Категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Их права и льготы

168

В 79 статье федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» перечисляются категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. К ним относятся глухие, оглохшие, слабослышащие, слабовидящие, слепые, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и другие.

Наряду с привычными категориями в законе встречаются такие, которые требуют более детального рассмотрения. Одной из таких категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являются дети с расстройствами аутистического спектра. Это новая, не очень хорошо проработанная в нормативных документах категория, хотя существуют отработанные методики и практики для работы с такими детьми. Включение этой категории в закон говорит о том, что работа с ними будет совершенствоваться дальше.

Дети со сложными дефектами – тоже новая категория обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которая на самом деле всегда существовала, только не озвучивалась как отдельная. Дети, которые в нее включены рассматривались как обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья по тому или иному ведущему дефекту. Здесь речь может идти, в первую очередь, о детях с умственной отсталостью: глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих или с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для них в школах создаются отдельные классы, которые раньше назывались вспомогательными, а теперь – специальными.

Однако появились другие категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Это дети со сложными дефектами, в понимании которых пока нет однозначности. Проблема требует решения, ведь с разными категориями детей нужно применять различную методику.

Новый закон об образовании вводит еще одно понятие, которое облегчает образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Это понятие «организации, осуществляющие обучение» и оно больше актуально для не образовательных учреждений. Ее введение открывает широкие возможности обучать детей в учреждениях социального обслуживания, например, где они проводят длительный промежуток времени. Раньше у таких учреждений были проблемы с узакониванием образовательной деятельности. Однако сейчас детские дома-интернаты могут получать лицензию на ведение образовательной деятельности, при необходимости, аккредитацию, а также выдавать документы, аналогичные тем, которые выдают коррекционные учреждения восьмого вида (для умственно отсталых).

Основные права обучающихся с ОВЗ

Основные права обучающихся с ОВЗ и меры их социальной поддержки закреплены в статье 34 закона «Об образовании в Российской Федерации». В частности, там указано, что обучающимся должны быть предоставлены академические права, в том числе, на предоставление условий для обучения, учитывая особенности их психофизического развития, а также состояния здоровья. При необходимости дети могут получить социальную, педагогическую и психологическую помощь, бесплатную психолого-медико-педагогической коррекцию.

Это достаточно важное право обучающихся с ОВЗ, которое, с одной стороны, законодательно устанавливает обязательства государства бесплатно оказывать психолого-медико-педагогическую коррекцию, а с другой стороны, закрепляет право обучающегося на получение психолого-медико-педагогической коррекции бесплатно.

Здесь возникает вопрос об объеме психолого-медико-педагогической коррекции. Он частично должен быть разрешен при разработке специального федерального государственного образовательного стандарта. Ведь образовательный стандарт включает в себя три требования:

  • к структуре программы,
  • к условиям ее реализации,
  • к результатам ее освоения.

Здесь стоит помнить, что в рамках реализации прав обучающихся с ОВЗ в структуре образовательной программы обязательно должны предусматриваться специальные предметы, часы или занятия, отданные психолого-медико-педагогической коррекции, без которой ребенок не освоит общеобразовательную программу.

Какие льготы могут получать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья? В первую очередь, это государственная социальная стипендия, которая была и раньше. Она назначается студентам учреждений профессионального образования, которые являются детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства.

Новым здесь будет включение студентов, которые являются инвалидами с детства. Ранее возникал ряд вопросов, например, слабослышащий ребенок до 18 лет имел статус ребенка-инвалида, а в 18 лет ему давали III группу инвалидности по причине «инвалид с детства». Он сразу же лишался целого комплекса льгот. Теперь закон говорит, что если такие дети поступают в учреждения профессионального образования, то им в обязательном порядке назначается государственная социальная стипендия.

Также к правам обучающихся с ОВЗ можно отнести то, что этим категориям в первоочередном порядке предоставляется жилье в образовательной организации. Это в большей степени касается профессиональных образовательных организаций и в меньшей – образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы.

Как видно, в новый закон «Об образовании в Российской Федерации» включены понятия и нормы, которые расширяют возможности в работе с различными категориями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, закрепляют их права и определяют меры социальной поддержки.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль