Виды контроля в школе, его методы и основные формы проведения

638

Контроль – это одна из основных функций управления, завершающая стадия его цикла. Он является частью систематической проверки руководителем, иным лицом или органом исполнения задания, приказа, решения и других распоряжений для успешного разрешения проблем и достижения конкретных результатов. Школьный контроль является неотъемлемой частью процесса принятия и реализации управленческих решений в школе. 

Внутришкольный контроль (ВШК) является основной функцией, компонентом педагогического менеджмента. Он позволяет получить и переработать информацию о ходе и результатах образовательной деятельности, являясь, таким образом, основой управленческих решений в школе. Составляющими внутршикольного контроля являются:

  • наблюдение, 
  • изучение, 
  • анализ, 
  • диагностика, 
  • прогнозирование развития образовательной организации. 

ВШК обеспечивает оценку эффективности деятельности участников образовательных отношений от педагога до административно-управленческого персонала. 

Основные виды контроля в школе

Существуют несколько подходов к классификации видов контроля в школе. ВШК можно разделить на три типа: предварительный, текущий и итоговый. Также его можно классифицировать, основываясь на сочетании его форм и методов: обзорный, предварительный, персональный. Большинство образовательных организаций ориентируются на два вида внутришкольного контроля по ширине объекта: тематический и фронтальный.

Если рассматривать классификацию видов контроля в школе, исходя из его определения как важнейшей функции педагогического менеджмента, то можно разделить его по степени вовлеченности носителя контроля в процесс контроля, определения и реализации контролируемых результатов. В процесс входят текущий контроль в школе, проверка, ревизия и аудит. 

Также организацию внутришкольного контроля в школе можно классифицировать по принадлежности предприятию носителя контроля на внутренний контроль, внешний контроль, добровольный контроль, контроль согласно уставу, договорной контроль, контроль, согласно законодательству. 

Виды контроля в школе могут дифференцироваться по объекту контроля на контроль объекта, решения, результата, по регулярности на регулярный, нерегулярный, специальные проверки и по объёму на полный, сплошной, выборочный.  Помимо этого используется классификация по отношению к времени реализации контролируемых решений и действий на предварительный, текущий, последующий. 

Если рассматривать виды контроля в школе с точки зрения чистого менеджмента, то можно использовать следующую классификацию: 

  • по типу – традиционный, опережающий, стратегический;
  • по сферам – административный, финансовый, маркетинговый, производственный; 
  • по объектам – ресурсы, основная деятельность, имидж организации, информация; 
  • по субъектам – администрация, функциональные службы, специальные подразделения, сами работники;
  • по интенсивности - пассивный и активный, по месту осуществления – летучий и стационарный;
  • по стадиям осуществления – предварительный, текущий, и итоговый.

Форма внутришкольного контроля может устанавливаться в зависимости от выбора проверяемых объектов. В таком случае ВШК делится на персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий, комплексно-обобщающий.  Также его можно проводить по уровню управления, осуществляя внешний, административный, коллективный контроль, взаимоконтроль и самоконтроль. ВШК систематизируется по периодичности проведения на предварительный, текущий и итоговый. Ещё одной формой проведения внутришкольного контроля является деятельность по логической последовательности. Данная форма делит ВШК делится на входной, предварительный, текущий, эпизодический, периодический. Также контроль может разделяться по характеру проведения на плановый, оперативный, спонтанный, эпизодический.

Вне зависимости от выбранного вида и формы внутришкольного контроля он должен отвечать своей основной задаче - изучению и анализу образовательной деятельности в школе с целью координации всей её работы, согласно стоящим перед ней целям и задачам, предупреждению возможных ошибок, оказанию необходимой помощи участникам образовательных отношений.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль