Автономные образовательные организации и их основные органы управления

51

Главными органами в автономной образовательной организации являются наблюдательные и управляющие советы. Между ними есть достаточно много общего, но, тем не менее, существенные различия также присутствуют. Если в управляющий совет, как правило, руководитель включается с правом решающего голоса, то в наблюдательном его членство исключено, то есть он в нем может присутствовать только с правом совещательного голоса. Если в состав управляющего совета входит один представитель учредителя, то в наблюдательном находятся, как минимум, два. Также в состав управляющего совета должны входить представители общественности, но при этом данный орган самостоятельно кооптирует их в свой состав, а в наблюдательном совете они включаются по решению учредителя.

Формы частно-государственного партнерства автономной образовательной организации

Таким образом, по своему составу наблюдательный совет – это орган участия учредителя в системе управлении образовательной организацией. А управляющий совет – это орган совместного участия в управлении учреждением. Эту разницу необходимо учитывать с пониманием того, что наблюдательный совет – это, по своей сути, орган надзора и контроля за деятельностью руководителя организации, а управляющий совет создается для стратегического планирования, развития образовательного учреждения и мониторинга по всем его видам деятельности.

Еще одной формой частно-государственного партнерства автономной образовательной организации является институт общественного взаимодействия на основании решений органов государственного управления в форме экспертных советов, рабочих групп и различных ассоциаций. В настоящее время данный механизм достаточно хорошо распространен в Российской Федерации. Практически все администрации регионов имеют при себе экспертный и общественный советы, различные рабочие группы, и спектр задач, которые решаются подобными формами частно-государственного партнерства в образовании, как правило, заключается в экспертной оценке различных законодательных инициатив, консультировании администрации, обсуждении наиболее важных вопросов развития систем образования в регионе (или на муниципальном уровне) и его общественно-политической жизни.

Система управления работы экспертного совета автономных образовательных организаций строится следующим образом: первоначальный состав определяется непосредственно органами государственной власти или местного самоуправления, далее он фиксируется в нормативном акте и из числа членов экспертного совета избираются председатель и президиум (человек, который готовит повестку заседаний и вопросы для рассмотрения). Из отдельных членов совета могут быть образованы профильные комитеты или комиссии, решения о создании которых принимаются на основании постановлений данного экспертного органа.

В качестве примера подобного органа управления автономными образовательными организациями можно привести Московский экспертно-консультативный совет родительской общественности при департаменте. Основными его задачами являются:

  • участие в определении приоритетов образовательной политики города, в общественной экспертизе и контроле за реализацией государственной программы развития образования города Москвы «Столичное образование»;
  • выдвижение и поддержка общественных инициатив и проектов, которые имеют значение для развития образования в регионе;
  • привлечение общественности, государственных, научных, предпринимательских структур к поддержке развития;
  • участие в создании и экспертизе правовых актов в области образования;
  • изучение общественного мнения (родителей и других представителей общественности);
  • оказание информационной, организационной, методической и иной поддержки, в том числе управляющим советам.

Автономные образовательные организации на основании 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» с согласия своего учредителя вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставной капитал других юридических лиц или в качестве их учредителя, или участника. В данном случае автономное учреждение совместно с частным бизнесом становится участником коммерческой организацией и имеет право на доход, который она получает. Такая форма используется чаще всего вузами и предназначена для повышения эффективности использования имущества за счет передачи его в качестве вклада в коммерческую организацию, которая создается для целей обеспечения и расширения образовательной деятельности.

Частно-государственное партнерство также реализуется через некоммерческие автономные образовательные организации, в частности это благотворительные фонды и фонды развития, которые создают, как правило, частные бизнес-структуры с целью финансирования учреждений. Такой механизм позволяет бизнесу определять наиболее приоритетные направления развития или участвовать как социально ответственный элемент. Это также дает возможность создавать систему грантов и субсидировать через нее определенные разработки или, как в профессиональном образовании, поддерживать представителей значимых для конкретных отраслей профессий или других профессиональных групп.

Таким образом, наиболее заинтересованными лицами финансирования автономных образовательных организаций чаще всего бывают крупные или градообразующие предприятия. В любом случае, при создании благотворительного или иного фонда требуется определенный начальный капитал, который могут предоставить предприятия и организации, которые заинтересованы в том, чтобы дети работников имели доступ к дошкольным образовательным учреждениям и занимались в красивой, комфортной, удобной школе.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль