ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья

298

В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отдельно выделены ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. Их внедрение до сих пор вызывает споры среди специалистов. С одной стороны, в профессиональном сообществе бытует мнение, что специальный образовательный стандарт необходим. С другой стороны, существуют примеры, когда дети с ограниченными возможностями здоровья получают прекрасное образование и без него. Так в СССР были слепые, глухие кандидаты наук и люди, достигшие больших высот.

Однако в действующем законе предусмотрено наличие специального ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому стоит рассчитывать, что его внедрение задаст некие показатели качества образовательных результатов, которые должны быть достигнуты.

Кроме того, введение специального стандарта позволит урегулировать многие важные вопросы, которые сейчас подвергаются обструкции. Например, увеличение количества часов на изучение тех или иных предметов отдельными категориями обучающихся.

Зачастую большинство подобных проблем связано с финансированием. Так, финансирование выделается под государственный стандарт общего образования, под который пытаются подгонять обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Это приводит к резко негативным результатам. Например, недавно специалисты Института коррекционной педагогики обнаружили в Москве слепого семиклассника, который не умеет читать и писать, поскольку инклюзивно обучался в общеобразовательной школе и его не обучали шрифтом Брайля.

Коррекционные учреждения для детей с ОВЗ в новой типологии образовательных организаций

23-я статья закона «Об образовании в Российской Федерации» называется «Новая типология образовательных организаций» и перечисляет их основные типы:

  • дошкольные образовательные организации,
  • общеобразовательные организации,
  • профессиональные образовательные организации,
  • образовательные организации высшего образования.

После утверждения этой типологии появились вопросы относительно существования специальных коррекционных учреждений для детей с ОВЗ и некоторых других типов образовательных учреждений, как, например, санаторные школы, школы для детей с нарушением поведения и так далее.

Ответ на эти вопросы можно найти в части 5 и 6 статьи 23, где сказано, что в наименовании образовательной организации нужно указывать ее организационно-правовую форму и тип из четырех вышеперечисленных.

Кроме того, в 6 части 23 статьи сказано, что в наименовании образовательной организации можно использовать слова, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности, в зависимости от:

  • уровня и направленности образовательных программ;
  • интеграции различных видов образовательных программ;
  • содержания образовательной программы;
  • специальных условий реализации образовательных программ и/или особых образовательных потребностей обучающихся;
  • дополнительно осуществляемых функций, связанных с предоставлением образования, их содержания – лечение, коррекция, реабилитация, психолого-педагогическая поддержка, интернат.

Опираясь на 5 и 6 части 23 статьи можно вести речь о коррекционных учреждениях для детей с ОВЗ как об одном из видов общеобразовательных организаций. При этом сущность коррекционных учреждений не изменится, поскольку они всегда по своей сути были общеобразовательными, проводили итоговую аттестацию и выдавали документ об уровне образования, который соответствовал документу, выдаваемому общеобразовательным учреждением.

Отдельно всегда существовали коррекционные учреждения восьмого вида, для умственно отсталых. Они не выдавали документ об уровне образования, однако нельзя сказать, что там использовали программу отличную от общеобразовательной. Программа была сильно упрощена, изменена и перестроена, но все же оставалась общеобразовательной.

В статье 79 сказано, что образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может организовываться вместе с другими обучающимися или в отдельных классах, группах, организациях. Как видно, статьи 5, 6 и 79 подтверждают, что могут создаваться отдельных коррекционные учреждения для детей с ОВЗ.

В 79 статье также перечислены категории детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • глухие,
  • слабослышащие,
  • оглохшие,
  • слепые,
  • слабовидящие,
  • с тяжелыми нарушениями речи,
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
  • с задержкой психического развития,
  • с умственной отсталостью,
  • с расстройствами аутистического спектра,
  • со сложными дефектами и другие.

Это те категории, которые по численности включают наибольшее количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Статистически, больше всех насчитывается умственно отсталых детей, детей с задержкой психического развития, остальные категории насчитывают примерно сходное количество – около 10–12 тысяч детей.

Необходимость создания особых условий для детей с ограниченными возможностями здоровья закреплена законодательно. Это касается не только ФГОС для обучения детей с ОВЗ, но и возможность осуществления деятельности коррекционными учреждениями для детей с ОВЗ.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль