Общероссийская система оценки качества образования в школе

277

Качество образования – это комплексная характеристика, которая выражает степень соответствия образовательной деятельности и подготовки учащегося образовательным стандартам, ФГОС, а также потребностям лиц, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность. Цель общероссийской системы оценки качества образования заключается в том, чтобы усовершенствовать систему управления качеством образования и обеспечить всех участников образовательных отношений объективной и достоверной информацией о состоянии образовательной системы на разных уровнях её развития.

Под общероссийской системой оценки качества образования понимается совокупность различных структур, правил и нормативов, которые обеспечивают оценку следующих параметров:

  • образовательных достижений учащихся;
  • эффективности деятельности образовательных организаций и их систем;
  • качества образовательных программ с учетом запросов потребителей образовательных услуг.

Разумеется, данная оценка должна быть основана на единой концептуально-методологической базе.

Задачи системы оценки качества образования в школе

Существуют несколько основных задач, наиболее важная из которых заключается в том, чтобы обеспечить максимальную объективность и справедливость при приёме учащихся в образовательную организацию, сформировать единое образовательное пространство, повысить информированность потребителя образовательных услуг до того уровня, который позволит ему принимать важные решения относительно продолжения обучения или трудоустройства. 

Второй существенной задачей общероссийской системы оценки качества образования в школе является принятие органами управления обоснованных и значимых управленческих решений по повышению его качества. 

Третья задача – создание системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области педагогических измерений и оценки качества.

В государственной программе развития образования на 2013-2020 годы выделена отдельная подпрограмма - развитие системы оценки качества образования в школе и информационной прозрачности. Данная программа нацелена на то, чтобы потребители образовательных услуг включились в оценку деятельности образовательной системы посредством развития механизмов независимой оценки и общественного управления. Кроме того, программа развития системы оценки качества образования в школе должна обеспечивать надёжность и технологичность процедуры оценки уровня образовательных результатов. В её функции входит формирование культуры оценки образования на региональном и муниципальном уровнях, а также на уровне отдельных организаций, связанных с педагогическими измерениями, анализом и использованием результатов оценочных процедур. Частью формирования системы оценивания качества образования в школе является создание ряда других систем:

Федеральные требования к системе оценки качества образования в школе 

К системе оценки качества образования в школе предъявляется ряд федеральных требований. Во-первых, содержание образования в конкретной школе определяется основной образовательной программой, которую школа самостоятельно разрабатывает и утверждает.

Во-вторых, обязательной компетенцией школы является проведение самообследования и обеспечение функционирования системы оценки качества образовани в школе. Данное положение означает, что в каждой школе и иной образовательной организации должна функционировать собственная система оценки качества образования, а её порядок и инструментарий определяются локальным нормативным актом. При этом критерии и показатели ВСОКО не должны противоречить показателям деятельности школы, которая подлежит самообследованию. 

В-третьих, в  системе независимой оценки качества образования (НОКО) в школе и других образовательных организациях используется общедоступная информация об организациях, которые осуществляют образовательную деятельность. Образовательная организация должна предусматривать, что оценочная информация, размещенная на сайте в открытом доступе, может быть использована органами независимой оценки в своих интересах. Оценка не заменяет внутришкольный контроль, а дополняет его или выступает в роли его инструмента. 

Разница требований к системе оценке качества образования в школе

Федеральные требования к системе оценке качества образования в школе и других образовательных организациях разграничивают оценку и контроль, внешнюю и внутреннюю оценку – последняя выступает как обязательная компетенция ОО. 

В рамках требований ФГОС к образовательным программам предъявляются требования к процессу реализации ООП, а в рамках федерального контроля качества образования рассматривается соответствие содержания образования требованиям ФГОС: структура образовательной программы, учёт типа учреждения, учёт образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей, законных представителей. При данном подходе к контролю системы оценки качества образования в школе необходимо, чтобы на уровне школы или другой ОО весь инструментарий и аналитический материал хранился в течение определённого срока. Это нужно для того, чтобы в случае контроля им можно было подтвердить, что при формировании содержания образования, осуществляется учёт образовательных потребностей и запросов обучающихся. 

В рамках ФГОС общего образования предъявляется требование к результатам освоения ООП,  а в рамках федерального контроля качества образования рассматривается соответствие уровня подготовки учащихся и выпускников на основе специальных контрольных срезов итоговой аттестации.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль