Положение о внутренней системе оценки качества образования

148

Федеральный Закон об образовании № 273 впервые в истории развития российского образования закрепляет понятие «качество образования». И это касается всех уровней общего образования.

Вопросы оценки качества образования всегда будут значимыми в системе образования – в масштабе глобальном и локальном. Это закреплено в положение о внутренней системе оценки качества образования.

Образование обретает статус важнейшего геополитического фактора, который определяет конкурентоспособность государства, темпы развития экономики, социальную стабильность, развитие гражданских институтов.

Если говорить о локальном масштабе оценки качества образования, то участники образовательных отношений должны понимать, что представляет собой система оценки качества, как она функционирует, какова ее роль и назначение.

Закон и положение о внутренней системе оценки качества образования

Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности по подготовке обучающихся, выражающая степень его соответствия Федеральным Государственным Стандартам. И как важная составляющая – определение степени достижения планируемых результатов основной образовательной программы.

Положение о внутренней системе оценки качества образования следует непременно увязывать с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

«Внутренняя система оценки качества образования», как понятие в нормативных документах не закреплено. По сути это – система управления качеством образования на основе проектирования, сбора и анализа информации:

  • о содержании образования;
  • о результатах освоения основной образовательной программы по уровням общего образования;
  • об условиях реализации основной программы и эффективности составляющих ее подпрограмм-компонентов.

А также о содержании, условиях реализации и результатах освоения дополнительных образовательных программ.

Если говорить о построении, развитии, коррекции внутренней оценки системы качества образования на институциональном уровне, то положение о внутренней оценке качества образования касается не только учебных достижений. Она распространяется также на индивидуальные образовательные достижения:

  • по учебным предметам;
  • по программам внеурочной деятельности дополнительного образования;
  • по метапредметным результатам.

Само определение качества образования фиксирует ст. 2 п. 29 273 ФЗ. Здесь важно сделать акцент на том, что ФЗ 273 согласно п.13 ч.3 ст.28 относит к компетенции образовательной организации обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования. Это более высокий уровень в сравнении с внутренним мониторингом качества образования.

Закон также определяет – оценка качества образования в РФ осуществляется в рамках процедур государственных и общественных аккредитаций, информационной открытости системы образования, раскрытия информации, мониторинга системы образования, государственного контроля и надзора в сфере образования и независимой оценки качества образования. Все подробно изложено в статьях 92, 93, 95, 96, 97 Закона об образовании.

Суть положения о внутренней системе оценки качества образования

Важной составляющей в рамках функционирования положения о внутренней системе оценки качества образования является внешняя система оценки. Это означает, что в оценке деятельности системы образования образовательной организации, содержания образования в соответствии с федеральными государственными стандартами, целями и задачами государственной политики в сфере образования принимают участие потребители образовательных услуг, органы государственного общественного управления, коллегиального управления образовательной организации.

Понимание оценки качества образования в РФ как таковой необходимо для грамотного построения работы по формированию или обеспечению функционирования внутренней системы оценки качества образования в школе. Это комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования. По его результатам определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов и условий по их достижению общепризнанным государственно-общественным требованиям к качеству образования и личностным ожиданиям обучающихся, которые зафиксированы в нормативных документах и локальных нормативных актах.

Основные понятия положения о внутренней системе оценки качества образования

Важно также обозначить понятия – оценка, контроль, самообследование, критерии. Эти понятия не равнозначны и не подменяют друг друга. 

Чем отличается контроль от оценки? Сохраняется ли внутришкольный контроль при ведении внутреннего мониторинга качества образования? Заменяет ли самообследование внутреннюю систему оценки качества образования в РФ?

Для того, чтобы ответить на эти и подобные вопросы следует четко понимать смысл этих понятий.

Контроль – это один из элементов управленческого цикла.

Оценка – процедура установления соответствия фактически достигнутых и планируемых результатов (в соответствии с требованиями курса).

Самообследование – процедура оценки качества образования в РФ, оценивания образовательной деятельности системами управления образовательной организации:

  • содержания и качества организации учебного процесса;
  • качества кадрового, учебно-методического, библиотечного, информационного обеспечения;
  • материально-технической базы;
  • функционирования внутренней системы оценки качества образования в РФ;
  • анализ показателей деятельности образовательной организации.

Понятие самообследования является знакомым, поскольку применялось и ранее – при аккредитации образовательных программ. И все же воспринимается по-новому, так как теперь закреплено законодательно для организации общего образования.

Критерий – это признак, на основании которого производится оценка классификации оцениваемого объекта.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль