика развития для каждого ребенка с учетом его способностей и интересов;
  • организация комплексного обеспечения непрерывного образовательного процесса в урочное и послеурочное время.

План внеурочной деятельности

Перспективное планирование является основным организационным методом реализации комплекса внеучебной активности школьников. Документ составляется на учебный год, исходя из мониторинга познавательных потребностей школьников, социального заказа родительской общественности, возможностей кадрового состава ОУ, материально-технических возможностей поэтапного введения инноваций в процесс воспитания, в соответствии с принципами соблюдения преемственности обучения.

Внеурочная деятельность

Рекомендуемая форма данного локального акта — табличная, позволяющая проиллюстрировать количество часов, отводимых на организацию полезного досуга по классам, указать перечень программ дополнительного образования для каждого уровня образования по пяти направлениям.

К плану организации внеурочной деятельности прилагается пояснительная записка, в которой рекомендуется представить используемую нормативно-правовую базу, обоснование целевой направленности, выбранных форм просветительской работы, основные принципы плана, ожидаемые результаты по каждому направлению развития.

Основной документ планирования используется в качестве опорного акта при анализе внеучебной активности за прошедший год, поэтому от качества его составления зависит не только результативность работы педагогического состава, но и эффективность итогового мониторинга.

При планировании активности учащихся во внеурочное время следует учитывать следующие факторы:

  1. Доля аудиторных занятий не должна превышать 50 % общего показателя досугового времяпровождения.
  2. Внеучебная работа должна характеризоваться ориентированностью на программные требования и познавательные потребности детей.
  3. Время, отведенное на содержательный досуг, не зависит от показателей максимально допустимой учебной нагрузки школьников.
  4. Внеурочную активность следует реализовать в формах, отличных от традиционных урочных.
  5. Реализацию основного образовательного комплекса и досуговых занятий необходимо разделять динамической паузой, продолжительностью от 40 минут.
  6. В систему внеурочной активности должны включаться как регулярные занятия, так и интенсивы — содержательно насыщенные, сложные формы организации досуга (экспедиции, походы, экскурсии).
  7. Комплектование групп для разных видов деятельности должно производиться не по возрастному принципу, а в соответствии с интересами учащихся. Численность группы не должна превышать 15 человек. В случаях, когда количество желающих значительно превышает показатели комплектности, при наличии кадровых и материально-технических ресурсов рекомендуется деление одного класса-комплекта на подгруппы.

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программное обеспечение комплекса внеурочной работы составляется на основе примерных программ, адаптированных с учетом особенностей функционирования школы, или на базе авторских разработок педагогического коллектива. Допускается использование двух типов программ, соответствующих индивидуальным и возрастным особенностям учащихся:

  • методические рекомендации, разработанные для школьников определенной возрастной группы;
  • комплексные программы, рассчитанные на весь период обучения. Такие программные документы разделяются на этапы в соответствии со ступенями обучения.

Внеурочная деятельность

Содержание выбранной программы организации внеурочной деятельности по ФГОС должно отражать особенности содержательного досуга, цели и задачи внеучебной работы, планируемые результаты. В случае обеспечения реализации в школе внеурочной работы по нескольким направлениям, в главном методическом документе важно отразить модули, соответствующие различным направлениям обучения и воспитания.

Количество внеаудиторных и аудиторных занятий (которые не должны превышать 50 % от общего числа деятельности) — еще один важный пункт программного содержания, которое может реализоваться как в отдельном классе, так и в учебных группах, составленных в соответствии с интересами школьников.

Проработанная программа внеучебной активности утверждается на педагогическом совете и заверяется руководителем образовательной организации. 

Рабочая программа внеурочной деятельности

В ходе методической разработки содержания досуга учащихся школы педагоги часто сталкиваются с необходимостью адаптации и проработки нескольких программных документов, что позволяет максимально удовлетворить социальный заказ и создать в образовательном учреждении комплекс дополнительного образования.

В современной педагогической науке принято выделять такие типы программ по внеучебной деятельности:

  1. Методические разработки, посвященные обучению по одному направлению (например, общешкольная программа по туристической деятельности, содержащая рекомендации по работе с разными возрастными группами детей).
  2. Комплексные программы, реализуемые с целью обеспечения перевода внеучебной деятельности на качественно новый уровень.
  3. Тематические рабочие программы по ведению внеурочной деятельности, предусматривающие ведение учебно-воспитательной работы по ряду проблемных вопросов.
  4. Программные разработки, используемые для оказания помощи школьникам в достижении определенного уровня знаний и умений (например, осознания базовых правил поведения в социуме).
  5. Возрастные, составляемые с учетом возрастного фактора.
  6. Авторские программы, отражающие региональные особенности, индивидуальные образовательные потребности детей или приоритетные направления развития ОУ.

Внеурочная деятельность в начальной школе

Взаимодействие с детьми во внеурочное время в начальной школе имеет особую значимость в виду необходимости приобщения младших школьников к всесторонней образовательной работе. По сути, именно от усилий ответственного учителя часто зависит уровень учебной мотивации и активности подрастающего поколения, открытость всему новому, готовность пускаться в образовательные эксперименты, пробовать себя в разных видах досуговой деятельности.

Внеурочная деятельность

Специалисты службы психологической поддержки отмечают, что внеурочное время создает оптимальные условия для облегчения процесса адаптации младшего школьника к новым условиям жизни. В ходе участия в досуговых видах активности малыши знакомятся друг с другом и учителем, проявляют разные грани своего таланта, преодолевают скованность и стеснение. Поэтому важно, чтобы организация внеурочной досуговой деятельности в начальной школе была подчинена следующим принципам:

  1. Принцип учета возрастных и индивидуальных факторов.
  2. Принцип обеспечения коммуникативной активности.
  3. Сохранение преемственности между основной и внеурочной образовательной работой.
  4. Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм взаимодействия.
  5. Принцип добровольности участия.
  6. Принцип занимательности и новизны содержания учебного материала.

Внеурочная деятельность младших школьников

Досуговая работа в начальной школе отличается об базового компонента внеучебной активности простотой организационной структуры, что вызвано несформированностью интересов младших школьников. Практически занятия, которые проводятся вне базисного образовательного блока, можно разделить на две категории:

  • организация активности в учебных кабинетах;
  • выездные мероприятия.

Смена обстановки благотворно сказывается на активности учащихся, поэтому работу в классе следует организовывать по принципам, качественно отличимых от урочных. Неожиданно положительный эффект может дать даже перестановка классной мебели, выполненная по одной из представленных схем:

Внеурочная деятельность

Использование нетрадиционных педагогических практик, новаторских образовательных решений позволяет создать атмосферу творчества, достичь базовых целей организации внеурочной деятельности и содержательного досуга младших школьников:

  1. Обеспечить процесс успешной адаптации детей в начальной школе.
  2. Повысить уровень мотивации к обучению, активному познанию окружающего мира, ведению творческих поисков.
  3. Сформировать положительные качества личности, обеспечить высокий нравственный и культурный уровень учащихся.
  4. Обеспечить положительный эмоциональный микроклимат в классном коллективе.

Анализ внеурочной деятельности

Функционирование комплекса досуговой деятельности в школе не должно быть хаотичным и разрозненным. В свете необходимости систематического совершенствования организации и осуществления внеучебной педагогической работы в конце учебного года целесообразно проводить мониторинг, позволяющий выявить уровень востребованности кружковой и секционной работы, отношение школьников и их родителей к предложенным видам активности, определить особенности актуального социального заказа.

Внеурочная деятельность

На основе результатов проведенного мониторинга составляется анализ школьной внеурочной деятельности — базовый отчетный документ, который может быть составлен в описательной форме с включением графиков и таблиц. В структуру данного документа следует включить следующие подразделы:

  1. Перечень регулярных занятий (кружков, секций) и интенсивов (походов, выездных экскурсий), проведенных в течение года.
  2. Сравнение показателей вовлеченности учащихся во внеучебную работу за прошедший и нынешний учебные годы. Анализ результатов.
  3. Данные опроса детей и родителей, на основе которых можно выявить наиболее востребованные формы и виды дополнительного образования.
  4. Результаты комплекса внеурочной деятельности (данные оценивания, список достижений учащихся).
  5. Разработки маршрутных листов по совершенствованию внеурочного образовательного комплекса.
     

Читать еще по теме:

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО
      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль