Дифференциация положения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе образования

47

Приказ Минобрнауки №1015 от 30 августа 2013 года закрепляет дифференциацию положения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе обучения. Это касается всех категорий таких детей. Так, в документе установлено, то в образовательных организациях, где обучают слабослышащих детей, следует создавать два отделения. Это очень важно, потому система работы в этих отделениях построена на разных принципах и использует разные методики: для обучающихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, и обучающихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.

Также установлено, что в образовательной организации для слепых и слабовидящих дети могут обучаться совместно. В редких случаях организовываются школы отдельно для слепых и отдельно для слабовидящих. В Российской Федерации насчитывает 17 школ для слепых, хотя в них учатся и слабовидящие.

В рамках дифференциации положения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в таких учреждениях допускается совместное обучение детей с пониженным зрением, амблиопией, косоглазием, которые нуждаются в офтальмологическом сопровождении. Основой обучения слепых является система Брайля, а для слабовидящих создаются несколько иные условия, например, учебники, распечатанные укрупненным шрифтом.

Следующая дифференциация положения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – это дифференциация среди детей, имеющих тяжелые нарушения речи. В них тоже традиционно существовали, и утверждены этим приказом, два отделения: для обучающихся с общим недоразвитием речи и для заикающихся при нормальном развитии речи. Действительно, у заикающихся в целом речь развита нормально, нарушена только ее коммуникативная функция, то есть умение общаться при помощи речи. При этом связная речь, внутренняя речь, понимание речи у них может быть нормальным. Зачастую такие дети попадают в первое отделение, поскольку у них нет альтернативы.

В образовательных организациях для умственно отсталых детей, согласно приказу, создаются классы для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Это существовало и раньше, а сейчас закреплено в рамках дифференциации положения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья заново.

Далее вводятся несколько новаций. Во-первых, допускается совместное обучение обучающихся с задержкой психического развития и обучающихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития. Во-вторых, совместное обучение по образовательным программам обучающихся с умственной отсталостью и обучающихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью. Существует оговорка: не более одного ребенка в один класс. Кроме того, для детей с расстройствами аутистического спектра должен быть специальный помощник, по крайней мере, на период адаптации их в школе.

Эти новации не претендуют на исчерпывающий подход, однако продолжают дело разработок и усовершенствований методик, систем работы с детьми с ОВЗ.

Положение о трудовом обучении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В приказе есть пункт 30, который относится, в первую очередь, к учреждениям для умственно отсталых, и регулирует один из важнейших аспектов – их трудовое обучение. В общей формулировке указано, что реализация адаптированных образовательных программ в части трудового обучения происходит исходя из региональных условий с учетом потребности в рабочих кадрах, положения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, особенностей и здоровья обучающихся, на основе выбора профиля труда, с учетом интересов родителей.

Установлены специальные условия: проведение лечебно-восстановительной, образовательной деятельности, коррекционных занятий. Кроме того, оговорен важный пункт, что несмотря на свободу, которая сейчас дана субъектам в определении штатного расписания, ставок, в частности учителей-логопедов, педагогов, психологов, существует определенный норматив. Он позволяет этим специалистам работать в комфортных условиях и получать достойную оплату труда.

Так, предусмотрено установление штатной единицы с учетом положения и количества обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

  • учителя-дефектолога, сурдопедагога, тифлопедагога на каждые 6-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • учителя-логопеда на каждые 6-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • педагога-психолога на каждые 20 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • тьютора, ассистента-помощника на каждые 1-6 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Эти нормативы актуальны и в условиях, когда ребенок обучается совместно с другими детьми в общеобразовательной организации, и в условиях, когда дети обучаются в специальной или коррекционной образовательной организации, собранные вместе по категориям.

Одна из частей статьи 79 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорит о том, что положение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые проживают в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предусматривает полное государственное обеспечение: получение питания, одежды, обуви, мягкого и жесткого инвентаря. Другие обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Стоит отметить, что действующее законодательство не дает определения, что такое полное государственное обеспечение, когда речь идет о положении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Нормативы обеспечения права ребенка на образование, включая дополнительные особые условия, устанавливает субъект Российской Федерации. При этом он может по-своему трактовать понятие полного государственного обеспечения в разумных пределах.

Также предусмотрено бесплатное обеспечение обучающихся специальными учебниками, подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами, а также повышение их квалификации.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль