Психолого-педагогическая и медицинская социальная помощь обучающимся на дому детям-инвалидам

84

Каким образом организовывается охрана здоровья обучающихся с ОВЗ? Для таких детей, которые осваивают основные общеобразовательные программы и нуждаются в длительном лечении, создаются отдельные самостоятельные образовательные организации, в частности санаторные, в которых проводятся все необходимые лечебные, реабилитационно-оздоровительные процедуры.

Кроме того, обучение этих детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть организовано на дому или в медорганизациях. Это осуществляется на основании заключения медицинской организации в письменной форме и обращения родителей и/или законных представителей.

В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» по сравнению со старым законом более подробно освещен раздел, касающийся организации обучения на дому детей-инвалидов и других категорий детей с ОВЗ. Дети-инвалиды, которым рекомендуется обучение на дому, в нем выделены в отдельную категорию. Проведение обучения детей-инвалидов регламентируется также законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В частности, в 18 статье говорится, что если отсутствует возможность воспитывать и обучать детей-инвалидов в специальных или общих дошкольных и общеобразовательных учреждениях, то с согласия родителей их обучение по индивидуальной полной общеобразовательной программе проводится на дому. Размеры компенсации затрат родителей на эти цели, а также порядок обучения регулируются законами и нормативными актами субъектов Российской Федерации, расходы – являются обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации. Эта же схема распространяется и на обучающихся, не являющихся детьми-инвалидами.

Согласно 3 и 4 пунктам 1 части 8 статьи закона, органы госвласти субъектов Российской Федерации уполномочены посредством предоставления субвенции местным бюджетом обеспечивать государственные гарантии на реализацию права бесплатного обучения, в частности, организации обучения на дому детей-инвалидов.

Нормативы, которые устанавливаются субъектами РФ в сфере образования, должны в соответствии с ФГОС определяться по каждому из уровней образования, для каждого профиля, вида и направленности образовательных программ. При этом учитываются федерально-государственные требования, формы обучения, типы образовательной организации, образовательные технологии, сетевые формы реализации образовательных программ, специальные условия получения образования обучающимися с ОВЗ, возможности обеспечения дополнительного профессионального образования и пр. То есть закон позволяет определить норматив, в том числе количество часов, отводимое на организацию обучения на дому детей-инвалидов.

Законом устанавливается и ответственность за реализацию этой меры. Этот вопрос находится в ведении уполномоченного органа субъекта Российской Федерации. При определении количества часов, отводимых на обучение детей на дому, следует помнить о рекомендациях СанПиНа, которые устанавливают предельную нагрузку обучающихся по общеобразовательным предметам.

Психолого-педагогическая и медицинская социальная помощь обучающимся

Отдельная статья федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» посвящена психолого-педагогической и медицинской социальной помощи обучающимся. Она предусматривает возможность и необходимость создания специальных центров, оказывающих такую помощь. Раньше эти центры существовали как образовательные учреждения и должны были реализовывать какие-то образовательные программы, получать на это лицензию, проходить аккредитацию, что создавало серьезные помехи в работе.

Новый закон предусматривает создание этих центров как не образовательных учреждений, которые теперь могут заниматься тем, ради чего создаются: оказанием психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся образовательных организаций, которые испытывают трудности при обучении.

Что следует понимать под психолого-педагогической, социальной, медицинской помощью? Ее оказание предусматривает:

  • проведение психолого-педагогических консультаций обучающихся, родителей и/или законных представителей, а также педагогических работников;
  • компенсирующие и коррекционно-развивающие занятия с обучающимися;
  • оказание логопедической помощи обучающимся;
  • осуществление комплекса реабилитационных и прочих медицинских мероприятий;
  • оказание помощи учащимся в профориентации, получении профессии, а также социальной адаптации.

Кроме того, центр может выполнять функции психолого-медико-педагогической комиссии, в том числе проводить комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей и давать свои рекомендации.

Таким образом, с введением новых нормативных документов, некоторые вопросы, которые касаются организации обучения на дому детей-инвалидов, а также функционирования центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся, стали более подробно описаны, что делает работу в этих направлениях более эффективной.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль