Цели и задачи общероссийской системы оценки качества образования

104

Прежде чем рассуждать о соответствии внутренней оценки качества образования в школе логике и требованиям государственной политики, о том, что внутренняя система оценки в образовательной организации не должна диссонировать по целям и задачам с общероссийской системы оценки качества образования, следует подробнее ознакомиться непосредственно с целью и задачами общероссийской системы оценки качества образования.

Цель ОСОКО (Общероссийской Системы Оценки Качества Образования) – совершенствование системы управления качеством образования в России, обеспечение всех участников образовательного процесса и общества в целом объективной информацией о состоянии системы образования на всех уровнях, о тенденциях ее развития.

Взаимодействие ОСОКО и внутренней оценки качества образования в школе   

Проводя параллель между целью ОСОКО и целью внутренней оценки качества образования, можно обнаружить некоторые изменения в их определении.

Цель внутренней оценки качества образования в школе и другом учебном заведении – совершенствование системы качества образования на институциональном уровне, а именно в образовательной организации. Это необходимо для того чтобы обеспечить всех участников образовательных отношений (родителей, педагогов, общественности) объективной информацией о состоянии системы образования конкретного образовательного учреждения (образовательной организации), а также – о тенденциях ее развития.

Поэтому, определяя цель внутренней оценки качества образования в школе, нельзя ее воспринимать отличной от цели общероссийской оценки качества образования.

Под общероссийской оценкой качества образования понимаются:

  • совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих оценку образовательных достижений обучающихся, основанную на единой концептуальной методологической базе;
  • оценку эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем;
  • оценку качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.

Проецируя эти положения на уровень образовательного учреждения, под внутренней оценкой качества образования в школе следует понимать совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих оценку:

  • образовательных достижений;
  • эффективности деятельности самого образовательного учреждения;
  • качества образовательных программ по уровням общего образования с учетом запросов потребителей образовательных услуг.

Понятно, что общероссийская система оценки качества образования и внутренняя система оценки качества имеют в основе одни и те же принципы, нормы и правила.

Задачи ОСОКО четко определяет законодательство, в том числе это:

  • обеспечение объективности и справедливости при приеме в образовательное учреждение;
  • формирование единого образовательного пространства;
  • повышение уровня информированности потребителя образовательных услуг  для принятия жизненно важных решений;
  • обоснованные управленческие решения по повышению качества образования органами управления образованием различных уровней.

В задачи ОСОКО (общероссийской системы оценки качества образования) входит также создание эффективной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих в области педагогических  измерений оценки качества образования.

Эта задача сегодня активно решается на федеральном уровне: ведется подготовка специалистов, экспертов, которые готовы предоставить педагогическому сообществу контрольно-измерительные материалы и, с другой стороны – провести их соответствующую экспертизу.

Методы оценки в общероссийской системе оценки качества образования

Будущее общероссийской системы оценки качества образования определено. Это заложено в третьей подпрограмме Государственной Программы РФ по развитию образования на 2013-2020 годы, которая носит название «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования».

При построении системы внутренней оценки качества образования в школе и любом другом образовательном учреждении необходимо ориентироваться на эти задачи – для того, чтобы достичь поставленных целей совместными усилиями на федеральном уровне.

С одной стороны вопрос системы оценки качества новый, а с другой – уже имеет определенное развитие в России. Поэтому логику деятельности конкретного учреждения следует выстраивать в соответствии с общепринятыми задачами развития системы оценки качества образования.

Важно отметить – оценка образовательных достижений обучающихся в рамках общероссийской системы оценки качества образования осуществляется на основе государственной итоговой аттестации осваивающих основные образовательные программы среднего общего образования.

В рамках общероссийской системы оценки качества образования осуществляются:

  • государственная итоговая аттестация обучающихся, осваивающих основные образовательные программы;
  • международные сравнительные исследования;
  • мониторинговые исследования на всех уровнях – федеральном, региональном;
  • аккредитации;
  • исследовательские проекты научных коллективов, Рособрнадзора;
  • промежуточная аттестация учащихся на уровне школы и класса.

Все эти процедуры по оценке образовательных достижений осуществляются также на уровне образовательных организаций. Однако следует понимать, что относится к системе внутренней оценки качества образования в школе, а что к внешней, какие показатели можно использовать для внутренней системы, а какие – для внешней системы оценки качества.

Что касается системы внутренней оценки качества образования в школе, можно отметить (хоть это немного непривычно), что это и есть мониторинг – оценка качества текущая, промежуточная, итоговая. Эти виды аттестации постоянны, осуществляются периодически и  используются для определения или фиксации достижения образовательных достижений обучающихся. Например – по отдельным учебным предметам в рамках учебного плана.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль