Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья

82

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья регулируется нормами нового законодательства, которое определяет деятельность образовательных организаций. В первую очередь, речь идет о федеральном законе №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 12 декабря 2012 года. В отличие от действующего ранее закона «Об образовании» 1992 года, в новом законе появилась отдельная статья, посвященная особенностям получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. В остальном тексте документа также встречаются нормы, которые относятся к образованию этих детей.

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья: основные термины

В законе освещены основные понятия, которые касаются получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрим основные термины. Под обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются физические лица, которые имеют недостатки в физическом либо в психическом развитии. Эти недостатки подтверждены психологами из педагогической комиссии и признаны таковыми, что препятствуют получению образования, если не создать специальные условия.

Это определение включает три важных составляющих:

  • наличие недостатка в развитии;
  • недостаток препятствует получению образования по обычным нормам в обычных условиях;
  • первые два фактора подтверждены психолого-медико-педагогической комиссией.

Такое подробное определение понятия позволяет избежать многих вопросов и недопонимания при определении детей с ограниченными возможностями здоровья и способов получения ими образования.

Адаптированной образовательной программой называет та, что адаптирована для обучения физлиц с ограниченными возможностями здоровья и учитывает их индивидуальные возможности, особенности психофизического развития, а при необходимости может обеспечить коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию этих лиц.

В законе сохранен принцип, который всегда существовал: дети с ограниченными возможностями здоровья не исключены из системы общего образования. В 17 статье старого закона было указано, что на базе основных общеобразовательных разрабатываются программы для этих детей.

В новом законе понятие адаптированной образовательной программы относится и к общему, и к профессиональному образованию.

Еще одно важное понятие в вопросах получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья – это «инклюзивное образование». Под этим понятием следует понимать обеспечение равного доступа к образованию всем обучающимся. Здесь учитываются и разнообразие, особые образовательные потребности, и индивидуальные возможности.

В России инклюзивное образование воспринимается, в основном, только относящимся к детям-инвалидам, а также детям с ограниченными возможностями здоровья.

Однако при разработке закона в части получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в это понятие вкладывалось более широкое значение, распространенное в мире. В международном сообществе инклюзивное образование представляет собой общую технологию, которая должна обеспечивать реализацию проекта ЮНЕСКО «Образование для всех».

С 70-х годов ЮНЕСКО проводило исследования, в ходе которых выяснилось, что в мире большое количество детей совсем не получает образование. Сюда относятся разные категории детей: дети беженцев, девочки в мусульманских странах, дети-солдаты, а также дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование предусматривает обеспечение равного доступа к образованию для всех подобных категорий детей.

Право на получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и государственные гарантии реализации этого права

В 5 статье закона, которая называется «Право на образование и государственные гарантии реализации права на образование», нормы, касающиеся детей с ограниченными возможностями здоровья, выделены отдельной частью и изменены по сравнению со старым законом.

В старом законе получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования гарантировалось, вне зависимости от состояния здоровья гражданина. То есть получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья гарантировалось государством. В новом законе учитываются Положения Конвенции ООН «О правах инвалидов», которую ратифицировала Россия, и формулировка была изменена. В нем указано, что для реализации права каждого гражданина на получение качественного образования государство должно создавать необходимые условия без дискриминации лицам с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, должны создаваться условия, позволяющие корректировать нарушения в развитии, а также социальной адаптации. Здесь могут использоваться специальные педагогические подходы, создаваться условия с использованием наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения. При этом должна быть создана такая обстановка, которая максимально способствует получению образования и социальному развитию.

Что следует понимать под использованием подходящих языков? Это, в первую очередь, язык жестов, более широкого использования которого добиваются сообщества глухих.

Таким образом, современное законодательство существенно расширило проработку вопроса получения инклюзивного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, что должно дать толчок более активному развитию этого направления в современной школе.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль