Особенности выполнения государственного задания учреждениями образования

113

При составлении и выполнении государственного задания учреждения образования и учредители руководствуются нормативами, которые рассчитываются отдельно для разных образовательных программ. Согласно 99 статьи 13 главы нового Закона «Об образовании в РФ», существует дифференциация нормативов в зависимости от уровня образования и специфики образовательной программы.

Как известно, сегодня в общем образовании выделено 4 четыре уровня: дошкольное, начальное общее, основное общее и полное среднее общее образование. По каждому уровню есть свой федеральный государственный образовательный стандарт, который учитывается при составлении государственного задания учреждениям образования. Нормативы по уровням дифференцированы и рассчитываются в соответствии со стандартом каждого уровня.

Стандарт старшей школы полномасштабно будет внедряться в 2020 году, но отдельные образовательные учреждения, регионы в пилотном режиме внедряют его с 2013 года. Масштабное внедрение стандарта начальной школы идет с 2012 года по всем образовательным учреждениям. В 2015 году началось внедрение стандарта основной школы.

Расчет нормативов делается по каждой услуге, зафиксированной в перечне образовательных услуг, которые устанавливает учредитель. Неважно, где реализовываются программы образования, они должны быть дифференцированы по нормативам. Это один из основных принципов формирования государственного задания учреждениям образования.

Нормативы дифференцируются не только по программам. Дифференциации могут быть связаны с категорией потребителей, например, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются по программе полной инклюзии, то есть наравне с другими детьми. При этом ученику может потребоваться сопровождающий, например, колясочник, или сопровождающий для слабовидящих. В этом случае расходы, связанные с конкретной категорией учащихся, дифференцируются не только в зависимости от той программы, но и в зависимости от категории потребителей.

Также в нормативах следует учитывать расходы, связанные с тем, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обучаются по отдельным программам, требуют другого педагогического персонала и объема учебных расходов.

Как можно учреждениям образования экономить бюджетные средства при выполнении государственного задания?

Многие учреждения образования сталкиваются с необходимостью экономить бюджетные средства при выполнении государственного задания. Субсидия, полученная по заданию учредителя и сэкономленная, должна оставаться в учреждении. Решение о дальнейшем использовании экономии от иной целевой субсидии принимается учредителем. А вот изымать субсидию по заданию или сокращать нормативы финансирования на следующий год, он не имеет права.

Как может учреждение образования сэкономить выделенные средства на выполнение государственного задания? Многие экономят за счет организации коммунального обслуживания, что может доходить до 30% экономии на коммунальных расходах. Для этого используются современные технические средства, переход на счетчики, использование уплотнителей мусора и пр. Эффективным способом также является оптимизация кадровой политики.

При экономии бюджетных средств и одновременном невыполнении задания, может возникнуть путаница и неверные трактовки относительного того, останутся ли сэкономленные средства в образовательном учреждении. Здесь роль руководителя сводится к тому, чтобы грамотно организовать документооборот и суметь защитить сэкономленные средства.

Ответственность учреждения образования за качество выполнения государственного задания

Бюджетным кодексом предусмотрена прямая ответственность учреждения образования за некачественное выполнение государственного задания. Учредитель имеет право приостановить или полностью прекратить финансирование задания, если показатели по объему и по качеству услуг не выполнены.

Здесь учредитель сталкивается с новой проблемой: если финансирование будет приостановлено или прекращено, кто будет выполнять государственные гарантии в отношении обучающихся, а также гарантии перед педагогами, работающими в образовательном учреждении. То есть при остановке финансирования на учредителя ложится ответственность за выполнение гарантий перед обучающимися и педагогами. При прекращении финансирования следует искать места для учеников в других школах, а также трудоустраивать педагогов. Все это довольно проблематично.

Кроме того, при обнаружении, что предоставляемые услуги ненадлежащего качества, учредитель может предписать меры, необходимые для повышения качества выполнения учреждением образования государственного задания. Однако оно зачастую связано с дополнительными расходами, а не с прекращением финансирования. Дополнительные расходы связаны с повышением качества работы педагогов и других категорий работников, переоснащением образовательного учреждения и пр.

Когда речь идет об ответственности, не лишним напомнить, что ответственность за обеспечение прав граждан на образование несет субъект РФ. То есть за организацию образования несет ответственность муниципалитет, а не только образовательная организация и учредитель.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль