Государственное финансирование образовательных учреждений различных видов

57

Федеральный закон N10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 28 февраля 2012 года, который вступил в действие с 1 июля 2012 года, предоставил равный доступ к государственному финансированию образовательных учреждений как государственным, так и негосударственным организациям. Новый федеральный закон «Об образовании в РФ» сохранил в полномочиях субъектов РФ передачу средств негосударственным организациям на осуществление образовательной деятельности по тем же нормативам, по которым финансируются обучающиеся в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Чем отличается государственное финансирование образовательных учреждений государственного и негосударственного сектора?

Фактически разница заключается только в расходах на содержание имущества. Государственные органы власти не передают негосударственным организациям возмещение на содержание имущества. Содержание имущественного комплекса или уплата аренды остается в полномочиях негосударственных организаций. А возмещение расходов по деятельности, которая осуществляется в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, в соответствии с основной образовательной программой, передается муниципальным, государственным и негосударственным образовательным организациям. Это реализовывается в рамках принципа равного доступа к государственному финансированию образовательных учреждений.

При этом форма передачи средств одинаковая: государственное или муниципальное задание на основе субсидий с встроенными показателями по объему и по качеству оказываемых услуг, выполняемых работ, которые зафиксированы в задании. На образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, полностью возложена ответственность за реализацию в полном объеме требований к условиям осуществления образовательных программ, к структуре программ и к результатам обучающихся. Государственное финансирование образовательных учреждений направлено на реализацию федеральных образовательных стандартов.

Бюджетный кодекс предусматривает право установления задания на трехлетний период, если принят трехлетний бюджет. В противном случае задание устанавливается ежегодно. На кого возложена эта функция? Задание устанавливает учредитель. Ответственность за финансирование негосударственного сектора и лежит на региональных органах власти. Органы местного самоуправления ответственны за организацию предоставления услуг, то есть содержание имущественного комплекса, оплату коммунальных услуг и пр.

Полномочия, которыми обладают общественные организации, – это участие в управлении, а именно возможность формировать при образовательных организациях органы общественного самоуправления, которые принимают участие в разработке локальных нормативно-правовых актов, контроле, разработке стратегии развития. Например, это могут быть вопросы 5 или 6-дневной работы образовательной организации, способа реализации внеурочной деятельности.

Эти полномочия реализовываются совместно с органами общественного самоуправления, которые организуются в образовательных организациях. Функции контроля и надзора в отношении дошкольного, дополнительного и общего образования в основном переданы на региональный уровень управления.

Таким образом, равный доступ к государственному финансированию образовательных учреждений в части возмещения расходов на оказание услуг и выполнение работ сегодня гарантирует прозрачную, честную конкуренцию, выполнение стандартов по отношению к обучающимся.

Государственное финансирование бюджетных, автономных и казенных образовательных учреждений

В отношении государственного финансирования образовательных учреждений сегмент бюджетных и автономных организаций сегодня работает фактически на одинаковых принципах. Оба типа организаций получают задание на предоставление услуг, выполнение работ. Они имеют право участия в открытых конкурсах и оказания платных образовательных услуг. Плюсом такого положения дел является то, что не только автономным, но и бюджетным организациям предоставляют право самостоятельного ведения финансово-хозяйственной деятельности и распределения средств государственного финансирования образовательных учреждений. К негативным моментам можно отнести давление на автономные учреждения с тем, чтобы они возвращали счета в казначейство, осуществляли закупки через муниципальные агентства, что необязательно.

С 1 января 2014 года для муниципальных организаций вводится обязательство осуществлять закупки по тем положениям, которые они разработали самостоятельно. Закон N94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на них не распространяется. С 1 января 2014 года каждое автономное учреждение создает свое положение о закупках, и только те, кто не составляет его, должны руководствоваться законом N94-ФЗ. Положения, которые разрабатываются организациями, должны отвечать требованиям прозрачности и конкурсности, по которой осуществляется выбор поставщиков в зависимости от качества.

В отношении задания учредителя, под которое выделяется государственное финансирование образовательных учреждений, между бюджетными и автономными учреждениями разницы не предусмотрено. Они финансируются по одним и тем же нормативам, форма задания для них одна и та же, показатели качества, объем услуг – одинаковы. Если бюджетным и автономным учреждениям устанавливается задание, то они обязаны его выполнить и не имеют права отказаться.

В соответствии с Законом N10-ФЗ и новым законом «Об образовании в РФ», негосударственные учреждения оказываются в сходном положении. Они могут получить задание, средства государственного финансирования образовательных учреждений на его выполнение в виде субсидий, выполнять контракты на основе открытого конкурса, оказывать платные услуги. Их право получить субсидию на выполнение задания не ограничивает их в другой сфере деятельности, в гибком реагировании на спрос и пожелания семей. Таким образом, негосударственные, бюджетные, автономные учреждения работают по принципу наибольшей эффективности, самостоятельно распоряжаясь субсидией в рамках задания, отвечая на запросы семей, на обязательства выполнения федеральных, государственных, образовательных стандартов.

С введением Закона N83-ФЗ бюджетные автономные учреждения стали собственниками своих заработанных средств и могут самостоятельно распоряжаться субсидией. У казенных учреждений права распоряжения заработанными средствами нет.

При этом казенные учреждения остаются в рамке довольно жестких требований по выполнению социальных гарантий. Государственное финансирование казенных образовательных учреждений осуществляется по смете, без получения задания. Учредитель может установить задание казенному учреждению, хотя и не обязан это делать, однако содержать его он будет все равно по смете. Существует заблуждение, что, так как казенные учреждения финансируются по смете, то они гарантированы в объеме финансирования, в получении тех средств, которые необходимы для осуществления их деятельности. Однако все, что зарабатывает казенное учреждение, сохраняется как неналоговые доходы бюджета. Поэтому они не имеют мотивации к тому, чтобы зарабатывать средства. Все заработанные средства поступают в полное распоряжение учредителя, который решает, как ими распоряжаться.

В то время как бюджетные, автономные организации переходят от сметного к нормативному государственному финансированию образовательных учреждений, казенные учреждения сохраняют сметное финансирование. На первых порах переходного периода после вступления в силу Закона N83-ФЗ муниципалитеты старались оставлять учреждения в форме казенных, однако постепенно они начали задумываться о том, чтобы перевести их в статус бюджетных или автономных.

Чтобы перейти из казенного в бюджетное учреждение, должны действовать определенные локальные нормативные правовые акты о порядке и условиях изменения типа. Если речь идет о государственной организации, то акты субъектов РФ, если муниципальном – муниципалитета. При этом учредитель решает, к какому типу относится то или иное учреждение. Это касается автономных, бюджетных и казенных организаций. Соответственно принимается решение о государственном финансировании образовательных учреждений.

На первоначальной стадии подготовки к введению в действие Федерального Закона N83-ФЗ казенные учреждения создавались по составленному перечню. Чтобы изменить тип на автономный разрабатывался пакет документов и предъявлялся учредителю. Решение принималось индивидуально по такому каждому учреждению. Все учреждения, которые не получили статус автономного и не были включены в казенные остались бюджетными учреждениями, но в новой форме.

Сегодня чтобы перевести казенное учреждение в бюджетное недостаточно просто выйти из списка. У муниципалитета должен быть порядок и условия перевода казенных учреждений в бюджетные или автономные.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль