Психолого-педагогическое сопровождение детей

1223

Скачать книгу «Работа с педагогами» в формате pdf >>>

Введение федерального государственного образовательного стандарта изменило порядок осуществления образовательной деятельности в школах. Смещение ориентиров ведения педагогической деятельности на обеспечение условий для всестороннего развития личности выдвинуло на первый план психолого-педагогическое сопровождение детей, позволяющее отследить индивидуальные результаты освоения программ, способствовать формированию личностных качеств. Психолого-педагогического сопровождение позволяет охватывать сразу несколько образовательных задач, поэтому его следует рассматривать как неотъемлемое звено системы образования, которое должно быть реализовано в каждой образовательной организации. 

Психолого-педагогическое сопровождение детей по ФГОС: понятие, цели и задачи

Психолого-педагогическое сопровождение детей – это система профессиональной деятельности в области образования, осуществляемая с целью создания комфортных психологических и социальных условий для успешного освоения школьником предусмотренных программами знаний, умений и навыков на каждом этапе обучения. Сопровождение ребенка позволяет обеспечить ему свободу развития и самовыражения. При этом очень важно, чтобы учащийся выступал в данной модели отношений полноправным субъектом, активно взаимодействующим с педагогами и родителями. 

Цель реализации программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся – гарантировать результаты обучения, реализации планов воспитательной работы, предусмотренные ФГОС. Этапы достижения цели в условиях школы позволяет выявить психолого-педагогическая диагностика, которая систематически проводится под руководством педагога-психолога. 
К задачам психолого-педагогического сопровождения следует отнести: 

  • предупреждение возникновения затруднений в развитии школьников, формирование у учащихся способности адаптироваться к новым условиям осуществления образовательного процесса;
  • оказание помощи учащимся в вопросах повышения успеваемости, социализации, профессиональной ориентации, достижения эмоциональной стабильности, уверенности в собственных силах, преодоления конфликтов, построения дружеских отношений с одноклассниками, старшими товарищами, родителями, членами семьи;
  • повышение психологической образованности педагогического коллектива ОО, родителей. 

Скачать книгу «Психолого-педагогическое сопровождение» в формате pdf >>>

Особенности обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей

Сопровождение развития школьников со стороны педагогического коллектива и психологов важно рассматривать как комплекс мероприятий, реализуемый на разных этапах взросления. В условиях введение ФГОС очень важно обеспечить осуществление консультативной, мониторинговой, коррекционно-развивающей работы со школьниками в индивидуальном и групповом порядке. Так, в рамках класса и школы важно реализовать сопровождение по таким направлениям:

  • оказание помощи в адаптации учащихся в переходные периоды (поступление в первый класс, переход в основную школу в 5 классе);
  • профилактика девиантного поведения у школьников «группы риска»;
  • психологическое консультирование педагогов-предметников, родителей;
  • диагностика способностей учащихся;
  • выявление детей с особыми образовательными потребностями, создание условий для освоения ими основных образовательных программ (индивидуализация обучения);
  • выявление и поддержка одаренных школьников;
  • укрепление психического здоровья детского контингента;
  • профориентационная работа. 

Программы психолого-педагогического сопровождения детей реализуются через внедрение в образовательный процесс специальных условий со стороны руководства ОО, педагогического коллектива, педагогов-психологов. 

Школьный психолог обязан в соответствии с должностными обязанностями проводить психолого-педагогическую диагностику учащихся, консультировать школьников, учителей и школьников по вопросам взаимодействия, организации воспитательно-учебного процесса, вести коррекционно-развивающую деятельность, оказывать помощь в дифференциации учебной нагрузки. 
В условиях сопровождения педагогам следует учитывать индивидуальные возможности детей, использовать современные образовательные технологии, оптимизировать процесс обучения, обеспечивать здоровьесберегающие условия на уроках, вести разъяснительную работу с родителями. 

Администрация школы должна организовать оптимальный режим учебных нагрузок через разработку и утверждение нормативных документов, обеспечить контроль сопровождения, стимулировать взаимодействие учителей, педагога-психолога, родителей. 

Только при условии выполнения этих условий в образовательной организации удастся организовать психолого-педагогическое сопровождение детей по ФГОС, наладить взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса с целью создания в стенах школы уникальной среды, в которой дети могут получать новые знания, осваивать навыки и умения, формировать личностные качества. 

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

Сопровождение процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья отличается рядом особенностей, связанных с необходимостью формирования психологической готовности участников образовательного процесса к работе с инвалидами.

Для этого требуется переосмысление школьниками отношения к детям с ОВЗ, признание их равных прав на получение образования, утверждение адаптированных образовательных программ, введение значительных изменений в организацию процесса обучения, разработка конкретных программ сопровождения детей с ОВЗ для оптимальной реализации их возрастных возможностей.  

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ должно включать:

  • выявление у детей-инвалидов патологий на школьном психолого-педагогическом консилиуме, их анализ и разработка путей устранения;
  • составление индивидуальной программы сопровождения с учетом особенностей каждого ребенка (консультации, коррекционно-развивающие занятия);
  • оказание консультативной поддержке семьям, в которых воспитываются дети с ОВЗ;
  • оценку эффективности обучения детей-инвалидов по адаптированным программам, анализ результативности психолого-педагогического сопровождения в школе, внесение коррективов в работу специалистов (педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда).

Выполнение деятельности по вышеперечисленным направлениям позволяет успешно реализовать процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных школах, обеспечить физическое, психическое, психологическое, нравственное и социальное здоровье всех участников образовательного процесса.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль