Эффективность расходования средств: полномочия образовательных организаций

40

Сегодня в образовании, как и во всей социальной сфере, очень важным является достижение качества и конкурентоспособности. В разрезе финансирования образовательных организаций этого можно добиться путем грамотного соединения ресурсов бюджетных и внебюджетных средств. Эффективность расходования бюджетных средств отслеживается не только на местах, но и государством, в частности, Минфин старается проанализировать, насколько предоставленная самостоятельность в распоряжении средствами позволяет перейти к содержательным результатам.

Основной задачей финансирования образовательных организаций и грамотного использования бюджетных средств остается повышение эффективности. Однако работа за счет бюджетных средств не ограничивает права образовательных учреждений организовывать предоставление платных услуг, осуществлять работу по договорам.

Важным здесь является возможность работать за пределами государственного или муниципального задания на увеличение объема финансирования образовательных организаций, чтобы повысить удовлетворенность семей обучающихся, а также качество образовательных услуг. Достаточная ресурсная обеспеченность образовательных учреждений позволяет решать задачи развития, переоснащения образовательного процесса, создания современных условий.

Это закреплено и в новом законе «Об образовании», который принят 29 декабря 2012 года и нацелен на увеличение качества, а также повышение конкурентоспособности образования. Важно, что закон полностью согласован с задачами бюджетной политики, а также Федеральным законом от 08.05.2010 N83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Для всех работников образовательных учреждений это очень важно, поскольку исключает разногласия, разночтения, правовые проблемы между бюджетной политикой и политикой финансирования образовательных организаций.

Чтобы найти баланс между экономической эффективностью и теми социальными гарантиями, которые предоставлены в сфере образования, следует ответить на ряд вопросов. Как достичь конкурентоспособного образования? Кто способен справиться с этими задачами? Какие полномочия даны образовательным учреждениям, региональным органам власти, органам местного самоуправления? Какова роль общественных организаций, а также органов контроля и надзора?

Полномочия образовательных организаций разных видов

Подробнее следует остановиться на изменениях в полномочиях образовательных организаций, которые появились после утверждения новой парадигмы образовательного процесса.

В законе «Об образовании» выделяются организации, которые обеспечивают обучение, собственно образовательные организации, и организации, осуществляющие образовательную деятельность. Это закреплено в пунктах 18, 19 и 20 второй статьи закона «Об образовании в РФ». Чем отличаются полномочия этих образовательных организаций?

Согласно пункту 18 закона, образовательные организации – это общее, родовое понятие для государственных, муниципальных, негосударственных учреждений, для которых в соответствии с уставом образование является ведущей деятельностью. Это организации некоммерческого сектора, целевое использование имущества и распределение прибыли которых осуществляется исключительно в тех целях, которые написаны в уставе. Собственником таких организаций может быть государство, муниципалитет или частные организации. Здесь не важна форма собственности, важно, что организации относятся к некоммерческому сектору. Второй очень важный признак, в рамках которого осуществляются полномочия образовательных организаций: предоставление образовательных услуг у них – ведущая, основная деятельность.

Наряду с ними к осуществлению образовательной деятельности допущены научные организации, учреждения здравоохранения, которые во время длительного лечения осуществляют образовательные программы, обучение или воспитание детей. Эти организации могут быть как коммерческими, так и некоммерческими.

Согласно пункту 19 второй статьи закона «Об образовании в РФ», организации, осуществляющие обучение, – это любые юридические лица, для которых образование не является ведущей деятельностью. Ведущей деятельностью у них могут быть научные разработки, оздоровление, социальное обеспечение и пр. Получив лицензию, они получают полномочия образовательных организаций, то есть право реализовывать образовательные программы.

Если, согласно закону, мы хотим говорить обо всех организациях в целом, то используется еще одно понятие – организации, осуществляющие образовательную деятельность. Сюда относятся организации, для которых образование – ведущая деятельность, а также те, которые имеют на нее право. К ним можно также отнести индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, которые реализовывают полномочия образовательных организаций, в частности, в области дошкольного общего и дополнительного образования для детей, а также профессионального обучения. При этом образовательные организации имеют равный доступ к финансированию по субсидии на основании задания учредителя.

Деятельность всех образовательных организаций, независимо от их полномочий, должна быть направлена на повышение эффективности использования финансовых средств, что позволяет повысить качество образовательного процесса и улучшить результаты учащихся.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль