text

✎ Программа переподготовки: "Менеджмент общего образования" экспресс-курс

Справочник руководителя образовательного учреждения

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья

  • 13 ноября 2013
  • 190

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья регулируется нормами нового законодательства, которое определяет деятельность образовательных организаций. В первую очередь, речь идет о федеральном законе №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 12 декабря 2012 года. В отличие от действующего ранее закона «Об образовании» 1992 года, в новом законе появилась отдельная статья, посвященная особенностям получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. В остальном тексте документа также встречаются нормы, которые относятся к образованию этих детей.

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья: основные термины

В законе освещены основные понятия, которые касаются получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрим основные термины. Под обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются физические лица, которые имеют недостатки в физическом либо в психическом развитии. Эти недостатки подтверждены психологами из педагогической комиссии и признаны таковыми, что препятствуют получению образования, если не создать специальные условия.

Это определение включает три важных составляющих:

  • наличие недостатка в развитии;
  • недостаток препятствует получению образования по обычным нормам в обычных условиях;
  • первые два фактора подтверждены психолого-медико-педагогической комиссией.

Такое подробное определение понятия позволяет избежать многих вопросов и недопонимания при определении детей с ограниченными возможностями здоровья и способов получения ими образования.

Адаптированной образовательной программой называет та, что адаптирована для обучения физлиц с ограниченными возможностями здоровья и учитывает их индивидуальные возможности, особенности психофизического развития, а при необходимости может обеспечить коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию этих лиц.

В законе сохранен принцип, который всегда существовал: дети с ограниченными возможностями здоровья не исключены из системы общего образования. В 17 статье старого закона было указано, что на базе основных общеобразовательных разрабатываются программы для этих детей.

В новом законе понятие адаптированной образовательной программы относится и к общему, и к профессиональному образованию.

Еще одно важное понятие в вопросах получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья – это «инклюзивное образование». Под этим понятием следует понимать обеспечение равного доступа к образованию всем обучающимся. Здесь учитываются и разнообразие, особые образовательные потребности, и индивидуальные возможности.

В России инклюзивное образование воспринимается, в основном, только относящимся к детям-инвалидам, а также детям с ограниченными возможностями здоровья.

Однако при разработке закона в части получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в это понятие вкладывалось более широкое значение, распространенное в мире. В международном сообществе инклюзивное образование представляет собой общую технологию, которая должна обеспечивать реализацию проекта ЮНЕСКО «Образование для всех».

С 70-х годов ЮНЕСКО проводило исследования, в ходе которых выяснилось, что в мире большое количество детей совсем не получает образование. Сюда относятся разные категории детей: дети беженцев, девочки в мусульманских странах, дети-солдаты, а также дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование предусматривает обеспечение равного доступа к образованию для всех подобных категорий детей.

Право на получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и государственные гарантии реализации этого права

В 5 статье закона, которая называется «Право на образование и государственные гарантии реализации права на образование», нормы, касающиеся детей с ограниченными возможностями здоровья, выделены отдельной частью и изменены по сравнению со старым законом.

В старом законе получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования гарантировалось, вне зависимости от состояния здоровья гражданина. То есть получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья гарантировалось государством. В новом законе учитываются Положения Конвенции ООН «О правах инвалидов», которую ратифицировала Россия, и формулировка была изменена. В нем указано, что для реализации права каждого гражданина на получение качественного образования государство должно создавать необходимые условия без дискриминации лицам с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, должны создаваться условия, позволяющие корректировать нарушения в развитии, а также социальной адаптации. Здесь могут использоваться специальные педагогические подходы, создаваться условия с использованием наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения. При этом должна быть создана такая обстановка, которая максимально способствует получению образования и социальному развитию.

Что следует понимать под использованием подходящих языков? Это, в первую очередь, язык жестов, более широкого использования которого добиваются сообщества глухих.

Таким образом, современное законодательство существенно расширило проработку вопроса получения инклюзивного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, что должно дать толчок более активному развитию этого направления в современной школе.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:
Мы еще не знакомы? Давайте это исправим

Пользователи, которые регистрируются на нашем сайте получают ряд преимуществ:


  • Читают статьи с закрытыми материалами;
  • Первыми узнают новости сферы образования;
  • Получают ответы экспертов об организации работы школы

Регистрация займет не более минуты.

Подарок за регистрацию - журнал «Справочник заместителя директора школы» (pdf)!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и продолжить чтение
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать файл
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.