Локальные нормативы и внутренняя система оценки качества образования в школе

422

Какие нормативные документы, а точнее – локальные нормативные акты (согласно ст.30 Закона об образовании) должны присутствовать в образовательной организации для внутришкольной оценки качества образования?

Условно такие документы можно разделить на:

  • локальные нормативные акты, регламентирующие оценку и учет образовательных достижений учащихся;
  • локальные нормативные акты, регламентирующие организационные аспекты деятельности образовательной организации.

Локальные положения и внутришкольная оценка качества образования

Комментируя локальные нормативные документы, следует рассмотреть положения, которые могут или должны разрабатываться в образовательной организации, а также основания для разработки данных документов. Если следовать нормам закона и требованиям стандартов, то в образовательной организации в обязательном порядке должно быть Положение о внутренней системе оценки качества образования (согласно п.12 ч.3 и ч.7 ст.28 ФЗ 273).

Требования образовательных стандартов общего образования по уровням – это требования к образовательной программе, к части целевого раздела.

Важно отметить, что в образовательном учреждении должно быть Положение об индивидуальном учете результатов освоения обучающимся образовательных программ (п.11 ч.3 ст.28  ФЗ 273). А также требования ФГОС к образовательной программе, которые определяют положение о планируемых результатах и внутришкольной системе оценки качества образования и оценки планируемых результатов. По сути, речь идет о целевом разделе образовательной программы.

В образовательной организации также может быть Положение о портфеле, или о портфолио достижений учащихся. Как показывает современная практика, такой документ имеется практически во всех образовательных учреждениях. Единственное, на что следует обратить внимание – это необходимость, в связи с действующим положением о портфолио учащихся, портфолио достижений учащихся в образовательной организации, переводить данные документы в соответствие с требованиями ФГОС.

Согласно новому Закону об образовании и Письму Минобрнауки ИР-170/17 в образовательной организации в обязательном порядке должно быть Положение о форме периодичности порядка текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся. Существуют определенные требования к структуре содержания данного Положения, которые предъявляются сегодня в рамках стандарта общего образования по уровням, в рамках подхода к итоговой оценке учащихся, а также – к выбору форм периодичности и промежуточности мероприятий по организации внутренней системы оценки качества образования, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

В ближайшее время в электронной системе образования будет размещено Положение об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в рамках внутренней системы оценки качества образования. Будут представлены эти локальные акты в школе по ФГОС, регламентирующие учет и оценку образовательных достижений обучающихся. Они должны четко коррелировать с содержанием, подходами образовательной программы в части ее раздела «Система оценки планируемых достижений», в рамках освоения образовательной программы.

Это позволит избежать ситуации, когда прописывают один порядок текущей успеваемости и определенные формы внутришкольной оценки качества образования, а в положениях о формах, периодичности и порядке текущего контроля в школе – совершенно другое. Когда в положении о портфеле или о портфолио достижений учащегося избирается один подход к определению или учету достижений обучающихся по направлениям, а в образовательной программе, в части раздела программы прописываете совсем иное. Этого быть не должно. Эти положения должны коррелировать с содержанием образовательной программы.

Внутренней система оценки качества образования в школе и другие методы контроля

К локальным актам также относятся два следующих положения, регламентирующие организационные аспекты:

  • положение о внутришкольном контроле;
  • положение о системе внутреннего мониторинга качества образования в образовательной организации.

По сути положение о системе внутреннего мониторинга можно не разрабатывать – оно может войти, как составляющая в Положение о внутришкольном контроле или в качестве составляющей в Положение о внутришкольной оценке качества образования. Данные положения могут в большей степени использоваться, но образовательной организации вправе их не иметь.

Что касается Порядка или Положения организации проведения самообследования в образовательной организации – важно обратиться к статьям Закона, которые указывают на необходимость присутствия такого нормативного документа в учреждении образования.

Следует избегать дублирования локальных нормативных актов во внутренней системе оценки качества образования в школе, сделать Положения более четкими по целям, задачам и функциям – развести их цели, задачи и функции. Для этого полезно составить некую схему или чисто технически положить перед собой Положение о внутришкольном контроле, Положение о мониторинге (если есть), Положение о внутренней системе оценки качества образования (если есть). Затем четко развести их по целям, задачам и функциям соответствующих видов деятельности.

Важно иметь ввиду, что в Положении о внутришкольном контроле, как правило, прописывают методы, формы, виды, организация и направление контроля, представление результата. А в мониторинге прописывают описание инструментария, порядка функционирования системы мониторинга, предполагаемые объекты мониторинга. Объекты внутришкольного контроля и объекты мониторинга в схеме внутренней системы качества образования в школе, в частности,  могут совпадать.

В отношении показателей и индикаторов, использования итогов мониторинга выделяются и акцентируются параметры оценки качества и организация технологии оценки качества образования. Можно позиции, например, по задачам, функциям, показателям, которые прописаны во внутреннем мониторинге, включить и во внутришкольный контроль, и в положение о внутришкольной оценке качества образования.

Право самой образовательной организации определить, каким будет содержание, какими будут положения. Важно, чтобы всем участникам образовательных отношений было понятно – что именно используется для проведения внутришкольного контроля, какой нормативный документ.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль