Электронные уроки и новая концепция образования

1097

Скачать книгу «Образовательный процесс - ФГОС» в формате pdf >>>

Понятие «электронной школы» было введено сравнительно недавно, когда в 2017 году был запущен уникальный пробный проект в нескольких образовательных учреждениях Москвы. «Московская электронная школа» - инновация в сфере образования, которая опирается на электронные уроки и современные технологии. Планируется, что уже к концу 2018 года все столичные школы перейдут на такую систему обучения.

Проект имеет ряд очевидных преимуществ:

  • ученики будут выполнять упражнения на смартфонах и планшетах, в случае болезни любое занятие можно будет изучить в домашних условиях;
  • учителя будут использовать электронную панель, на которую транслируются электронные учебники и сценарий урока;
  • задания можно будет проверять автоматически.   

Электронные уроки: что, когда и зачем?

Электронный урок - это занятие по «электронному сценарию», которое осуществляется на больших интерактивных панелях, оснащенных доступом к интернету. Подобное оборудование позволит ученикам отвечать на вопрос и решать задачи непосредственно возле интерактивной доски, в которой будет и интерактив, и анимация, и видео, и библиотечный фонд.

По мнению специалистов, «Московская электронная школа» сделает качественное образование еще доступнее. Благодаря нему у преподавателей подготовка к занятиям будет занимать меньше времени, а ученики будут защищены от непрофессионализма и неподготовленности учителя. Было разработано около 12 тысяч различных сценариев уроков, к которым получили доступ и ученики, и педработники. Это общегородская система образовательных материалов, собранная на облачном сервисе, доступ к которому открыт по паролю от электронного журнала или дневника.

В контексте проекта был представлен электронный дневник и журнал, с помощью которых обучающиеся будут получать задания и учебные планы, а родители смогут отслеживать успеваемость своего ребенка. Проект предполагает наличие электронной библиотеки, а потому ученикам не придется носить с собой учебники, будет достаточно планшета или смартфона.

Преимущества электронной системы обучения:

  1. Стало интереснее. Уроки проводятся не у привычной доски, а с планшетами и интерактивными досками, что позволило расходовать время занятия рациональнее, заполняя его увлекательными заданиями и интересными упражнениями. Любое занятие может быть отмечено метапредметными связями. Например, построенная на уроках физики кривая может быть использована на уроке математики для объяснения характера величин.
  2. Стало легче. Учащимся нет нужды носить тяжелые учебники и тетради. Вся электронная библиотека всегда под рукой в планшете или смартфоне. В ней есть и художественная, и научно-популярная литература, которая может понадобиться на уроках. Ученики не смогут забыть дома дневник или тетрадь по конкретному предмету, поскольку доступ к ним находится во все той же электронной базе. Задания выполняются на планшетах, компьютерная программа выставляет оценки, а потому субъективный фактор завышения или занижения отметок тому или иному ученику исключается. Однако на уроках есть и устные ответы, которые помогут учащимся проявить себя.
  3. Стало нешаблонно. Электронные уроки теперь написаны ведущими столичными педагогами, а потому рядовому учителю-предметнику теперь не нужно самостоятельно писать конспект урока. Учителя могут использовать готовые сценарии, а могут на их основе сделать оригинальные. Работа учителя значительно упрощена, поскольку в базе все сценарии уроков расположены в хронологической последовательности. Таким образом педагоги обмениваются опытом, могут черпать идеи у коллег, делиться своими инновациями с другими.

Чтобы собрать действительно качественные сценарии уроков, Департамент образования объявил конкурс на лучшие из них. Если сценарий, который соответствует всем требованиям, скачают более 500 учителей, его автор получит грант в размере 100 тысяч рублей.

Родители высказывали опасения по поводу здоровья детей, которым придется много времени проводить у экранов планшетов, но специалисты успокаивают их, поскольку на деле работа с планшетом на уроке длится не более 20 минут, остальное время занятия уходит на групповые упражнения и работу с учителем.

Электронные уроки и новая концепция образования

Электронное образование является новейшей вехой российского образовательного процесса. Система основывается на информационных и интерактивных технологиях и включает:

  1. Работу с информацией образовательного характера на компьютере (планшете), смартфоне и других современных гаджетах;
  2. Формирование социальных сообществ пользователей, участвующих в электронном образовании;
  3. Дистанционное взаимодействие с учителями, получение онлайн-консультаций, прохождение оценивания на расстоянии;
  4. Популяризацию инновационных образовательных технологий;
  5. Стимулирование образовательных веб-ресурсов;
  6. Доступ к образовательной информации из любой точки независимо от времени суток;
  7. Доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в психофизическом развитии.

Как проходит разработка электронных уроков?

Качество урока имеет непосредственное влияние на качество образования, а потому, согласно ФГОС, разработка нового урока может занимать у педагога несколько часов.  Отсутствие унифицированного инструментария и наличие четко сформулированных компетенций делают процесс составления плана урока трудоемким и длительным.

В 2015 году был разработан конструктор уроков - алгоритм, представляющий собой копилку педагогических методов и приемов, логически выстроенный дидактический и методический материал.

Таблица-конструктор для составления плана урока

Скачать таблицу-конструктор для составления плана урока
Скачать в .docx

Этап занятия Описание Задействованные методы
Начало урока Педагогу важно привлечь внимание учеников, заинтересовать их темой занятия, активизировать мыслительные процессы у детей Необъявленная тема, ассоциативный ряд, отсроченная загадка
Актуализация знаний Учитель актуализирует познавательные процессы и мыслительные операции, изученные способы действий, мотивирует на учебные действия Цепочка признаков, вопросительные слова, игровая цель, ложная альтернатива, До - После, Да - Нет
Новый материал Учебная деятельность учащихся нацелена на изучение нового материала Лови ошибку, изобретательская задача, Целое - часть, Часть - целое; хорошо - плохо, связи
Обсуждение проблем и их решение План дальнейших учебных действий составляется в процессе коммуникации. Ученики определяют цель - разрешение затруднения, подбирают способ, план действий, алгоритмы решения. Подводящий и побуждающий диалог, исследовательские методы (Хорошо - Плохо, диаграмма Венна, генераторы критики)
Решение учебных задач Предполагается индивидуальная работа: ученики самостоятельно выполняют новые упражнения и проверяют их. По завершению проводится рефлексия, а ситуация успеха стимулирует обучающегося вовлечься в процесс познания     Ситуативные задачи, морфологический ящик, изобретательные задачи
Контроль знаний Выполняются задания, которые являются промежуточным шагом к изучению новых способов действий. Упражнения позволяют натренировать использование ранее пройденного материала. Происходит автоматизация умственных действий и параллельно с ней подготовка к новым нормам Цепочка признаков, метод интеллект-карт, диаграмма Венна
Развитие умений задавать вопросы Формирование навыков формулировать и задавать вопросы Ромашка Блума, хочу спросить, вопросительные слова
Рефлексия Осуществляется самооценка и рефлексия учащимися собственной учебной деятельности. Мысли во времени, диаманта, шесть шляп, До - После, рюкзак

Разработка электронных уроков начинается с постановки темы. Педагогу понадобятся источники информации, компьютер с доступом к сети интернет, программы пакета Microsoft Office.

Алгоритм написания электронного урока выглядит следующим образом:

  1. Ставится задача и тема урока согласно академическому плану учебного предмета.
  2. Оформляется подробный план занятия (сперва на бумаге). Важно, чтобы была соблюдена логика действий, а один пункт переходил в следующий.
  3. Собирается необходимый материал, для этого задействуется информация, почерпнутая из интернет-источников, книг, учебников, журналов и газет, художественной и научно-практической литературы. Наглядный материал должен быть емким и интересным, его необходимо тщательно обработать и систематизировать.
  4. Для оформления собранной информации используйте текстовый редактор. Для составления диаграмм, таблиц и графиков задействуйте программу Microsoft Excel, а для оформления его в виде презентации - Macromedia Flash. Потребуются навыки встроенного языка программирования (например, ActionScript), чтобы разработать дизайн, основные элементы управления, создать и скомпоновать анимационные ролики.
  5. Важно проиграть составленный электронный урок на компьютере, чтобы оценить его длительность, наличие ошибок и неточностей.

При разработке электронного урока педагогу важно помнить, что дизайн пособия не должен отвлекать от непосредственного учебного процесса, потому лучше использовать лаконичное оформление и удобный для прочтения шрифт.  Чтобы глаза обучающихся не переутомлялись, не рекомендовано составлять светлый текст на темной подложке. Если подразумевается звуковое сопровождение материала, от его качества зависит степень усвоения материала. 

Подробнее по теме электронных уроков можно прочесть в статьях:

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 15%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль