Внутренний мониторинг системы оценки качества образования: программы и критерии

447

В тексте стандартов соответствующего уровня образования – начального, основного, среднего – часто встречается слово «мониторинг». Для того чтобы мониторинг системы оценки качества образования в образовательной организации превратился в комплекс либо систему, не был разрозненным, нужно проанализировать все виды требуемого мониторинга в части федерального государственного стандарта общего образования по уровням, и затем уже выстроить определенную систему мониторинговых исследований на институциональном уровне.

Проведение мониторинга качества образования: образовательные стандарты

Это весьма сложная задача, над которой эксперты работают в последнее время. Существуют проблемы, вызванные тем, что не всегда существует четкое представление этого исследования в качестве мониторинга системы оценки качества образования. Чтобы процедуры не дублировали друг друга, либо использовались одновременно результаты регионального и мониторинга при оценке достижений внутри образовательной организации. Тем самым снижая нагрузку на обучающихся и на педагогов – без проведения дополнительных административных  срезы, контрольные работы и т.п.

Поэтому, прежде чем приступить к организации мониторинга системы оценки качества образования, для начала, полезно поступить следующим образом: взять текст стандарта и запустить в поисковике слово «мониторинг». При этом будет очевидно, что практически по каждому пункту стандарта соответствующего уровня образования слово «мониторинг» повторяется или же предлагается использовать данные в конкретном разделе. Если обратить внимание на содержательный раздел, где представлены стандарты, а не «примерная образовательная программа», то в рамках требований, например, к содержанию образования физической культуры речь идет о формировании навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок данных мониторинга. Фактически – мониторинга физического развития.

Если обратить внимание на стандарт среднего общего образования, то стандарт является основой для построения внутреннего мониторинга системы критерий оценки качества образования. Следуя логике стандарта, требуется составить систему внутреннего мониторинга.

Если обратить внимание на обобщенную оценку личностных, предметных, метапредметных результатов (п.13 ФГОС начального общего образования и п.12 ФГОС основного общего образования), то обобщенная оценка этих и других результатов учебной деятельности учащихся может осуществляться в ходе проведения внутреннего мониторинга качества образования – различных мониторинговых исследований. В основной школе уже речь идет о том, что оценка должна выполняться в ходе различных мониторинговых исследований.

В отношении требований к кадровому обеспечению проведения проведения мониторинга качества образования, стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного мониторинга – должны быть созданы условия для осуществления мониторинга результатов педагогического труда.

Рассматриваются стандарты с позиций, которые предусматривают мониторинги системы оценки качества образования, согласно требованиям стандарта, и с точки зрения инструментария, необходимого для работы при оценке образовательных достижений или оценки здоровья обучающихся в рамках законодательства соответствия, и так далее.

Программы для внутреннего мониторинга системы оценки качества образования

По каким программам должен выполняться мониторинг мониторинг системы оценки качества образования? Например, в обязательном порядке в программе коррекционной работы должен быть задействован мониторинг динамики развития детей и их успешности.

Программа воспитания и социализации учащихся основной школы должна содержать методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития и воспитания.

Эти моменты, приведенные в качестве условных моделей внутреннего мониторинга системы оценки качества образования в образовательном учреждении, следует учитывать при разработке реальных систем внутреннего мониторинга в школе. Поэтому так важно определить главную цель, подчиненную качеству образования и определить подцели. Соответственно, под каждую подцель определяется задача и мероприятие.

Проведение мониторинга качества образования, которое будет осуществляться на уровне начального общего образования, должен быть преемственен с мониторингом среднего и основного общего образования.

Если речь идет об оценке личностных результатов, то в обязательном порядке должен использоваться только неперсонифицированный мониторинг системы оценки качества образования. В отношении предметных, метапредметных и прочих результатов допускающих персонифицированный характер мониторинга, можно использовать и таковой.

Обязательно ведется мониторинг образовательных достижений, и в каждой образовательной организации он формируется по-своему. Естественно, для того, чтобы облегчить себе работу, образовательные организации могут использовать результаты проведения мониторинга качества образования, мониторинговых исследований всех уровней – федерального, регионального, муниципального. Поскольку программа мониторинга является одной из программ оценки качества образования (если следовать логике Болотова В. А. – основателя Всероссийской Системы Оценки Качества Образования).

 Составляющие внутреннего мониторинга системы оценки качества образования

Важно обратить внимание – реализация внутреннего мониторинга системы оценки качества образования, согласно требованиям ФГОС, предусматривает следующие составляющие:

  • стартовая диагностика;
  • текущее выполнение учебных исследований и учебных проектов;
  • промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе, направленные на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом.

 Это весьма  важно понимать, для того чтобы обезличенный мониторинг системы оценки качества образования превратить в реальный инструмент качества образования – с «индивидуальностью» образовательного учреждения, грамотно прописанный и зафиксированый в образовательной программе.

В рамках индивидуальных образовательных достижений ведется оценка универсальных учебных действий. Проведение мониторинга качества образования проводится в отношении учебных достижений по программам внеурочной деятельности, дополнительного образования, личностные неперсонифицированные образовательные результаты и метапредметные результаты. То есть, речь идет о комплексном, системно-деятельностном подходе к оценке результатов образования.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 15%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль