Самоанализ урока

96

В условиях переосмысления принципов школьного образования, когда учителя могут активно представлять результаты профессиональной деятельности, выступать разработчиками и соавторами новых методик преподавания, научных пособий, программ, большое значение приобретают все виды рефлексии, в том числе и самоанализ урока. Систематическое самооценивание качества ведения урочной деятельности позволяет педагогу:

  • выявлять наиболее эффективные методы педагогической работы с классом;
  • своевременно устранять недостатки организации учебно-воспитательного процесса;
  • определять перспективные направления для самообразования, повышать уровень профессионального мастерства.

Самоанализ урока в классе

Применимо к урочной деятельности понятие «самоанализ» стало широко использоваться в отечественной педагогической практике после утверждения образовательных стандартов второго поколения, основанных на реализации системно-деятельностного подхода. Документация ФГОС регламентирует практику самоанализа уроков как ключевой элемент самосовершенствования педагогов. Проведение такого типа рефлексии также дает возможность обеспечить решение ряда ключевых задач:

  1. Осуществлять последовательное совершенствование качества школьного образования через поступательное повышение уровня профмастерства педработников.
  2. Реализовать последовательный отказ от традиционных технологий организации занятий в школе в пользу инновационных педагогических приемов, позволяющих повысить результативность учебной деятельности.
  3. Создать оптимальные условия для освоения педагогами практик рефлексии, конструирования, перспективного моделирования, необходимых для достижения программных требований и понимания принципов ФГОС второго поколения.

Очень важно, чтобы самоанализ педагогом урока в классе проводился с учетом типа, структуры, особенностей организации занятия. 

Цель урока (определяется в соответствии с типом занятия по ФГОС) Этапы занятия Что следует выделить при самоанализе
Усвоение нового учебного материала.
  1. Организационный этап, постановка учебных целей и задач.
  2. Актуализация знаний. Усвоение нового учебного материала.
  3. Первичная проверка и закрепления новых знаний.
  4. Работа по подготовке к выполнению домашнего задания, рефлексия.
Наиболее эффективные приемы работы, использованные при обработке нового материала.
Удалось ли обеспечить понимание учащимися новых правил, алгоритмов.
Методы реализации предметных и метапредметных связей.
Комплексное применение знаний и умений
  1. Организационный этап.
  2. Воспроизведение опорных знаний и умений. Проверка домашнего задания.
  3. Постановка целей урока, учебных задач.
  4. Закрепление знаний (в привычных и измененных учебных ситуациях).
  5. Выполнение проблемных заданий с целью самостоятельного освоения учащимися новых знаний.
  6. Работа по подготовке к выполнению домашнего задания, рефлексия.
Какие приемы, методы работы позволили добиться правильного воспроизведения образцов выполнения заданий.
Анализ педагогической практики по организации работы с проблемными заданиями.
Актуализация знаний и умений (урок повторения)
  1. Организационный этап.
  2. Воспроизведение опорных знаний и умений, необходимых для творческого решения учебных задач. Проверка домашнего задания.
  3. Применение знаний в новой ситуации с целью подготовки к тематическому контролю.
  4. Обобщение и систематизация знаний. Контроль усвоения учебного материала, коллективное обсуждение и коррекция ошибок.
  5. Работа по подготовке к выполнению домашнего задания, рефлексия.
Анализ эффективных методов индивидуальной и коллективной работы с классом.
Систематизация знаний и умений
  1. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности, актуализация знаний.
  2. Воспроизведение тематического материала на новом уровне (переформулированные вопросы).
  3. Контроль усвоения знаний, обсуждение допущенных ошибок.
  4. Рефлексия. Формирование выводов по изученному материалу.
Методы систематизации предметных знаний.
Приемы обучения школьников формулированию обобщенных выводов.
Определение уровня сформированности УУД.
Контроль знаний и умений
  1. Организационный этап.
  2. Мотивация учебной деятельности, постановка целей и задач занятия.
  3. Проведение устного или письменного контроля, в ходе которого выполняется определение уровня сформированности знаний
  4. школьников.
Анализ эффективности методов контроля учащихся.
Коррекция знаний, навыков и умений.
  1. Организационный этап.
  2. Определение целей занятия, мотивация учебной деятельности.
  3. Диагностика контроля знаний. Определение типичных ошибок, путей их устранения.
  4. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Рефлексия. 
Корректировка коллективных и индивидуальных способов обучения на основании данных проведенной диагностики.
Комбинированный урок.
  1. Организационный этап.
  2. Определение целей занятия, мотивация учебной деятельности.
  3. Первичное усвоение знаний, первичный контроль и закрепление умений, навыков.
  4. Контроль усвоения знаний, коррекция ошибок.
  5. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Рефлексия. 
Анализ эффективности использования методов комплексного обучения.

Самоанализ урока по ФГОС

Практика самоанализа педагогической деятельности должна быть нацелена не только на характеристику отдельных составляющих процесса обучения, но и определение, соответствуют ли выбранные формы и методы требованиям новых образовательных стандартов.

Самоанализ урокаКритерии урока, соответствующего ФГОС, которые должны быть учтены при самоанализе:

  1. Структура занятия обеспечивает передачу активной позиции учащимся, а не педагогу, как это было ранее.
  2. Учитель последовательно обучает школьников рефлексивным практикам (учащимся предлагается оценить уровень готовности, знаний по конкретной теме, выявить причины затруднений с выполнением разных заданий и наметить пути их преодоления).
  3. Осуществляется использование разнообразных приемов обучения, стимулирующих активность детей.
  4. Реализуется адекватное сочетание репродуктивной и проблемной учебной деятельности, что обеспечивает развитие критического мышления учащихся.
  5. Школьникам озвучиваются строгий регламент проведения работы по самооценке. При выполнении самоанализа урока по требованиям ФГОС важно обратить внимание, внедряется ли система устных поощрений за достижение новых образовательных результатов, способствующая реальному продвижению каждого ученика, повышению общего уровня мотивации.
  6. Создаются условия для обеспечения осмысленного понимания темы занятия. При работе с учащимися используются разные педагогические приемы для достижения этой цели.
  7. Выполняется планирование коммуникативных целей: педагог вовлекает класс в диалог, учит грамотно строить вопросы и отвечать на них.
  8. Учитель поощряет выражение мнения учеников, помогает составлять корректные, содержательные высказывания.
  9. Образовательная работа проходит в атмосфере дружелюбия, равноправия, сотворчества, взаимоуважения.

План самоанализа урока

Анализ характера собственной педагогической деятельности, который является важным условием успешного прохождения аттестации, вызывает сложности не только у начинающих, но и у опытных педработников. Причины такой ситуации кроются в отсутствии тематических методических разработок в образовательных организациях, авторитарном стиле управления, неуверенности специалистов в собственных силах. И если последние два вопроса должны решаться на общешкольном уровне по инициативе школьной администрации, но представление план проведения самоанализа урока — простой методической разработки, которая может быть использована всеми учителями-предметниками — не вызывает трудностей.

Самоанализ урокаМетодисты, заместители директора по УВР во многих школах нашей страны практикуют ведение системной деятельности по сбору наиболее конструктивных и полных планов, карт-схем по рефлексии, облегчающих ежедневную работу педагога и позволяющих последовательно сделать инициативу по самоанализу обязательной частью педагогической практики. 

Примерный план самоанализа школьного занятия

  1. Общая характеристика класса (отношения в классном коллективе, особенности психофизиологического развития, уровень подготовленности по предмету).
  2. Место урока в изучаемой теме, короткий анализ предметных и межпредметных связей.
  3. Рассмотрение общей цели в рамках образовательной, воспитательной, развивающей направленности.
  4. Характеристика плана занятия, разрабатываемого с целью поиска наиболее эффективных путей достижения учебных целей (оценка содержания учебного материала, методов и приемов обучения, форм организации самостоятельной познавательной деятельности).
  5. Соответствие проведенного занятия составленному плану (важно рассмотреть, удалось ли достичь учебных целей, последовательно разобрать все этапы с целью оценки использования ресурсов, выделить наиболее эффективные приемы обучения).
  6. Структурный аспект самоанализа, в рамках которого выполняется рассмотрение каждого отдельного элемента занятия с целью определения его вклада в достижение общей цели, приводятся доказательства правильности выбора используемой методики (или рассматривается возможность использования альтернативы).
  7. Функциональный аспект, основанный на рассмотрении соответствия выбранной структуры образовательным целям, возможностям класса. Дополнительно оценивается стиль общения педагога с классом, влияние характера общение на порядок реализации программного минимума.
  8. Оценка конечного результата занятия (формирование УУД, определение разрыва между образовательными целями и достигнутыми результатами, анализ причин разрыва, разработка возможностей преломления сложившейся учебной ситуации). Выводы и самооценка.

Карта самоанализа урока

Заполнение схемы — еще один простой способ проведения содержательной деятельности по самоанализу, которая может быть выполнена в короткие сроки.

Карта-схема самоанализа урока

Класс:_____________  Предмет:___________________ ФИО педагога:____________________
Тема урока:______________________________________________________________________

Вопросы для самоанализа Рекомендации по выполнению рефлексии
Тип урока и место в системе занятий Типы школьных занятий согласно системно-деятельностному подходу по ФГОС:
  • усвоение новых знаний и умений;
  • формирование компетенций;
  • обобщение и систематизация знаний и умений;
  • комбинированный.
Формулировка целей и задач учебной деятельности Типы задач, которые должны быть реализованы:
  • образовательные (усвоение законов и занятий, формирование ЗУНов);
  • воспитательные (коррекция поведенческих реакций, формирование мировоззрения);
  • задачи речевого развития (привитие навыков формировать связные высказывания, выделять главное, формулировать выводы и обобщения);
  • задачи волевого воспитания (развитие целеустремленности, взаимоуважения, выдержки);
  • развитие когнитивных способностей и интересов.
Краткая характеристика класса, особенности психофизического развития

Активность и работоспособность классного коллектива, отношение к воспитательно-образовательному процессу, интерес к предмету, сформированность общеучебных и специальных умений.

Трудности в работе по предмету с данным классом.

Выбор и обоснование структуры занятия Этапы урока:
  • тема, цели, мотивация к учебной деятельности;
  • проверка домашнего задания, актуализация ЗУНов;
  • изучение новой темы;
  • систематизация ЗУН, применение полученных знаний на практике;
  • проверка усвоения нового материала;
  • подведение итогов урока, рефлексия.
Анализ содержания этапов урочной деятельности На данном этапе саморефлексии важно выделить задачи занятия, соответствие использованных педагогических методов и приемов программным требованиям, принципам научности, последовательности, доступности; указать межпредметные связи и связь изучаемой темы с реальной жизнью.
Оценка оптимальности выбранных форм и методов обучения, обоснование педагогической целесообразности Указание реализованных форм работы (общеклассных, групповых и индивидуальных). Обоснование использованных комплексов методов, к числу которых следует отнести:
  • словесные (беседа, лекция, объяснения);
  • наглядные (демонстрация, презентация, иллюстрация);
  • практические (проведение исследований, опытов, экспериментов);
  • индуктивные и дедуктивные;
  • поисковые, репродуктивные;
  • приемы организации самостоятельной работы;
  • приемы стимулирования активности учащихся (квесты, экскурсии, создание ситуаций успеха);
  • контрольная деятельность — устная и письменная.

Пример самоанализа урока

Переосмысление качества педагогической деятельности удобнее всего проводить на основе примера, позволяющего не только наметить направления рефлексии, но и подобрать оптимальные формулировки. Анализ школьных занятий может выполняться устно или письменно, в описательной или табличной форме. Педагогу рекомендуется найти для себя оптимальную форму работы по рефлексии и выработать собственные алгоритмы по ее осуществлению, чтобы включить этот вид деятельности в ежедневную практику.

Пример письменного самоанализа урока по геометрии

Самоанализ урокаТема: «Сумма углов треугольника»                      Класс: 7

Урок усвоения новых знаний и умений по теме «Сумма углов треугольника» является введением в главу «Соотношение между сторонами и углами треугольника», в ходе ознакомления с которой дети расширят знания о свойствах треугольника, усвоят одну из важнейших теорем геометрии.

Учащиеся 7 класса хорошо мотивированы, имеют высокий учебный потенциал. При планировании занятия учитывалась способность членов коллективно слаженно выполнять индивидуальные и групповые задания, активно взаимодействовать друг с другом.

В ходе урочной деятельности планировалось создать условия для самостоятельного доказательства школьниками теоремы о сумме углов треугольника (образовательная задача), способствовать развитию логики, навыков исследовательской деятельности, критического мышления (развивающая задача), прививать самостоятельность, уверенность в собственных силах, развивать умение к алгоритмизации действий и рациональному использованию времени (воспитательная задача).

Отбор методов и форм педагогической работы осуществлялся в соответствии с учебными целями и задачами, что позволило добиться их полной реализации: дети самостоятельно проводили исследовательскую деятельности, выдвигали различные гипотезы и проверяли их на основе ранее полученных знаний, составили доказательную базу теоремы, применили новый алгоритм работы при выполнении учебных заданий.

Время, отведенное на реализацию разных этапов занятия, было распределено рационально (мотивация и постановка учебной проблемы — 7 минут, стадия осмысления материала — 20 минут, рефлексия — 13 минут), подтверждением чего служит успешное освоение классом программного минимума, вдумчивое выполнение образовательных задач.

В ходе урока использовались тематические настенные таблицы, мультимедийная презентация.

Контроль ЗУН носил обучающий характер, осуществлялся посредством коррекции ответов в ходе выполнения заданий, заполнения учебных таблиц, составления ответов.

Учебная деятельность велась в атмосфере успешно поиска, активного взаимодействия. Ученики проявляли инициативу, принимали рекомендации педагога, помогали друг другу.

Цели и задачи занятия достигнуты. Результаты учебной работы позитивны. В ходе проверки результатов групповой и индивидуальной образовательной работы удалось выявить, что тема усвоена хорошо. Возможность участия каждого ребенка в освоении новых знаний было реализовано, характер педагогической деятельности на занятии оцениваю на отлично. 

Самоанализ урока по теме

В соответствии с принципами системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой ФГОС, одной из ключевых задач реализации воспитательно-образовательного комплекса является овладение школьниками деятельностными умениями, которые впоследствии будут применены в реальной жизни, при решении каждодневных профессиональных и личностных задач. Деятельностные навыки, основанные на умении переходить от общего к частному, обобщать, вычленять важные факты из большого информационного потока, первоочередно формируются во время уроков открытия новых знаний. Соответственно, самоанализ урока по новой теме должен выполняться с особой тщательностью, поскольку результативность такого типа занятий является ключевым показателем педагогического мастерства.

При планировании и рефлексии важно учитывать способности детей к усвоению нового материала. Исследования, проведенные ведущими педагогами-психологами, свидетельствуют, что процесс формирования ключевых компетенций напрямую зависит от временных рамок:

  1. В начале школьного занятия (1-4 минуты) усваивается 60 % учебного материала.
  2. Основной процесс формирования ЗУН (усвоение 80 % озвученной информации) осуществляется в первой половине урочного часа (5-23 минут).
  3. Во второй половине урока (24-34 минуты) способность учеников к восприятию информации снижается (усваивается не более 50 % информации).
  4. В конце занятия (35-45 минут) дети фактически не воспринимают новые знания (усваивается около 5% информации).

В связи с этим самоанализ педпрактики может считаться удовлетворительным при условии, что структура занятий по новой теме выстроена согласно рекомендациям, представленным в таблице.

Составляющие урока «открытия» новых знаний Временные рамки этапа, минуты
Оглашение темы, мотивация к обучению. 1-2
Актуализация ранее полученных знаний, фиксация индивидуальных затруднений. 5-6
Выявление причин образовательных затруднений. 2-3
Определение вариантов решения образовательной проблемы. 5-6
Реализация построенного проекта. 5-6
Первичное закрепление нового знания с проговариванием. 4-5
Выполнение самостоятельной работы по алгоритму с последующей проверкой. 4-5
Включение новых умений в систему знаний.  4-5
Рефлексия, подведение итогов. 2-3

Самоанализ открытого урока

Открытие уроки являются одной из важнейших составляющих в системе методической работы современной образовательной организации. В отличие от обычных занятий, данная составляющая воспитательно-образовательного комплекса реализуется с целью демонстрации педагогического мастерства на примере реального учебного процесса. Открытую урочную работу следует рассматривать, в первую очередь, как средство распространения инновационного опыта в сфере образования, что определяет особые требования и к последующей рефлексии.

Занятия, нацеленные на распространение передового образовательного опыта, должны проводиться педагогами, имеющими высокий уровень методической подготовки и способными предлагать эффективные приемы работы в условиях нового времени. Рефлексия, выполненная на основе широко распространенной практики обучения, не представляет интереса для большинства учителей (если только речь не идет о начинающих педагогах).

Самоанализ проведенного открытого урока имеет ряд особенностей, о которым важно помнить и ответственному педработнику, и его коллегам, и представителям проверяющих органов:

  • Самоанализ урокаСамоанализ не является обязательной составляющей открытого занятия. Если в регламенте мероприятия не предусмотрен данный вид активности, педагог может сделать выводы по результатам урочной деятельности в индивидуальном порядке и не выносить личное мнение, выводы на суд учительской общественности.
  • Выполнять рефлексию следует последовательно, в соответствии с общепризнанным планом, чтобы слушатели могли зафиксировать свое мнение по ряду пунктов и позже организовать дискуссию, обмен мнениями.
  • Рекомендуется выделить новизну занятия (необычная структура урочного блока, особые приемы обработки учебного материала) и продемонстрировать эффективность использования новации, которая может быть использована в стандартных условиях обучения. Отдельно следует обратить внимание на сочетаемость инноваций с традиционными методиками обучения.
  • При самоанализе важно учитывать два аспекта: средства достижения методической цели и уровень усвоения учебного материала. Системно-деятельностный подход предусматривает актуализацию внимания только на последнем пункте, но в условиях актуальной образовательной действительности очень важно фиксировать и распространять методы повышения качества образовательной практики.

Самоанализ урока в начальной школе

Главной тенденцией последних лет в образовательной среде стало включение начальной школы в общий воспитательно-образовательный комплекс. Обучение в младших классах в соответствии с ФГОС признано базовым этапом освоения программного материала. В связи с этим изменились требования к наполненности, глубине урочного содержания в начальной школе. Первому учителю предстоит не только обеспечить освоение малышами базового программного материала, но и стимулировать развитие познавательной активности, инициативности, привить учащимся «надпредметные» универсальные умения. Комплекс этих вопросов должен быть отражен при выполнении педагогом саморефлексии, которая стала обязательной составляющей педпрактики в начальной школе.

Самоанализ урокаСамоанализ проведенного урока в начальной школе, помимо выше изложенных компонентов, должен включать такие аспекты:

  • Оценку точности формулировки целей и установок занятия, которые могут касаться всего класса или отдельных групп учащихся. Проговаривание задач вслух позволяет всем участникам образовательного процесса фиксировать учебные неудачи и прогресс, облегчает подведение итогов.
  • Анализ оптимальной плотности урочной деятельности с учетом возрастного и индивидуального фактора.
  • Определение сформированности у детей общеучебных «надпредметных» умений, к числу которых следует отнести умение читать бегло и выразительно, вычленять из текста главную информацию, делать выводы, задавать содержательные вопросы и отвечать на них.
  • Использование во время занятий максимального количества каналов информирования младших школьников (посредством чтения, восприятия на слух).  
  • Отметить факты привлечения детей к обучению в качестве помощников педагогов, консультантов, тренеров.
  • Использование методов организации самостоятельной работы малышей (чтение, выполнение письменных заданий, подготовка мини-докладов).
  • Разделение программного материала на основной и дополнительный, внедрение принципа дифференциации в процесс обучения.
  • Включение в структуру занятия элементов физической активности, способствующих сохранению и укреплению психофизического здоровья детей (гимнастика для глаз, физкультминутка, переключение внимания).

Самоанализ урока: образец

Проявление рефлексии в повседневной жизни педагога должно стать не обязанностью, отнимающей много времени и сил, а необходимостью, способствующей профессиональному росту и осуществлению личного посильного вклада в повышение качества отечественной системы образования. Усовершенствовать процесс выполнения анализа собственного стиля преподавания поможет адаптация стандартного образка, карты-схемы с учетом реалий, предметных особенностей и других факторов, влияющих на процесс реализации образовательного комплекса.

Самоанализ урока по готовому образцу не занимает много времени, позволяет уверенно осуществлять рефлексию хода и результатов своей обучающей деятельности, выполнять стратегическое планирование и систематически развивать профессионально значимые качества — воспитывать в себе качества, отличающие успешного учителя современной школы.

Читать еще по теме:
Самоанализ урока по ФГОС
Требования к организации современного урока
Примерная схема анализа урока по ФГОС
Педсовет «Современный урок — современный учитель»
Реализуем требования ФГОС общего образования: анализ урока в школе

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль