Цели и задачи общероссийской системы оценки качества образования

154

Прежде чем рассуждать о соответствии внутренней оценки качества образования в школе логике и требованиям государственной политики, о том, что внутренняя система оценки в образовательной организации не должна диссонировать по целям и задачам с общероссийской системы оценки качества образования, следует подробнее ознакомиться непосредственно с целью и задачами общероссийской системы оценки качества образования.

Цель ОСОКО (Общероссийской Системы Оценки Качества Образования) – совершенствование системы управления качеством образования в России, обеспечение всех участников образовательного процесса и общества в целом объективной информацией о состоянии системы образования на всех уровнях, о тенденциях ее развития.

Взаимодействие ОСОКО и внутренней оценки качества образования в школе   

Проводя параллель между целью ОСОКО и целью внутренней оценки качества образования, можно обнаружить некоторые изменения в их определении.

Цель внутренней оценки качества образования в школе и другом учебном заведении – совершенствование системы качества образования на институциональном уровне, а именно в образовательной организации. Это необходимо для того чтобы обеспечить всех участников образовательных отношений (родителей, педагогов, общественности) объективной информацией о состоянии системы образования конкретного образовательного учреждения (образовательной организации), а также – о тенденциях ее развития.

Поэтому, определяя цель внутренней оценки качества образования в школе, нельзя ее воспринимать отличной от цели общероссийской оценки качества образования.

Под общероссийской оценкой качества образования понимаются:

  • совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих оценку образовательных достижений обучающихся, основанную на единой концептуальной методологической базе;
  • оценку эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем;
  • оценку качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.

Проецируя эти положения на уровень образовательного учреждения, под внутренней оценкой качества образования в школе следует понимать совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих оценку:

  • образовательных достижений;
  • эффективности деятельности самого образовательного учреждения;
  • качества образовательных программ по уровням общего образования с учетом запросов потребителей образовательных услуг.

Понятно, что общероссийская система оценки качества образования и внутренняя система оценки качества имеют в основе одни и те же принципы, нормы и правила.

Задачи ОСОКО четко определяет законодательство, в том числе это:

  • обеспечение объективности и справедливости при приеме в образовательное учреждение;
  • формирование единого образовательного пространства;
  • повышение уровня информированности потребителя образовательных услуг  для принятия жизненно важных решений;
  • обоснованные управленческие решения по повышению качества образования органами управления образованием различных уровней.

В задачи ОСОКО (общероссийской системы оценки качества образования) входит также создание эффективной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих в области педагогических  измерений оценки качества образования.

Эта задача сегодня активно решается на федеральном уровне: ведется подготовка специалистов, экспертов, которые готовы предоставить педагогическому сообществу контрольно-измерительные материалы и, с другой стороны – провести их соответствующую экспертизу.

Методы оценки в общероссийской системе оценки качества образования

Будущее общероссийской системы оценки качества образования определено. Это заложено в третьей подпрограмме Государственной Программы РФ по развитию образования на 2013-2020 годы, которая носит название «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования».

При построении системы внутренней оценки качества образования в школе и любом другом образовательном учреждении необходимо ориентироваться на эти задачи – для того, чтобы достичь поставленных целей совместными усилиями на федеральном уровне.

С одной стороны вопрос системы оценки качества новый, а с другой – уже имеет определенное развитие в России. Поэтому логику деятельности конкретного учреждения следует выстраивать в соответствии с общепринятыми задачами развития системы оценки качества образования.

Важно отметить – оценка образовательных достижений обучающихся в рамках общероссийской системы оценки качества образования осуществляется на основе государственной итоговой аттестации осваивающих основные образовательные программы среднего общего образования.

В рамках общероссийской системы оценки качества образования осуществляются:

  • государственная итоговая аттестация обучающихся, осваивающих основные образовательные программы;
  • международные сравнительные исследования;
  • мониторинговые исследования на всех уровнях – федеральном, региональном;
  • аккредитации;
  • исследовательские проекты научных коллективов, Рособрнадзора;
  • промежуточная аттестация учащихся на уровне школы и класса.

Все эти процедуры по оценке образовательных достижений осуществляются также на уровне образовательных организаций. Однако следует понимать, что относится к системе внутренней оценки качества образования в школе, а что к внешней, какие показатели можно использовать для внутренней системы, а какие – для внешней системы оценки качества.

Что касается системы внутренней оценки качества образования в школе, можно отметить (хоть это немного непривычно), что это и есть мониторинг – оценка качества текущая, промежуточная, итоговая. Эти виды аттестации постоянны, осуществляются периодически и  используются для определения или фиксации достижения образовательных достижений обучающихся. Например – по отдельным учебным предметам в рамках учебного плана.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 15%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль