Оценка качества образования в образовательном учреждении и требования законодательства

277

Рассматривая систему оценки качества образования в образовательном учреждении, важно акцентировать на различии понятий «контроль» и «оценка».

Понятия контроля и оценки качества образования в образовательном учреждении

Контроль – это один из элементов управленческой компетенции.

Оценка – это процедура установления соответствия фактически достигнутых и планируемых результатов в соответствии с требованиями Федерального стандарта образования.

Цель контроля – поддержание жизнеспособности образовательной системы.

Цель оценки качества образования в образовательном учреждении  – аудит текущего состояния образовательной системы, информационная открытость образовательной организации.

Контроль на сегодняшний день – это:

  • обновленная и развивающая функция управления образовательной организацией;
  • условие мобильности и конкурентоспособности образовательной системы.

Оценка качества образования в образовательном учреждении на сегодняшний день – это:

  • условие информационной открытости образовательной системы;
  • инструмент управления качеством образования;
  • в частных случаях – средство контроля в рамках внутришкольного контроля.

В образовательном учреждении должны присутствовать управленческий внутришкольный контроль и самообследование. Процедура организации внутришкольного контроля регламентируется соответствующим локальным актом. Это должно обеспечить функционирование системы оценки качества образования в образовательном учреждении по ОСОКО.

А мониторинг может быть элементом каждого из обозначенных видов деятельности.

Требования стандартов к системе оценки качества образования в образовательном учреждении

Важно обратить внимание на то, что существуют федеральные требования к оценке качества образования в рамках федерального контроля качества образования. Рособрнадзором 16 июля 2012 года было подготовлено Письмо (№05-2680), в котором представлены объекты федерального контроля качества образования:

  • оценка содержания образования;
  • оценка качества подготовки учащихся;
  • оценка качества подготовки выпускников образовательных организаций.

Оценка качества образования в образовательном учреждении в рамках федерального контроля качества образования осуществляется в соответствии с требованиями Федеральных образовательных стандартов общего образования и в соответствии с уровнем общего образования. Письмо Рособрнадзора детально определяет критерии, параметры, показатели, индикаторы, позволяющие определить соответствие системы оценки качества образования в образовательном учреждении на институциональном уровне требованиям Федеральных образовательных стандартов.

Следует обратить внимание – в Письме параметры разведены в соответствии со стандартами начального, основного, среднего общего образования, в соответствии с федеральным компонентом общего образовательного стандарта.

Данные требования к оценке качества образования в образовательном учреждении важны еще и с позиции того, что, согласно ФЗ 273 (часть 7 ст. 28), образовательная организация несет ответственность за качество образования своих выпускников. То есть образовательная организация несет ответственность за освоение не в полном объеме основных образовательных программ. Поэтому важно четко понимать – если учащийся не освоил в полном объеме основную образовательную программу, то качество образования не соответствует (не в полном объеме соответствует) Федеральным образовательным стандартам.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, оценка качества образования в образовательном учреждении, оценка качества подготовки учащихся и оценка качества подготовки выпускников осуществляется в увязке с требованиями к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы по уровням общего образования.

В каждом стандарте, согласно уровню общего образования, предъявляются требования, которые подразделяются на три группы оценки качества образования в образовательном учреждении: личностный уровень, предметный, метапредметный. В Стандартах они даются общими понятиями, а конкретизируются в примерной основной образовательной программе соответствующего уровня, рекомендованной на сегодняшний день Минобрнауки и размещенной в реестре программ, согласно, Закону об образовании. В конкретной образовательной программе конкретного образовательного учреждения.

Организация несет ответственность за это в полном объеме, ведет оценку достижения образовательных результатов по требованиям, которые закреплены в основной образовательной программе по уровням общего образования и по годам обучения. Закрепляется это, как правило, в рабочей программе педагога.

Основные параметры внутришкольной системы оценки качества образования

В соответствии с положениями федерального контроля качества образования и Письма Рособрнадзора, определяется внешняя оценка качества образования в образовательном учреждении и требований стандартов общего образования по группам требований:

  • требования к образовательным программам – к процессу реализации;
  • требования к условиям реализации;
  • требования к результатам освоения основной образовательной программы.

Параметры и требования, которые заложены в этом Письме являются основой параметров внутришкольной системы оценки качества образования.

Это структура образовательной программы, учет образовательного учреждения и образовательных потребностей и запросов учащихся и их родителей. При формировании образовательной программы в рамках внутришкольной системы оценки качества образования обязательно выполняется диагностика (если говорить об условиях реализации образовательной программы) соответствия условий обязательным требованиям, условий реализации основной образовательной программы и соответствия качества подготовки обучающихся и выпускников. По сути, речь идет об итоговой аттестации, специальных контрольных срезах.

Рассматривая требования к результатам основной образовательной программы, следует понимать, что это - итоговая совокупная оценка обучающихся.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль