Особенности организации получения общего образования обучающимися с ОВЗ

73

Отдельная часть 79 статьи закона «Об образовании в Российской Федерации» посвящена особенностям организации получения общего образования обучающимися с ОВЗ.

Рассматривалась возможность издания отдельного нормативного акта об особенностях организации образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Но этот вариант отклонили, потому что в таком документе нужно было бы отразить особенности организации образовательной деятельности на всех уровнях образования, начиная от дошкольников, кончая послевузовским образованием. Сформировать такой документ, выстроить его логику достаточно сложно, как и избежать путаницы в понятийном аппарате и так далее. Поэтому было принято решение, что особенности организации получения образования детьми с ОВЗ будут отражены в виде разделов в аналогичных приказах по профессиональному образованию, по общему образованию, по дошкольному образованию.

Особенности организации общего образования обучающимся с ОВЗ различных категорий

30 августа 2013 года вышел приказ Минобрнауки №1015, в котором есть разделы, касающиеся особенностей организации получения общего образования обучающимися с ОВЗ.

В пункте 16 установлено, что образовательная деятельность по общеобразовательным, в том числе адаптированным программам, организуется в соответствии с расписанием учебных занятий, которое установлено в образовательной организации.

Пунктами 23-24 определяется, что в образовательных организациях создаются спецусловия для получения общего образования обучающимися с ОВЗ. Дальше выделены некие общие условия, которые разделены по категориям детей с ограниченными возможностями здоровья. Например, для обучающихся с ОВЗ по зрению – это:

  • адаптация сайтов образовательных организаций, которая учитывает потребности инвалидов по зрению и приводит их к международному стандарту доступности веб-сервисов и веб-контента;
  • размещение справочной информации о расписании учебных заняти,й лекций в доступных для слабовидящих и слепых обучающихся местах в адаптированной форме;
  • присутствие ассистента, который оказывает обучающемуся необходимую помощь;
  • выпуск альтернативных форматов печатных материалов – аудиофайлы или печатные издания с крупным шрифтом;
  • обеспечение для обучающегося, который является слепым и использует собаку-поводыря, доступа к зданию образовательного учреждения, места для собаки во время обучения самого обучающегося.

Также в приказе выделены некоторые особенности организации получения общего образования обучающимися с ОВЗ по слуху. К ним относится:

  • дублирование визуальной информацией звуковой справочной информации о расписании учебных занятий;
  • установка мониторов, на которых транслируются субтитры. Мониторы, их количество и размеры необходимо определять с учетом площади помещений.

Для обучающихся с ОВЗ, которые имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, организация получения общего образования предусматривает обеспечение постоянного беспрепятственного доступа в учебные помещения, столовые, туалеты и другие помещения. Для этого используются пандусы, поручни, расширенные дверные проемы, лифты, локальное понижение стоек барьеров, специальные кресла и другие приспособления.

Также в статье выделен отдельный раздел, которые касается организации получения общего образования всеми категориями обучающихся с ОВЗ. Он не дает исчерпывающих рекомендаций, но составлен в формулировках, которые должны применяться к каждой категории детей. Сюда относится, например, коррекция нарушения развития социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов с использованием наиболее подходящих языков, методов и способов общения. Это позволяет получить образование определенного уровня и направленности, а также способствует социальному развитию детей с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования.

Все эти нормы, которые закреплены законодательно, призваны улучшить качество образования и повысить образовательные результаты детей с ОВЗ, которые проходят обучение по программам общего образования, являющихся адаптированными.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль