Оценка качества образования в образовательном учреждении и требования законодательства

132

Рассматривая систему оценки качества образования в образовательном учреждении, важно акцентировать на различии понятий «контроль» и «оценка».

Понятия контроля и оценки качества образования в образовательном учреждении

Контроль – это один из элементов управленческой компетенции.

Оценка – это процедура установления соответствия фактически достигнутых и планируемых результатов в соответствии с требованиями Федерального стандарта образования.

Цель контроля – поддержание жизнеспособности образовательной системы.

Цель оценки качества образования в образовательном учреждении  – аудит текущего состояния образовательной системы, информационная открытость образовательной организации.

Контроль на сегодняшний день – это:

  • обновленная и развивающая функция управления образовательной организацией;
  • условие мобильности и конкурентоспособности образовательной системы.

Оценка качества образования в образовательном учреждении на сегодняшний день – это:

  • условие информационной открытости образовательной системы;
  • инструмент управления качеством образования;
  • в частных случаях – средство контроля в рамках внутришкольного контроля.

В образовательном учреждении должны присутствовать управленческий внутришкольный контроль и самообследование. Процедура организации внутришкольного контроля регламентируется соответствующим локальным актом. Это должно обеспечить функционирование системы оценки качества образования в образовательном учреждении по ОСОКО.

А мониторинг может быть элементом каждого из обозначенных видов деятельности.

Требования стандартов к системе оценки качества образования в образовательном учреждении

Важно обратить внимание на то, что существуют федеральные требования к оценке качества образования в рамках федерального контроля качества образования. Рособрнадзором 16 июля 2012 года было подготовлено Письмо (№05-2680), в котором представлены объекты федерального контроля качества образования:

  • оценка содержания образования;
  • оценка качества подготовки учащихся;
  • оценка качества подготовки выпускников образовательных организаций.

Оценка качества образования в образовательном учреждении в рамках федерального контроля качества образования осуществляется в соответствии с требованиями Федеральных образовательных стандартов общего образования и в соответствии с уровнем общего образования. Письмо Рособрнадзора детально определяет критерии, параметры, показатели, индикаторы, позволяющие определить соответствие системы оценки качества образования в образовательном учреждении на институциональном уровне требованиям Федеральных образовательных стандартов.

Следует обратить внимание – в Письме параметры разведены в соответствии со стандартами начального, основного, среднего общего образования, в соответствии с федеральным компонентом общего образовательного стандарта.

Данные требования к оценке качества образования в образовательном учреждении важны еще и с позиции того, что, согласно ФЗ 273 (часть 7 ст. 28), образовательная организация несет ответственность за качество образования своих выпускников. То есть образовательная организация несет ответственность за освоение не в полном объеме основных образовательных программ. Поэтому важно четко понимать – если учащийся не освоил в полном объеме основную образовательную программу, то качество образования не соответствует (не в полном объеме соответствует) Федеральным образовательным стандартам.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, оценка качества образования в образовательном учреждении, оценка качества подготовки учащихся и оценка качества подготовки выпускников осуществляется в увязке с требованиями к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы по уровням общего образования.

В каждом стандарте, согласно уровню общего образования, предъявляются требования, которые подразделяются на три группы оценки качества образования в образовательном учреждении: личностный уровень, предметный, метапредметный. В Стандартах они даются общими понятиями, а конкретизируются в примерной основной образовательной программе соответствующего уровня, рекомендованной на сегодняшний день Минобрнауки и размещенной в реестре программ, согласно, Закону об образовании. В конкретной образовательной программе конкретного образовательного учреждения.

Организация несет ответственность за это в полном объеме, ведет оценку достижения образовательных результатов по требованиям, которые закреплены в основной образовательной программе по уровням общего образования и по годам обучения. Закрепляется это, как правило, в рабочей программе педагога.

Основные параметры внутришкольной системы оценки качества образования

В соответствии с положениями федерального контроля качества образования и Письма Рособрнадзора, определяется внешняя оценка качества образования в образовательном учреждении и требований стандартов общего образования по группам требований:

  • требования к образовательным программам – к процессу реализации;
  • требования к условиям реализации;
  • требования к результатам освоения основной образовательной программы.

Параметры и требования, которые заложены в этом Письме являются основой параметров внутришкольной системы оценки качества образования.

Это структура образовательной программы, учет образовательного учреждения и образовательных потребностей и запросов учащихся и их родителей. При формировании образовательной программы в рамках внутришкольной системы оценки качества образования обязательно выполняется диагностика (если говорить об условиях реализации образовательной программы) соответствия условий обязательным требованиям, условий реализации основной образовательной программы и соответствия качества подготовки обучающихся и выпускников. По сути, речь идет об итоговой аттестации, специальных контрольных срезах.

Рассматривая требования к результатам основной образовательной программы, следует понимать, что это - итоговая совокупная оценка обучающихся.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль