Внутришкольный контроль качества образования и внутренний мониторинг

2971

Формирование или совершенствование внутренней системы оценки качества образования на институциональном уровне требует не только готовности руководства к данному виду деятельности, но и четкого понимания всеми участниками образовательных отношений (и педагогами в частности) назначения каждого из компонентов.

Что есть внутришкольный контроль качества образования. Что есть внутренний мониторинг качества образования в школе. Какие данные можно использовать, например, по результатам внутреннего контроля в рамках внутришкольной системы оценки качества образования. Как минимизировать затраты внутришкольного контроля, используя в качестве инструмента и как средства мониторинг качества образования.

Внутришкольный контроль над качеством образовательной системы

Прежде всего, остановимся на характеристике внутришкольного контроля. Цель внутришкольного контроля качества образования – контроль над состоянием образовательной системы.

Поскольку текущий контроль в школе является одной из управленческих функций, то в рамках внутишкольного контроля качества:

  • изучается состояние образовательной системы;
  • обеспечение ее стабильности и конкурентоспособности;
  • формируется информации для принятия внутренних управленческих решений.

Направление внутришкольного контроля качества образования здесь взято в качестве примера. Можно взять и другие направления, в зависимости от того, какие используются подходы к структурированию направлений, к объектам контроля в школе и предметам – к структурированию планов внутришкольного контроля.

Предлагаем использовать направление, созвучное с требованиями стандарта, поскольку на сегодняшний день желательно соотносить цель контроля с требованиями стандарта. Это касается и внутришкольного контроля качества над результатами освоения  основной образовательной программы общего образования по уровням – над образовательными достижениями обучающихся.

Необходимо осуществлять внутришкольный контроль над качеством условий реализации основной образовательной программы – определить, как условия, которые созданы в рамках реализации стандартов, влияют на качество образования.

Необходимо контролировать соответствие структуры и содержания образовательных программ требованиям стандарта. И, конечно же – качество процесса управления и реализации основной образовательной программы.

Задачи внутришкольного контроля качества в образовательной системе

Важно четко понимать, какими могут быть задачи внутришкольного контроля качества. И, если сравнить задачи внутришкольного контроля с задачами, которые внутренней оценки качества образования и мониторинга, то становится очевидным, что они в каких-то местах пересекаются. Это не случайно, поскольку построение внутришкольной системы оценки качества образования и процессы которые идут в образовательной организации должны быть согласованы с Федеральным стандартом.

Задачи – это выполнение требований Федерального государственного стандарта к структуре образовательных программ, к условиям их реализации, к исполнению законодательства в сфере образования, выявления нарушений и недостатков в деятельности образовательной организации.

Внутришкольный контроль качества образования обязательно предусматривает анализ реализации планов программ, действующих в образовательной организации. В том числе и программы развития, и основной образовательной программы. Осуществляется анализ причин, лежащих в основе допущенных нарушений и недостатков. То есть анализ должен быть проблемно-ориентированным – проблемы, причины, предложения по их решению.

Рассматривается эффективность результатов деятельности педагогических работников. Изучаются результаты управленческой педагогической деятельности. Разрабатываются предложения по распространению опыта, если в ходе внутришкольного контроля качества выявляются не только недостатки или недочеты, но и положительные моменты в работе – они обязательно присутствуют в работе любой образовательной организации.

Задачи внутреннего мониторинга качества образования в школе

Что касается внутреннего мониторинга качества образования в школе, то учреждения образования все-таки не должны отказываться от его применения. По результатам анализа содержания стандарта начального, среднего и общего и основного общего образования в образовательной организации должна быть продумана система мониторинговых процедур, которая согласуется с внутришкольным контролем качества. И одновременно является составляющей внутренней системы оценки качества.

Внутренний мониторинг качества образования в школе представляет собой деятельность по информационному обеспечению управления образовательной организации, основанному на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса и георесурсного обеспечения, а также полученных результатов.

Важно отметить, что направление внутреннего мониторинга качества образования в школе созвучно направлениям системы оценки качества – в рамках внутришкольномго контроля. Определение качества образовательных результатов есть процедура в рамках системы оценки достижений планируемых результатов, которые прописываются в образовательной программе, и выполняемая периодически – стартовая диагностика, промежуточная, итоговая и так далее.

Это качество образовательных результатов, качество реализации образовательного процесса и качество условий, обеспечивающих образовательный процесс.

Цель внутреннего мониторинга качества образования в школе – получение своевременной, достоверной и полной информации о состоянии текущей основной деятельности либо по видам деятельности, необходимой для эффективного управления функционированием и развитием образовательной организации. В связи с этим важно понимать и учитывать – образовательные организации могут находиться на разных уровнях, в разной фазе – развития либо функционирования. Поэтому следует разделять конкретные цели мониторинга.

Задачи системы внутреннего мониторинга качества образования в школе:

  • систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательной организации;
  • устранение неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательного процесса по их достижению;
  • коррекция управленческой и педагогической деятельности на основе данных, полученных в ходе мониторинга;
  •  определение направления диагностики участников образовательных отношений по повышению качества образования и эффективного управления в образовательной организации.

Устранение в ходе внутреннего мониторинга качества образования в школе неполноты и неточности информации о качестве образования на этапе планирования имеет большое значение, поскольку на начало учебного года планируются результаты, которые предполагается получить на момент окончания учебного года – результаты освоения за учебный год части образовательной программы определенного уровня. Реальная, фактическая позиция – это и есть учебный план.

Самообследование школы по новому Закону об образовании

Согласно требованиям Закона 273 (п.13 ч.3 ст.28), в компетенции организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обязательная на сегодняшний день процедура – проведение самообследования, обеспечения функционирования внутришкольной системы оценки качества образования.

И здесь важно акцентировать на том, что самообследование школы по новому Закону об образовании не является системой оценки качества образования – это отдельная процедура на установление соответствия.

В процессе самообследования выполняется оценка:

  • образовательной деятельности;
  • системы управления образовательной организацией;
  • содержания и качества подготовки учащихся;
  • функционирования внутренней системы оценки качества образования.

Отчет по самообследованию школы по новому Закону об образовании составляется ежегодно и рассматривается в установленном порядке – согласно ч. 3, 4 ст.30 ФЗ 273. Документ готовится к 1 августа и в обязательном порядке размещается на сайте образовательной организации к 1 сентября учебного года.

В процессе самообследования школы по новому Закону об образовании обязательно осуществляется и в описательной (текстовой) частипредоставляется оценка функционирования системы оценки качества образования.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль