Особенности организации получения общего образования обучающимися с ОВЗ

37

Отдельная часть 79 статьи закона «Об образовании в Российской Федерации» посвящена особенностям организации получения общего образования обучающимися с ОВЗ.

Рассматривалась возможность издания отдельного нормативного акта об особенностях организации образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Но этот вариант отклонили, потому что в таком документе нужно было бы отразить особенности организации образовательной деятельности на всех уровнях образования, начиная от дошкольников, кончая послевузовским образованием. Сформировать такой документ, выстроить его логику достаточно сложно, как и избежать путаницы в понятийном аппарате и так далее. Поэтому было принято решение, что особенности организации получения образования детьми с ОВЗ будут отражены в виде разделов в аналогичных приказах по профессиональному образованию, по общему образованию, по дошкольному образованию.

Особенности организации общего образования обучающимся с ОВЗ различных категорий

30 августа 2013 года вышел приказ Минобрнауки №1015, в котором есть разделы, касающиеся особенностей организации получения общего образования обучающимися с ОВЗ.

В пункте 16 установлено, что образовательная деятельность по общеобразовательным, в том числе адаптированным программам, организуется в соответствии с расписанием учебных занятий, которое установлено в образовательной организации.

Пунктами 23-24 определяется, что в образовательных организациях создаются спецусловия для получения общего образования обучающимися с ОВЗ. Дальше выделены некие общие условия, которые разделены по категориям детей с ограниченными возможностями здоровья. Например, для обучающихся с ОВЗ по зрению – это:

  • адаптация сайтов образовательных организаций, которая учитывает потребности инвалидов по зрению и приводит их к международному стандарту доступности веб-сервисов и веб-контента;
  • размещение справочной информации о расписании учебных заняти,й лекций в доступных для слабовидящих и слепых обучающихся местах в адаптированной форме;
  • присутствие ассистента, который оказывает обучающемуся необходимую помощь;
  • выпуск альтернативных форматов печатных материалов – аудиофайлы или печатные издания с крупным шрифтом;
  • обеспечение для обучающегося, который является слепым и использует собаку-поводыря, доступа к зданию образовательного учреждения, места для собаки во время обучения самого обучающегося.

Также в приказе выделены некоторые особенности организации получения общего образования обучающимися с ОВЗ по слуху. К ним относится:

  • дублирование визуальной информацией звуковой справочной информации о расписании учебных занятий;
  • установка мониторов, на которых транслируются субтитры. Мониторы, их количество и размеры необходимо определять с учетом площади помещений.

Для обучающихся с ОВЗ, которые имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, организация получения общего образования предусматривает обеспечение постоянного беспрепятственного доступа в учебные помещения, столовые, туалеты и другие помещения. Для этого используются пандусы, поручни, расширенные дверные проемы, лифты, локальное понижение стоек барьеров, специальные кресла и другие приспособления.

Также в статье выделен отдельный раздел, которые касается организации получения общего образования всеми категориями обучающихся с ОВЗ. Он не дает исчерпывающих рекомендаций, но составлен в формулировках, которые должны применяться к каждой категории детей. Сюда относится, например, коррекция нарушения развития социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов с использованием наиболее подходящих языков, методов и способов общения. Это позволяет получить образование определенного уровня и направленности, а также способствует социальному развитию детей с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования.

Все эти нормы, которые закреплены законодательно, призваны улучшить качество образования и повысить образовательные результаты детей с ОВЗ, которые проходят обучение по программам общего образования, являющихся адаптированными.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль