Государственное финансирование образовательных учреждений различных видов

96

Федеральный закон N10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 28 февраля 2012 года, который вступил в действие с 1 июля 2012 года, предоставил равный доступ к государственному финансированию образовательных учреждений как государственным, так и негосударственным организациям. Новый федеральный закон «Об образовании в РФ» сохранил в полномочиях субъектов РФ передачу средств негосударственным организациям на осуществление образовательной деятельности по тем же нормативам, по которым финансируются обучающиеся в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Чем отличается государственное финансирование образовательных учреждений государственного и негосударственного сектора?

Фактически разница заключается только в расходах на содержание имущества. Государственные органы власти не передают негосударственным организациям возмещение на содержание имущества. Содержание имущественного комплекса или уплата аренды остается в полномочиях негосударственных организаций. А возмещение расходов по деятельности, которая осуществляется в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, в соответствии с основной образовательной программой, передается муниципальным, государственным и негосударственным образовательным организациям. Это реализовывается в рамках принципа равного доступа к государственному финансированию образовательных учреждений.

При этом форма передачи средств одинаковая: государственное или муниципальное задание на основе субсидий с встроенными показателями по объему и по качеству оказываемых услуг, выполняемых работ, которые зафиксированы в задании. На образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, полностью возложена ответственность за реализацию в полном объеме требований к условиям осуществления образовательных программ, к структуре программ и к результатам обучающихся. Государственное финансирование образовательных учреждений направлено на реализацию федеральных образовательных стандартов.

Бюджетный кодекс предусматривает право установления задания на трехлетний период, если принят трехлетний бюджет. В противном случае задание устанавливается ежегодно. На кого возложена эта функция? Задание устанавливает учредитель. Ответственность за финансирование негосударственного сектора и лежит на региональных органах власти. Органы местного самоуправления ответственны за организацию предоставления услуг, то есть содержание имущественного комплекса, оплату коммунальных услуг и пр.

Полномочия, которыми обладают общественные организации, – это участие в управлении, а именно возможность формировать при образовательных организациях органы общественного самоуправления, которые принимают участие в разработке локальных нормативно-правовых актов, контроле, разработке стратегии развития. Например, это могут быть вопросы 5 или 6-дневной работы образовательной организации, способа реализации внеурочной деятельности.

Эти полномочия реализовываются совместно с органами общественного самоуправления, которые организуются в образовательных организациях. Функции контроля и надзора в отношении дошкольного, дополнительного и общего образования в основном переданы на региональный уровень управления.

Таким образом, равный доступ к государственному финансированию образовательных учреждений в части возмещения расходов на оказание услуг и выполнение работ сегодня гарантирует прозрачную, честную конкуренцию, выполнение стандартов по отношению к обучающимся.

Государственное финансирование бюджетных, автономных и казенных образовательных учреждений

В отношении государственного финансирования образовательных учреждений сегмент бюджетных и автономных организаций сегодня работает фактически на одинаковых принципах. Оба типа организаций получают задание на предоставление услуг, выполнение работ. Они имеют право участия в открытых конкурсах и оказания платных образовательных услуг. Плюсом такого положения дел является то, что не только автономным, но и бюджетным организациям предоставляют право самостоятельного ведения финансово-хозяйственной деятельности и распределения средств государственного финансирования образовательных учреждений. К негативным моментам можно отнести давление на автономные учреждения с тем, чтобы они возвращали счета в казначейство, осуществляли закупки через муниципальные агентства, что необязательно.

С 1 января 2014 года для муниципальных организаций вводится обязательство осуществлять закупки по тем положениям, которые они разработали самостоятельно. Закон N94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на них не распространяется. С 1 января 2014 года каждое автономное учреждение создает свое положение о закупках, и только те, кто не составляет его, должны руководствоваться законом N94-ФЗ. Положения, которые разрабатываются организациями, должны отвечать требованиям прозрачности и конкурсности, по которой осуществляется выбор поставщиков в зависимости от качества.

В отношении задания учредителя, под которое выделяется государственное финансирование образовательных учреждений, между бюджетными и автономными учреждениями разницы не предусмотрено. Они финансируются по одним и тем же нормативам, форма задания для них одна и та же, показатели качества, объем услуг – одинаковы. Если бюджетным и автономным учреждениям устанавливается задание, то они обязаны его выполнить и не имеют права отказаться.

В соответствии с Законом N10-ФЗ и новым законом «Об образовании в РФ», негосударственные учреждения оказываются в сходном положении. Они могут получить задание, средства государственного финансирования образовательных учреждений на его выполнение в виде субсидий, выполнять контракты на основе открытого конкурса, оказывать платные услуги. Их право получить субсидию на выполнение задания не ограничивает их в другой сфере деятельности, в гибком реагировании на спрос и пожелания семей. Таким образом, негосударственные, бюджетные, автономные учреждения работают по принципу наибольшей эффективности, самостоятельно распоряжаясь субсидией в рамках задания, отвечая на запросы семей, на обязательства выполнения федеральных, государственных, образовательных стандартов.

С введением Закона N83-ФЗ бюджетные автономные учреждения стали собственниками своих заработанных средств и могут самостоятельно распоряжаться субсидией. У казенных учреждений права распоряжения заработанными средствами нет.

При этом казенные учреждения остаются в рамке довольно жестких требований по выполнению социальных гарантий. Государственное финансирование казенных образовательных учреждений осуществляется по смете, без получения задания. Учредитель может установить задание казенному учреждению, хотя и не обязан это делать, однако содержать его он будет все равно по смете. Существует заблуждение, что, так как казенные учреждения финансируются по смете, то они гарантированы в объеме финансирования, в получении тех средств, которые необходимы для осуществления их деятельности. Однако все, что зарабатывает казенное учреждение, сохраняется как неналоговые доходы бюджета. Поэтому они не имеют мотивации к тому, чтобы зарабатывать средства. Все заработанные средства поступают в полное распоряжение учредителя, который решает, как ими распоряжаться.

В то время как бюджетные, автономные организации переходят от сметного к нормативному государственному финансированию образовательных учреждений, казенные учреждения сохраняют сметное финансирование. На первых порах переходного периода после вступления в силу Закона N83-ФЗ муниципалитеты старались оставлять учреждения в форме казенных, однако постепенно они начали задумываться о том, чтобы перевести их в статус бюджетных или автономных.

Чтобы перейти из казенного в бюджетное учреждение, должны действовать определенные локальные нормативные правовые акты о порядке и условиях изменения типа. Если речь идет о государственной организации, то акты субъектов РФ, если муниципальном – муниципалитета. При этом учредитель решает, к какому типу относится то или иное учреждение. Это касается автономных, бюджетных и казенных организаций. Соответственно принимается решение о государственном финансировании образовательных учреждений.

На первоначальной стадии подготовки к введению в действие Федерального Закона N83-ФЗ казенные учреждения создавались по составленному перечню. Чтобы изменить тип на автономный разрабатывался пакет документов и предъявлялся учредителю. Решение принималось индивидуально по такому каждому учреждению. Все учреждения, которые не получили статус автономного и не были включены в казенные остались бюджетными учреждениями, но в новой форме.

Сегодня чтобы перевести казенное учреждение в бюджетное недостаточно просто выйти из списка. У муниципалитета должен быть порядок и условия перевода казенных учреждений в бюджетные или автономные.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль