Нормативы финансирования образовательных учреждений

430

Нормативы финансирования образовательных учреждений сегодня связываются не с самим учреждением, а с его деятельностью. На нормативной основе финансируется оказание услуг и выполнение работ. Если раньше было сметное финансирование учреждений, то сегодня это нормативное финансирование деятельности.

Под деятельностью понимается оказание услуг и выполнение работ, то есть реализацию той или другой образовательной программы в соответствии с федеральными государственными образовательными требованиями, под которые и разрабатываются нормативы финансирования образовательных учреждений. Услуги в социальной сфере носят нематериальный характер, результат оказания услуги неотделим от ее процесса и эти услуги всегда оказываются в пользу третьих лиц. Таковы основные признаки услуг в образовании.

Финансы в форме субсидий передаются образовательному учреждению по нормативам финансирования через расчеты той или иной образовательной программы, с учетом ее особенностей, категории потребителей. По аналогичным услугам все учреждения получают равные средства. Однако общий объем финансирования у учреждений может различаться в зависимости от количества и качества реализуемых программ. Сюда относится работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с одаренными детьми, по программам углубленного изучения предметов и пр.

Получить субсидию по нормативам финансирования образовательных учреждений можно также на выполнение работ. В чем отличие работ от услуг? В образовании существует тип деятельности, который связан с формированием результата, отделимого от того, кто его сделал. Например, методические, научно-исследовательские работы, которые могут быть распространены среди других пользователей, а не принадлежать только тому, кто ее сделал. Отделимость процесса от результата и отличает работу от услуги. Последняя всегда оказывается конкретному потребителю, в то время как потребитель работы не всегда может быть определен. В задание учредителя могут быть включены и работы, и услуги.

Особенности нормативов финансирования образовательных учреждений

Нормативы финансирования образовательных учреждений зависят от того, сколько работ, по какой стоимости, по каким программам услуги, для скольких категорий потребителей оно реализует. Финансирование по аналогичным услугам рассчитывается на нормативной основе, независимо от формы собственности. Равный доступ к бюджетным ресурсам обеспечен негосударственным и государственным учреждениям. Это позволяет обеспечить прозрачную конкуренцию, стимулировать образовательные учреждения к повышению качество оказываемых услуг.

34 пункт второй статьи «Об образовании» определяет, что такое родительская плата. Это плата за питание, организацию режима дня и иные хозяйственно-бытовые нужды.

Программно-целевые нормативы финансирования образовательных учреждений реализовываются в форме предоставления иных целевых субсидий на достижение программных целей переоснащения, разовую закупку оборудования. Учреждения имеют право получать гранты, спонсорскую помощь, то есть общая конфигурация возможных источников финансирования сохранилась.

Органы субъектов РФ определяют нормативы финансирования частных образовательных учреждений. Финансовое обеспечение получения дошкольного и общего образования в частных организациях относится в соответствии с 8 пунктом к полномочиям субъекта, в 5 пункте определяется, как они рассчитываются.

Таким образом, сегодняшний механизм финансового обеспечения деятельности – это формирование задания учредителя и расчет субсидии на основе нормативов финансирования образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Согласно 5 статьи закона «Об образовании в РФ» в России действует общедоступное и бесплатное дошкольное начальное общее, основное общее и полное среднее образование в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Ранее образовательные учреждения работали в рамках федеральных государственных требований, сейчас добавился раздел, связанный с результатами.

Для дошкольного образования эти результаты не являются основой для оценки деятельности детей. Однако общие требования к условиям, структуре программы и результатам распространяются и на дошкольное образование. На основании этих требований в задании учредителя формируются расчетно-нормативные показатели качества, определяются нормативы финансирования образовательных учреждений, по которым можно обсчитать ту или иную программу, потому что требования к программам заложены в требованиях к структуре программ ФГОСом.

Тем самым, на основе задания учредитель осуществляет предоставление образовательных услуг. Обратная связь осуществляется через контроль качества, оценку достижения показателей по качеству и объему услуг, которые есть в задании, мониторинг достижений. Все это обуславливает принятие решений о том или другом виде финансирования.

Бюджетный кодекс позволяет приостановить или прекратить финансирование задания, если показатели по объему и качеству услуг не выполнены или выполнены не в полном объеме. В рекомендациях Минэкономразвития и Минфина говорится о том, что учредитель вправе включить в соглашение с учредителем пункт об изъятии ранее переданных средств, если они не используются в соответствии с задачами достижения тех показателей по объему и качеству услуг, которые есть в задании.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль