Автономные образовательные организации и их основные органы управления

81

Главными органами в автономной образовательной организации являются наблюдательные и управляющие советы. Между ними есть достаточно много общего, но, тем не менее, существенные различия также присутствуют. Если в управляющий совет, как правило, руководитель включается с правом решающего голоса, то в наблюдательном его членство исключено, то есть он в нем может присутствовать только с правом совещательного голоса. Если в состав управляющего совета входит один представитель учредителя, то в наблюдательном находятся, как минимум, два. Также в состав управляющего совета должны входить представители общественности, но при этом данный орган самостоятельно кооптирует их в свой состав, а в наблюдательном совете они включаются по решению учредителя.

Формы частно-государственного партнерства автономной образовательной организации

Таким образом, по своему составу наблюдательный совет – это орган участия учредителя в системе управлении образовательной организацией. А управляющий совет – это орган совместного участия в управлении учреждением. Эту разницу необходимо учитывать с пониманием того, что наблюдательный совет – это, по своей сути, орган надзора и контроля за деятельностью руководителя организации, а управляющий совет создается для стратегического планирования, развития образовательного учреждения и мониторинга по всем его видам деятельности.

Еще одной формой частно-государственного партнерства автономной образовательной организации является институт общественного взаимодействия на основании решений органов государственного управления в форме экспертных советов, рабочих групп и различных ассоциаций. В настоящее время данный механизм достаточно хорошо распространен в Российской Федерации. Практически все администрации регионов имеют при себе экспертный и общественный советы, различные рабочие группы, и спектр задач, которые решаются подобными формами частно-государственного партнерства в образовании, как правило, заключается в экспертной оценке различных законодательных инициатив, консультировании администрации, обсуждении наиболее важных вопросов развития систем образования в регионе (или на муниципальном уровне) и его общественно-политической жизни.

Система управления работы экспертного совета автономных образовательных организаций строится следующим образом: первоначальный состав определяется непосредственно органами государственной власти или местного самоуправления, далее он фиксируется в нормативном акте и из числа членов экспертного совета избираются председатель и президиум (человек, который готовит повестку заседаний и вопросы для рассмотрения). Из отдельных членов совета могут быть образованы профильные комитеты или комиссии, решения о создании которых принимаются на основании постановлений данного экспертного органа.

В качестве примера подобного органа управления автономными образовательными организациями можно привести Московский экспертно-консультативный совет родительской общественности при департаменте. Основными его задачами являются:

  • участие в определении приоритетов образовательной политики города, в общественной экспертизе и контроле за реализацией государственной программы развития образования города Москвы «Столичное образование»;
  • выдвижение и поддержка общественных инициатив и проектов, которые имеют значение для развития образования в регионе;
  • привлечение общественности, государственных, научных, предпринимательских структур к поддержке развития;
  • участие в создании и экспертизе правовых актов в области образования;
  • изучение общественного мнения (родителей и других представителей общественности);
  • оказание информационной, организационной, методической и иной поддержки, в том числе управляющим советам.

Автономные образовательные организации на основании 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» с согласия своего учредителя вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставной капитал других юридических лиц или в качестве их учредителя, или участника. В данном случае автономное учреждение совместно с частным бизнесом становится участником коммерческой организацией и имеет право на доход, который она получает. Такая форма используется чаще всего вузами и предназначена для повышения эффективности использования имущества за счет передачи его в качестве вклада в коммерческую организацию, которая создается для целей обеспечения и расширения образовательной деятельности.

Частно-государственное партнерство также реализуется через некоммерческие автономные образовательные организации, в частности это благотворительные фонды и фонды развития, которые создают, как правило, частные бизнес-структуры с целью финансирования учреждений. Такой механизм позволяет бизнесу определять наиболее приоритетные направления развития или участвовать как социально ответственный элемент. Это также дает возможность создавать систему грантов и субсидировать через нее определенные разработки или, как в профессиональном образовании, поддерживать представителей значимых для конкретных отраслей профессий или других профессиональных групп.

Таким образом, наиболее заинтересованными лицами финансирования автономных образовательных организаций чаще всего бывают крупные или градообразующие предприятия. В любом случае, при создании благотворительного или иного фонда требуется определенный начальный капитал, который могут предоставить предприятия и организации, которые заинтересованы в том, чтобы дети работников имели доступ к дошкольным образовательным учреждениям и занимались в красивой, комфортной, удобной школе.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль