Система повышения квалификации педагогов

494

Главной движущей силой улучшения качества образования является система повышения квалификации педагогов и их потенциал. Концепция основывается на:

  • обеспечении образовательной системы квалифицированными кадрами;
  • усовершенствовании структуры и содержания образовательного процесса в контексте мировых и отечественных традиций.

Итогом непрерывной работы педагогов над собой является создание высокотехнологичной образовательной среды, появление механизмов обновления сути образования и его педагогического корпуса.

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Организация и контроль качества образовательной деятельности в ОО

  • продолжительность – 72 часа.
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 15 мая 2017 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.

быстрая подписка: 8-800-775-4822


Непрерывная система повышения квалификации педагога

Каждый специалист имеет институционное право на формирование индивидуальной образовательной траектории и получение профессиональной подготовки, необходимой для личностного, карьерного и профессионального роста. Повышение квалификации учителей должно базироваться на принципе научности и нацеленности на достижение максимальной результативности, актуальности и практической значимости.

Ст. 51 Закона РФ «Об образовании» закрепляет право на непрерывное образование педагогов, а потому в процессе реализации этого права используется интеграция:

  • формального образования педагогов в рамках работы учреждения дополнительного профессионального образования;
  • неформального - методсопровождение профразвития учителей;
  • информальное образование - стремление и готовность педработника к саморазвитию.

Педагог формулирует потребности в совершенствовании профкомпетентности, образовательное учреждение оформляет заказ, а представитель государства формирует требования по реализации педработником современного качества образовательного процесса. Организации, специализирующиеся на повышении квалификации учителей, действуют в следующих сферах:

  1. Учебная деятельность - планирование и проведение курсов повышения квалификации.
  2. Методическая поддержка - оказание методической помощи педработникам в курсовой и межкурсовой период.
  3. Научно-исследовательская работа - изучение непрерывного образования педагогов.

Для реализации непрерывной системы повышения квалификации педагогов решаются ряд задач:

  • Достижение высокого научно-методического уровня курсов повышения педквалификации на основе результатов фундаментальных исследований;
  • Расширение сотрудничества с научно-исследовательскими и высшими учебными заведениям;
  • Привлечение и стимулирование инновационных технологий в отрасль повышения квалификации;
  • Стимулирование участия педагогов-практиков и учителей к опытно-экспериментальной деятельности в процессе межкурсовой и курсовой подготовки;
  • Развитие творческих научных коллективов, значимых с практической точки зрения исследований. 

Концепция непрерывности повышения квалификации подразумевает три подсистемы принципов:

Таблица
Скачать в .docx

Принципы Характеристика
1 Непрерывность, синергетический и принцип диверсификации • Непрерывность подразумевает образование в контексте процесса, который охватывает всю жизнь, представляет целенаправленное освоение социокультурного опыта. Он опирается на самообразование, переход от теории к практике, формирование жизненных ориентиров, творческий рост.
• Синергетичность базируется на признании интересов личности и субъективности знания человека. Этот принцип основывается на принципах личной автономии, сотрудничества и взаимозависимости. 
• Диверсификация основывается на опережающем характере профобразования и расширяет возможности для самореализации, освоению новых технологий, профессиональной мобильности 
2 Рефлексивного управления профподготовкой, партисипативности, сотрудничества и коммуникативного партнерства - они отражают идеи профподготовки • Системная рефлексия отражается в диалогическом взаимодействии слушателя и преподавателя на уровне рефлексивных процессов, обеспечивающих саморазвитие педагога, перевода на позицию интенсивного самоуправления. 
• Партисипативность подразумевает субъект-субъектную взаимосвязь (переговоры) на курсах повышения квалификации: понимание важности слушателя курсов и его диалогическое взаимодействие с преподавателем. 
• Сотрудничество - взаимопомощь, построение доверительных отношений, взаимного уважения, предоставления возможности для инициативности и самостоятельности личности в достижении индивидуального результата. Строится на позитивной взаимозависимости, взаимодействии всех членов группы, рефлексии.
3 Элективность, субъектность и фасилитация - отражают идеи дополнительного профобразования • Элективность позволяет выбрать траекторию самостановления в профессиональной сфере. Слушатель вправе самостоятельно выбирать средства, методологию, формы, суть и цели обучения. Взрослый в процессе обучения получает ведущую роль, поскольку является сформированной личностью. Педагог вправе самостоятельно выбирать курсы и образовательные маршруты, которые отвечают познавательным интересам и склонностям педработника. 
• Субъектность на первый план выдвигает взрослого обучающегося, который становится равноправным субъектом процесса образования. Субъектность становится творческим началом, которое стимулирует изменение себя. 
• Фасилитация опирается на творческий потенциал педагога, формируя предпосылки самостоятельности и индивидуальности, проявления стремления к самореализации и самоактуализации. Принцип позволяет создать предпосылки для активного включения педагога в процесс саморазвития и самоорганизации путем использования мысленного проектирования креативной обучающей среды. 

Персонифицированная система повышения квалификации педагогов

Персонифицированный подход к повышению профессиональной компетентности педработников базируется на:

  • на основе анализа результатов работы выявить проблемные поля деятельности;
  • реализации индивидуальных образовательных маршрутов.

Персонифицированная система повышения компентностей и квалификации педагогов подразумевает, что учитель выступает не только в роли слушателя, но и соавтора, был субъектно включен в процесс допобразования. К повышению квалификации его должны толкать личные познавательные мотивы, а получение допобразования должно стать личностно-значимым.

Этапы персонифицированного повышения квалификации:

  1. Формирование социального и государственного заказа на компетентность педагога, что диктует определенные требования к специалисту.
  2. Диагностика профессиональных затруднений педагога для определения запроса на требуемые образовательные услуги. Эффективность дополнительного образования непосредственно связана с тем, насколько оно соответствует проблемам и потребностям учителей.
  3. Выбор формы повышения квалификации. Современная концепция получения допобразования диктует акцент на активные методы - мозговые штурмы, деловые игры, мастер-классы, онлайн-семинары, заочные и очные курсы и прочее.
  4. Разработка индивидуального образовательного маршрута педагога путем составления плана решения профессионального затруднения.
  5. Самооценка и экспертная оценка профессионального роста педагога, демонстрация достигнутых успехов (участие в конкурсах профессионального мастерства, публикация статей в профпериодике).

Внутришкольная система повышения квалификации педагогов

Система повышения квалификации педагогов в рамках образовательного учреждения вписывается в контекст непрерывного самообразования педработников. Модернизация образования невозможна без повышения профессионального мастерства педагогов-практиков.

С этой целью внутришкольная система повышения мастерства и квалификации педагогов включает четыре ключевых этапа:

  1. Теоретический. В ходе проведения педагогических советов, собраний методобъединения, заседаний научно-методического совета осуществляется изучение новых тенденций в развитии образовательной системы, инновационных методов и форма.
  2. Апробация инноваций. Этап перехода от теории к практике реализуется на заседаниях творческих групп, групповых и индивидуальных консультациях, пробных уроках в контексте работы методобъединения.
  3. Практический. Апробация методов, форм и моделей обучения. Посредством открытых уроков, внеклассных и общешкольных мероприятий, мастер-классов, выставок методнаработок, конкурсов педагогического мастерства демонстрируются практические умения и владение современными педтехнологиями.
  4. Аналитический. Достигнутые результаты анализируются, оцениваются проблемы, с которыми столкнулись педагоги, на заседаниях методобъединений, педагогических творческих групп обобщается опыт.

Система повышения квалификации педагогов

Совершенствование системы повышения квалификации педагогов

Новейший этап развития системы дополнительного профессионального образования ознаменовался введением профессионального стандарта педагога. Созданный профстандарт призван мотивировать учителей на систематическое повышение квалификации, координировать рост ответственности за результаты педагогического труда, преодолеть технократический подход к оценке труда учителя.

Одной из ведущих современных форм повышения педагогической квалификации является дистанционное обучение. Такая форма является альтернативой очным курсам и успешно вписывается в концепт непрерывного повышения компетентности.

Дистанционная форма обеспечивает:

  1. Открытый доступ к повышению квалификации для неограниченного числа педработников.
  2. Квалифицированная и оперативная подготовка педагогических кадров согласно инновациям российского образования.
  3. Дополнительное образование доступно без отрыва от непосредственной профессиональной деятельности, а полученные знания педагоги могут параллельно внедрять в реализуемый образовательный процесс.
  4. Принципы дифференциации и индивидуализации допобразования.
  5. Затраты на обучение педагогов снижаются за счет отсутствия трат на командировки и замены.

Другим примером результативного совершенствования системы повышения квалификации педагогов является тьюторство или наставничество.  

Подробнее по теме системы повышения квалификации педагогов можно прочесть в статьях:



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль